Раз уж я в предыдущей публикации вспомнил про Вышний Волочёк, то не могу не рассказать о главной достопримечательности этого города, коей является система гидротехнических сооружений на реках Цна и Тверца, а также на искусственных каналах, прорытых в XVIII — ХХ веках, образовавших, начальный участок так называемой, Вышневолоцкой водной системы.
По обилию воды в этом городе и количеству островов, набережных и мостов очень часто Вышний Волочёк называют «Русской Венецией». Однажды местный поэт Иван Шамов написал такие строки:
«Не в Италии, не в Греции Этот дивный старичок. И в России есть Венеция — Город Вышний Волочёк. Окружён родными нивами, Синей чащею лесной. Полноводными разливами И зеркальной речкой Цной. Есть каналы здесь старинные И лагуны, и мосты, И предания былинные Можешь здесь услышать ты…»
Вышневолоцкая Водная Система — это первая водная система, созданная в России в первой половине XVIII века. Истории её создания и эксплуатации посвящена обширная экспозиция Вышневолоцкого краеведческого музея, который мы посетили в начале мая 2019 года. В нём мы побывали на интересной экскурсии, специально устроенной для нас экскурсоводом Надеждой Евгеньевной (фамилию я не запомнил) ещё до официального времени начала работы музея. Фотографии некоторых музейных экспонатов, относящихся к этой системе, а также «натурные» фотографии, сделанные во время прогулки по Вышнему Волочку, я поместил в этой публикации.
1
А ниже я хочу поведать об истории создания этой системы и людях, причастных к её созданию. Я старался сокращать, но информации очень много, а поэтому всё равно рассказ получился довольно длинным. Не сердитесь на меня за это.
Город Вышний Волочёк расположен практически в центре Валдайской возвышенности, которая издревле являлась водоразделом рек, берущих свои начала на её отрогах и текущих в разные моря: река Цна входит в бассейн рек и озер, сообщающихся с Балтийским морем на севере, а река Тверца, исток которой расположен практически рядом с Вышним Волочком, является притоком Волги, несущей свои воды на юг к Каспийскому морю.
Особенностью является то, что в районе Вышнего Волочка реки Цна и Тверца протекают недалеко друг от друга. Поэтому ещё в Х веке здесь на торговом пути, связывавшем Новгородские земли с Поволжьем, возник Цнинско-Тверецкий волок.
Сначала ладьи, струги и лодки с товарами плыли по Волге до Твери, потом поднимались вверх по реке Тверце до Николо-Столпенской пустыни (она находилась недалеко от Вышнего Волочка близ современного села Белый Омут, а сейчас там сохранились только остатки Никольского храма). Здесь товары перекладывали на телеги, а пустые суда тащили волоком до Цны. Протяжённость этого волока составляла всего около 10 вёрст. По сравнению с другими волоками в десятки или даже сотню вёрст, этот волок казался настолько лёгким, что его даже не сочли нужным называть «волоком», а назвали уменьшительным словом «волочёк».
На берегу Цны товары вновь перегружали на спущенные в нёе суда, и те, проплыв по Цне-реке и озеру Мстино, выходили в реку Мсту, впадающую в Ильмень-озеро. А дальше — Волхов, Ладожское озеро, Нева и Балтийское море.
Именно этот путь был выбран Петром Первым в качестве основного для соединения строившейся новой столицы в Санкт-Петербурге с центральными областями страны.
1
На Мсте ниже по её течению существовал ещё один волок протяжённостью в 93 версты. Здесь суда вновь вынуждены были волочить посуху в обход Боровицких порогов, мешавших плаванию по Мсте. Этот волок начинался от села Березовский Рядок и заканчивался в селе Волок Держков (сейчас это деревня Волок Боровичского района Новгородской области). Это был, так называемый, Нижний Волок, по отношению к которому Цнинский Волочёк был прозван Вышним. А возникшее вблизи него поселение было названо Вышним Волочком.
Задумав строить на Неве новую столицу, Пётр Первый, естественно, должен был озаботиться и строительством путей её снабжения необходимыми стройматериалами и провиантом, которые нужно было доставлять из хорошо освоенных центральных регионов России. Гужевой транспорт для этих целей был непригоден. А прямой водный путь прерывался Валдайским водоразделом. Для преодоления этой преграды Пётр Первый задумал соединить искусственным каналом Твецу и Цну в том месте, где они наиболее близко протекали друг от друга. Так Вышний Волочёк стал родиной первой в России искусственной водной системы — Вышневолоцкой, соединившей водным путем Каспийское и Балтийское моря.
Позднее появились альтернативные Вышневолоцкой Тихвинская и Мариинская системы:
1
Говорят, что Пётр Первый лично наметил линию для рытья канала, пройдя пешком путь длиной около 3 км (2900 метров, если быть точным). А 12 января 1703 года он подписал указ о начале строительства канала между Цной и Тверцой.
Руководство строительством было возложено на царского стольника воеводу князя Матвея Петровича Гагарина. И сначала прорытый канал назывался Гагаринским (сейчас Старотверецкий канал). Техническое руководство осуществляли десять приглашенных Петром Первым голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером. К работам было привлечено около 6 тысяч землекопов из числа крепостных крестьян, которые за шесть лет, с 1703 по 1708 год, прорыли канал длиной около 3 км со средней шириной в 15 метров. Для удержания воды в канале по обеим его сторонам были сооружены шлюзы, а для укрепления берегов по обеим сторонам канала были вбиты сваи.
1
1
Так как уровень Тверцы был выше уровня Цны, да и воды в ней недалеко от её истока было недостаточно, на Цне — ниже устья канала — были также устроены шлюзы и дополнительные перемычки.
Уже в 1706 году первая русская газета «Ведомости» писала, что «чрез сию перекопь» проведено 672 судна.
А судоходство по первой в истории России искусственной водной системе открылось весной 1709 года. Шедшие с Волги суда тогда благополучно прошли полой водой по Тверце и каналу. Канал был принят, голландские мастера получили причитавшееся вознаграждение и уехали. Но, когда наступило лето, канал обмелел, и плавать по нему летом стало невозможно. Уже в следующем 1710 году через него не прошли струги с лесом.
Стало очевидным, что голландцы не смогли разрешить проблему водного баланса Вышневолоцкого водораздельного пункта, так как совершенно не считались с режимом русских рек. Да и сами гидротехнические сооружения были сделаны без надлежащего искусства и старания.
В результате в 1718 году шлюзовые ворота на Цне «вешнею водою вынесло и запирать невозможно». То есть построенная десятью годами ранее водная система окончательно пришла в негодность.
Недовольный голландцами Пётр пригласил шлюзных мастеров из самой королевы каналов — Венеции, чтобы «коммуниковать реки, сочинять каналы, углублять устья». Но всё без толку! И эти заграничные мастера не смогли решить проблему.
Вот тут-то в дело и вступил русский самоучка Михаил Иванович Сердюков, взявшийся перестроить Вышневолоцкую водную систему и фактически ставший её подлинным создателем. Расскажу о этом более подробно.
1
Во время строительства голландскими специалистами Вышневолоцкого канала Сердюков интересовался ходом строительства, пытался самостоятельно изучать гидротехнику. После того, как канал фактических стал непригодным для судоходства, Сердюков дважды (в 1718 и 1719 годах) обращался к Петру Первому с предложениями отремонтировать канал. Пётр Первый вызвал Сердюкова в Санкт-Петербург, ознакомил его с планом переустройства Вышневолоцкой системы, и подарил ему книгу французского гидротехника Буйе «О способах, творящих водохождение рек свободное».
1
1
1
В отличие от голландских специалистов самоучке Сердюкову пришли в голову сразу несколько выдающихся гидротехнических идей.
Первая идея состояла в том, чтобы перегородить течение реки Шлины, впадавшей в Цну ниже шлюзов, и заставить её слиться с Цной на участке между шлюзами. Это должно было увеличить уровень воды в Тверецком канале, а также позволило бы при необходимости направлять воды Шлины как в сторону Цны-Мсты, так и в сторону Тверцы, в зависимости от открытия тех или иных шлюзов.
Второй идеей было создание нового канала со шлюзом, обходящего извилистый, неудобный для судоходства участок Цны (после сооружения этот канал назывался Сердюковским, а сейчас называется Цнинским), а на месте существующего шлюза на Цне устроить бейшлот, обеспечивающий необходимый уровень воды в Тверецком канале. Остатки этого бейшлота сохранились до сих пор.
1
1
1
1
1
1
1
Третьей идеей было перекрыть реку Цна плотиной выше Тверецкого канала, что должно было образовать первое в России водохранилище.
1
1
1
Самый же необычный замысел заключался в том, чтобы перевести страдавший от дефицита воды водный путь на периодический режим работы. С этой целью вода периодически накапливалась в водохранилище, а потом выпускалась под очень большими караванами барок как смазочное масло, облегчая их проход. Такая инженерная практика ранее в России не применялась.
Реализация первых двух идей завершилась Сердюковым в 1722 году с полным успехом, и водная система пришла в судоходное состояние. А плотина с водохранилищем была построена в 1741 году.
Сердюков оказался не только хорошим гидротехником, но и успешным организатором строительства. Все работы под его началом шли быстро, а обходились ему (по сравнению с казённым строительством) недорого.
При этом ещё при обращении к Петру Первому с предложением все работы Сердюков обязался выполнить «своим коштом», то есть за собственные деньги. Он рассудил так: если работы не увенчаются успехом, то с него не будет спроса, а если будут успешными, то Петр Первый сам его наградит.
29 июня 1719 года царским указом Михаилу Ивановичу Сердюкову был передан в частное управление Вышневолоцкий канал и шлюзы. К 1722 году Сердюков завершил ремонт канала и шлюзов, и пропускная способность канала выросла в два раза. На реке Цна в 1740 — 1741 годах было создано искусственное водохранилище (Заводское) площадью 6 квадратных километров, что дало возможность поддерживать должный уровень воды в канале.
Кроме поддержания Вышневолоцкой системы Сердюков строил также различные суда, как для своих нужд, так и по государственным заказам. За свою деятельность Михаил Иванович получил в подарок от Петра I два золотых перстня.
1
1
1
В 1744 году Сердюкову были переданы от казны также и работы по чистке Боровицких порогов на Мсте, при этом казна гарантировала компенсацию его затрат. При выполнении этой работы Сердюков также проявил инженерный талант. Он догадался запереть притоки Мсты плотинами, после чего обнажилось дно реки, что дало возможность вести работы по расчистке порогов весь сезон.
После смерти Петра Первого правительственная поддержка практически прекратилась. Средства за ремонт каналов выплачивались государством порой с 15-летней задержкой. После воцарения Анны Иоанновны в 1730 году, Миних несколько раз пытался изъять Вышневолоцкую систему у Сердюкова. Михаила Ивановича несколько раз вызывали в Сенат для докладов.
По указу вступившей на престол Елизаветы Петровны от 15 октября 1742 года, которая нередко благоволила старым соратникам своего отца, Михаил Иванович Сердюков был пожалован в дворяне.
Михаил Иванович Сердюков умер в 1754 году. Похоронен он на погосте Городолюбля (ныне кладбище в местечке Городолюбля Вышневолоцкого района Тверской области) на берегу Заводского водохранилища. В 1912 году у могилы Михаила Ивановича жители Вышнего Волочка установили памятник.
1
В 2006 году на привокзальной площади Вышнего Волочка установили памятник Петру Первому и М. И. Сердюкову:
1
В усадьбе Сердюкова неоднократно гостил сам Пётр Первый. У дома даже сохранился куст барбариса, посаженный, по преданию, Великим Государем. Мы во время посещения усадьбы видели и остатки дома, и этот куст барбариса:
1
1
1
1
Возвращаясь вновь к разговору о Вышневолоцкой водной системе, можно ещё отметить, что в 1774 году Вышневолоцкие каналы были переданы в казённое управление, они несколько раз реставрировались на протяжении всего пути. Для поднятия уровня воды были реконструированы многие плотины, а площадь водохранилища была увеличена до 60 квадратных километров.
Система усиленно эксплуатировалась вплоть до второй половины XIX века, когда между Санкт-Петербургом и Москвой была построена железная дорога. К этому же времени взоры обратились к ещё одной — Мариинской водной системе, вступившей в строй в 1810 году и также соединившей Ладожское озеро с Волгой через реки Свирь, Вытегра, Ковжа, Шексна и озера Онежское и Белое. Мариинская система — это та система, которая после реконструкции 1959 года стала называться Волго-Балтийским каналом.
Вышневолоцкая же система использовалась для местных нужд, главным образом, для сплава заготовленной древесины.
После Великой Отечественной войны Вышневолоцкая водная система была переориентирована на снабжение водой Москвы через построенный до войны канал «Москва-Волга» и была включена в систему «Мосводоканала». Для этого в 1943 — 1947 годах был прорыт еще один пятикилометровый канал (Новотверецкий) между Вышневолоцким водохранилищем и Тверцой, а площадь самого водохранилища увеличилась с 60 до 109 квадратных километров. Основные послевоенные гидротехнические сооружения в Вышнем Волочке мы могли увидеть на фотографиях в экспозиции Вышневолоцкого краеведческого музея:
1
1
1
1
1
1
1
Говорят, что сейчас около 10% водоснабжения Москвы обеспечивается Вышневолоцкой водной системой…
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"