От Вышневолоцкого драматического театра, о котором я рассказал в предыдущей публикации, на запад простирается Ванчакова линия — ещё одна «знаковая» достопримечательность Вышнего Волочка, улица с одной линией застройки.
От Вышневолоцкого драматического театра, о котором я рассказал в предыдущей публикации, на запад простирается Ванчакова линия — ещё одна «знаковая» достопримечательность Вышнего Волочка, улица с одной линией застройки.
Ванчакова линия названа по просьбе жителей в честь почётного гражданина, купца первой гильдии Михаила Фёдоровича Ванчакова. Он был городским головой с 1833 по 1841 год, и при нём Вышний Волочёк преобразился до неузнаваемости и стал одним из самых благоустроенных уездных городов. При Ванчакове строились мосты, храмы, мостовые, были открыты два училища. На Ванчаковой линии стоял и дом М. Ф. Ванчакова — как раз на углу, где линия поворачивает на набережную Цнинского канала.
Кстати, канал этот долго назывался Сердюковским — построил его Михаил Иванович Сердюков в 1722 году «своим коштом», но денег ему за этот труд так и не заплатили, потому как «зделано без ведома Сената» …
До середины XVIII века Вышневолоцкий ям представлял собой большую деревню, через которую проходила Большая Московская дорога — главная дорога Российского государства — из Москвы в Европу. И проходила эта дорога именно по Ванчаковой линии (так, по крайней мере, изображено на карте 1749 года). Главная дорога империи проходила через Ванчакову линию до 1834 года, когда 1 января ввели в строй новое шоссе, по которому мы ездим и сегодня.
Застройка центральной, исторической части города началась в 1772 году согласно генеральному плану. В принципе, примерно в эти годы и получили свое название все улицы города. «Назначивал» (планировал) застройку один из самых известных зодчих Елизаветинской эпохи Савва Иванович Чевакинский.
Можно сказать, что центр города вместе с Ванчаковой линией — это кусочек Санкт-Петербурга. Застройка «единой фасадой» характерна для нашей северной столицы. Сохранилось таких комплексов в России совсем немного, а по сохранности вышневолоцкая «единая фасада» просто уникальна:
О Петербурге напоминает и название — линия. Это односторонняя улица. Пётр Первый планировал в новой столице вместо улиц каналы, а застройки вдоль каналов назывались линиями.
В Вышнем Волочке на Ванчаковой линии было сконцентрировано большинство богатейших домов города. Когда-то это был, как сейчас говорят, элитный район. Сейчас, увы, многое попросту заброшено…
Мы прогулялись по нынешней Ванчаковой линии от здания драмтеатра, стоящего на углу Ванчаковой линии и Казанского проспекта, и я сделал несколько фотографий.
Слева к зданию театра на Ванчаковой линии примыкает дом № 5, построенный в конце XIX — начале ХХ века и принадлежавший купцу Ивану Семёновичу Легостину. Это трёхэтажный дом краснокирпичной эклектики с гранитным цоколем и отдельными деталями из белого камня. Архитектор перенёс основной акцент на верхний этаж, украсив простенки между окнами выразительными трёхчетвертными колоннами с мощными капителями и базами:
«Единую фасаду» продолжает дом № 7, принадлежавший мещанке А.А. Есиновской, а за ним дом № 9, принадлежавший в конце XIX века братьям купцам Нечаевым. В них можно усмотреть характерную для Вышнего Волочка архитектуру жилого здания, а именно: два этажа с пятью окнами на втором этаже и, иногда, балконом, полуподвалом и Г-образным планом. При этом декоративное убранство имеет только уличный фасад, а всё остальное сугубо утилитарно:
К дому № 9 слева примыкает небольшая одноэтажная лавка (дом № 11), которая, видимо, тоже принадлежала купцам Нечаевым:
Следующий дом № 13 по Ванчаковой линии — солидный, капитальный, трёхэтажный. Он выделяется среди двухэтажного окружения. Построен в стиле позднего классицизма, имеет симметричную композицию с пятью окнами на двух верхних этажах, характерную для гражданской архитектуры Вышнего Волочка. Говорят, что раньше в качестве украшения центральное и два крайних окна второго этажа были акцентированы сандриками, но потом их стесали, что очень обеднило фасад. Единственными декоративными элементами на фасаде остались поперечные тяги и карниз с сухариками:
Рядом с домом № 13 стоит какой-то невыразительный дом № 15, видимо, основательно «обновленный» недавно заново построенным вторым этажом из силикатного кирпича. На нём, хоть и выложены элементы украшения, но он диссонируют с соседними домами, построенными в конце XIX — начале ХХ веков.
Из дальнейшей застройки Ванчаковой линии интерес представляют дом № 17 с протяжённым фасадом, который подчёркнут широким фризом с поребриком, и дом № 19 с пластичным декоративным убранством второго этажа:
Дом № 19 исторически интересен тем, что в 1950-е годы в нём находилась музыкальная школа, в которой учился Муслим Магомаев. Два крайних слева окна на втором этаже — это класс музыкального педагога Валентины Михайловны Шульгиной, у которой обучался будущий кумир советской эстрады…
Дом № 23 интересен тем, что в нём размещалось Вышневолоцкое отделение Московского банка П. М. Рябушинского. Этот предприниматель во второй половине XIX века купил в Вышнем Волочке бумагопрядильную фабрику.
Сейчас в этом доме расположено детское кафе «Ассорти», в котором мы дважды пообедали, будучи в Вышнем Волочке:
Среди типовой застройки Ванчаковой линии, начиная с дома № 25, выделяется дом № 31 с игривым аттиком, контрастирующим с лишённым всякого декора первым этажом. Но современный вид фасада этого дома с облупленной штукатуркой на втором этаже и аттике, и «облагороженными» евроремонтом пластиковыми окнами на первом этаже, скорее вызывает отторжение, чем восторг. Впрочем, такой вид сейчас имеют очень многие дома в Вышнем Волочке:
Некогда могучее ампирное здание дома № 47 по Ванчаковой линии сейчас находится в очень неприглядном виде. А до революции в нём располагалось 2-е городское училище. Изначально оно, возможно, принадлежало самому купцу и градоначальнику Михаилу Фёдоровичу Ванчакову:
Шагая по Ванчаковой линии, на противоположном берегу Цнинского канала среди деревьев можно увидеть красивое длинное здание жёлтого цвета. Сейчас в нём расположена средняя общеобразовательная школа № 6, раннее здесь было училище кондукторов путей сообщения, а ещё ранее — Путевой дворец, построенный к посещению Вышнего Волочка императрицей Екатериной Великой.
Перестроенный в середине XIX века дом объединяет ранее самостоятельные здания: Путевой дворец 1783 года постройки (восточная часть, выходящая на Пожарную набережную), а также флигель дворца и Банковскую контору (западная часть здания).
Это был, вероятно, четвертый по счету и последний путевой дворец, сооруженный в Вышнем Волочке для путешествия царственных особ.
Путевой дворец в Вышнем Волочке был одной из многих каменных построек этого типа, сооружённых в 1770 -1780-х годах в городах и сёлах, стоявших на тракте Москва — Петербург. За исключением Новгородского дворца, они обнаруживают большое сходство между собой, как по объёмно-пространственной композиции, так и по характеру фасадов и наружного декора. Скорее всего, образцом для всех построек этого типа послужил новоторжский дворец, построенный архитектором П. Р. Никитиным в 1776 году. К 1827 году главный корпус и флигель, какое-то время никак не использовавшиеся, пришли в такое ветхое состояние, что от них, по существу, оставались только капитальные стены, а внутренние перегородки и полы обрушились. По повелению Николая I Путевой дворец в Вышнем Волочке предписывалось «отделать почтовым двором», но затем было решено разместить в нём казармы для нижних чинов полицейской бригады и инженерных офицеров или шоссейное управление.
Судя по генплану Дворцовой площади 1845 года, выполненному в связи с устройством здесь городского сада, бывший Путевой дворец в то время занимало правление III округа путей сообщения. В 1857 году главный корпус и флигель были объединены в общий объём, а фасады получили новый, в основном существующий и сейчас декор, характерный для позднего классицизма. В 1883 году в этом здании открылось училище Кондукторов путей сообщения, в котором в 1888 — 1891 годах. учился известный писатель В. Я. Шишков…
За домом № 49 Ванчакова линия поворачивает правее и идет вдоль Цнинского канала (называвшегося ранее Сердюковским) на всём его протяжении. Здесь «единая фасада» распадается, многоэтажные дома городского типа сменяются сельскими, в основном, деревянными. И эта часть характерна традиционной для допетровского времени застройкой усадьбами. Среди них привлек внимание вот такой, видимо, ранее усадебный дом на углу Ванчаковой линии и улицы 9 января:
А за ним красиво выделяется хорошо сохранившийся и отреставрированный деревянный дом, построенный в стиле «модерна». Дома в стиле «деревянного модерна» мы в большом количестве встречали в Кимрах, а в Вышнем Волочке, там, где мы проходили, кроме этого, больше не видели ни одного:
А вот подобных «развалюх» в современном Вышнем Волочке довольно много, к сожалению. Ничего, кроме досады и безысходности, они не вызывают. Особенно, если вспомнить, что когда-то Вышний Волочёк был самым благоустроенным уездным городом в российской глубинке:
В районе дома в стиле «деревянного модерна» через Цнинский канал перекинут мостик, по которому можно перейти на островную часть города:
Сейчас к мостику слева примыкает густо заросшее зеленью пространство, именуемое Городским садом. А до революции здесь была Дворцовая (или Садовая) площадь, на которой стоял Петропавловский собор, снесённый в 1936 году. Перебравшись по мостику на другую сторону Цнинского канала, мы по дорожке, ведущей от мостика, направились к старинному дому, стоящему на углу улицы Подбельского и Ленинградского шоссе (он виден на левой фотографии, показанной выше). Но это уже не Ванчакова линия.
Упомяну ещё, что сразу за мостиком справа находится какое-то нагромождение камней на бетонном пьедестале. Видимо, оно должно восприниматься, как некий памятный знак. Для пояснения, что это такое, когда-то была прикреплена табличка с текстом. Сейчас текст на табличке практически уничтожен, то ли природными катаклизмами, то ли вандалами. Но по сохранившейся в самом низу надписи «…урга в Москву» можно догадаться, что текст имел какое-то отношение к А. Н. Радищеву, написавшему свое знаменитое «Путешествие и Петербурга в Москву».
На просторах интернета можно отыскать фотографию таблички во времена, когда она только начала разрушаться. Там текст вполне читаем, и можно прочитать:
»Никогда не проезжал я сего нового города, чтобы не посмотреть новых шлюзов. Первый, которому на мысль пришло уподобиться природе в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единой области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства.
А. Н. Радищев
Путешествие из Петербурга в Москву.
1790 г.»
Из этого следует, что памятник этот на берегу Цнинского канала сооружен, видимо, в честь М. И. Сердюкова, сделавшего «реку рукодельною»…