По случаю сегодняшней 243-й годовщины со дня рождения великого русского художника и основателя жанра «бытовой живописи» Алексея Гавриловича Венецианова вспомнилось, что, будучи в Вышнем Волочке, мы, кроме иных многочисленных достопримечательностей, увидели в нём памятник Алексею Гавриловичу Венецианову. Он был установлен в Венециановском сквере на Казанском проспекте и открыт 18 февраля 1980 года в честь 200-летнего юбилея художника. Его авторами являются скульптор Олег Константинович Комов и архитектор Нина Ивановна Комова.
Скульптор изобразил простую крестьянку, кормящую грудью ребенка, и живописца, пишущего её портрет.
И несколько слов о сегодняшнем имениннике.
Алексей Гаврилович Венецианов родился в Москве 18 (7) февраля 1780 года. Его род происходил из Греции, где их звали Фармаки-Проко или Михапуло-Проко. Его прадед, Федор Проко, с семьей приехали в Россию в 1730 — 1740 годах, где им дали прозвище Венециано, которое потом превратилось в фамилию Венециановых. Отец художника, Гаврила Юрьевич, занимался торговлей растениями и цветами, а также картинами. Алексей Венецианов работал при лесном департаменте землемером. Сначала Алексей учился живописи сам, а потом у В. Л. Боровиковского. В молодые годы писал лирические портреты, например, портрет матери, портрет М. А. Фонвизина, портрет А. И. Бибикова. Венецианов с 1807 года служил чиновником в Петербурге. В 1811 году он получил звание «академика». Совместно с И. Теребеневым во время войны 1812 года он рисовал карикатуры на дворян-галломанов и французов. Также увлекался жанровыми сценами из мещанской и дворянской жизни.
В 1819 году, оставив службу, поселился с женой и двумя дочерьми в деревне Сафонково Тверской губернии, отдавая все силы созданию нового жанра в живописи — «крестьянского» жанра. Там он организовал художественную школу, где обучил живописи более 70 человек. Работы учеников художник выставлял на академических выставках вместе со своими работами. Среди учеников Венецианова был Григорий Сорока, талантливый живописец, крепостной помещика Н. П. Милюкова.
В 1829 году Венецианов стал придворным живописцем. Кисти Венецианова принадлежит знаменитая портретная галерея его выдающихся современников: Н. В. Гоголя, Н. М. Карамзина, В. П. Кочубея. Чтобы получить звание академика, Венецианову было дано задание написать портрет К. И. Головачевского, инспектора Воспитательного училища при Академии художеств. Художник изобразил его с тремя мальчиками, которые символизировали союз живописи, архитектуры и скульптуры. Этот портрет также явился олицетворением единства старой Академии и новой.
Наибольшую известность Венецианову принесли созданные им крестьянские образы: «Спящий пастушок», «Жнецы», «Захарка». До сих пор они привлекают внимание зрителя своей искренностью и свежестью. Кисти Венецианова также принадлежат образы для Смольного собора и для церкви Обуховской больницы. Живописец также работал в технике пастели по пергаменту и бумаге, занимался литографией.
Венецианов является автором теоретических статей, заметок и статей. В 1808 году Венецианов начал издавать «Журнал карикатур», который вскоре запретили.
Погиб художник в результате несчастного случая, направляясь в Тверь в декабре 1847 года. В селе Поддубье в Тверской губернии его на ухабе выбросило в сугроб. Похоронили художника в деревне Дубровское (сейчас Венецианово) Тверской области на сельском кладбище…