Как я и обещал, сделаю отдельную публикацию о посещении нами Иоанно-Предтеченского монастыря в Вязьме. Мы в нём побывали дважды, первый раз 4 августа 2023 года в ходе экскурсии с Марией Юрьевной Фай, а второй раз утром следующего дня перед тем, как ехать в Хмелиту для ознакомления с Музеем-усадьбой А. С. Грибоедова и с Музеем П. С. Нахимова. Во второй раз мы заехали в монастырь, чтобы побывать внутри церкви Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», чего нам не удалось сделать накануне.
Свой рассказ я начну, пожалуй, с истории монастыря. Иоанно-Предтеченский монастырь находится в западной части Вязьмы. Его почти 500-летняя история полна драматизма, он пережил периоды как расцвета, так и практически полного разрушения.
Началось всё с того, что в конце 1535 года на высоком холме правого берега реки Бебри преподобный Герасим Болдинский со своим учеником Симеоном поставили келью. Памятник преподобному Герасиму Болдинскому недавно был установлен на территории Иоанно-Предтеченского монастыря.
Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 году преподобный Герасим получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV Грозного для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи.
Монастырь не был обделён вниманием со стороны царствующих особ России. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн Грозный. Потом, проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Годунов, пожаловавший монахам 10 лавок в Вязьме, дом в ней близ соборной церкви, рыбные ловли, пахотные и сенокосные угодья. Дары были богаты, но и монастырь не остался в долгу перед обществом: в голодный 1602 год он открыл свои житницы для окрестных жителей, а совсем ослабевших и убогих принял на полное иждивение.
А потом наступили годы Смуты. Интервенты несколько раз грабили Предтечев монастырь. Особой жестокостью отличалось нападение отрядов гетманов Жолкевского и Хоткевича в августе 1612 года, когда они не только ограбили в очередной раз монастырь, но и убили всех насельников обители.
Восстанавливаться монастырь начал только после Деулинского перемирия и посещения Вязьмы и монастыря митрополитом Филаретом — отцом царя Михаила Фёдоровича Романова, будущим Патриархом. Именно благодаря Романовским даяниям в 1635 году в монастыре началось каменное строительство. На пожертвования царя Михаила Фёдоровича и его родного дяди, боярина Ивана Никитича Романова, в 1635 — 1638 годах был возведён соборный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи (северный) и во имя Симеона Богоприимца (южный).
Этот храм, один из четырёх сохранившихся до нашего времени трёхшатровых храмов, является, пожалуй, самым красивым храмом в Вязьме.
1
Довольно высокая Одигитриевская церковь поставлена ближе к скату холма, и именно она определяет силуэт монастырского ансамбля при взгляде с севера, от реки и от центра города.
В 1650 году в монастыре появилась надвратная Вознесенская церковь с трапезной, после чего монастырь, имея две каменные церкви и кельи, мог уже с достоинством и честью встречать самых высоких гостей, кои в середине XVII столетия зачастили в Вязьму.
В 1654 — 1655 годах монастырь неоднократно посещали жившие в то время в Вязьме царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон.
Вообще с середины XVII до начала XIX века было благополучное время для монастыря. Он получил подворье в Москве на улице Покровке при церкви Космы и Дамиана. К 1700-му году обитель владела 116 крестьянскими дворами. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам.
В 1730-е годы во владение монастырю были переданы новые сёла, и общая численность новых «подданных» монастыря составляла уже почти две с половиной тысячи человек. Ему принадлежали также четыре мельницы на реках Вязьма и Днепр.
В 1745 году в монастыре появились ещё два каменных корпуса — настоятельский и братский, а в 1750 — 1755 годах был построен ещё один (третий) храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя святителя Николая (не сохранившийся до нашего времени).
В середине XVIII века монастырь принял на себя несвойственную монастырям образовательную функцию. С 1739 по 1744 год в нём располагалась Крутицкая духовная семинария, а с 1744 года — Вяземское духовное училище.
А потом наступила новая напасть. В Отечественную войну 1812 года монастырь был разграблен и сожжён французами. Монахи незадолго до взятия Вязьмы войсками Наполеона покинули обитель и ушли вместе со многими жителями города. После ухода французов из Вязьмы в октябре 1812 года в монастыре остались только обгорелые стены.
Возвратившаяся братия с огромным трудом исправила Вознесенский храм. Одигитриевская церковь стояла в развалинах до 1832 года, когда, наконец, архимандрит Вениамин (Кетлеров), заручившись «помощью и усердием доброхотных дателей», приступил к её ремонту.
Ремонт не обошёлся без переделок, приведших к искажению первоначального облика Одигитриевской церкви. С запада к ней пристроили прямоугольную в плане трапезную, перекрытую четырёхскатной кровлей, а над приделами и алтарными апсидами появились ампирные фронтоны. В то же время три ряда роскошных кокошников, отличительную черту стиля «узорочье», в котором была построена церковь, скрыли под полукруглой кровлей. Как выглядела после этого церковь, можно посмотреть на дореволюционной фотографии, сделанной примерно в 1910 — 1917 годах.
Восстановили первоначальный внешний вид Одигитриевской церкви лишь в 1970 — 1980-е годы в ходе научной реставрации, когда реставраторам очень помогли материалы исследований, проведенных в монастыре Петром Дмитриевичем Барановским ещё в 1912 году.
В очередное и, будем надеяться, последнее в истории запустение монастырь пришёл в советское время. В 1930 году храмы закрыли, с них сняли не только кресты, но и главы, а церковное имущество разграбили либо уничтожили. Колокола сдали в металлолом на переплавку. Все монастырские сооружения передали спичечной фабрике.
Уничтожение архитектурного наследия продолжилось во время Великой Отечественной войны, а после освобождения Вязьмы от оккупантов в 1943 году исполком вселил сюда пивоваренный завод.
В 1946 году трапезную Одигитриевской церкви занял архив. А вот зимний Никольский Знаменский храм, построенный в формах классицизма, исчез полностью, поскольку его разобрали якобы из-за отсутствия художественной ценности. Сейчас на месте, где стоял этот храм, установлен камень-валун с соответствующей надписью.
Настоятельные требования органов государственной охраны памятников восстановить кровлю над храмом Одигитрии не воспринимались всерьёз целых 15 лет. Первые шаги к восстановлению историко-архитектурного комплекса были сделаны в 1962 году.
В 1989 году монастырь был передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь был открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, но в августе 1995 года он был преобразован в женский. К настоящему времени многие монастырские постройки отреставрированы и, по крайней мере внешне, выглядят вполне достойно, в чём мы наглядно убедились во время нашего посещения монастыря.
Прежде, чем войти на территорию Иоанно-Предтеченского монастыря, мы увидели на его стене мозаику, посвящённую Святым благоверным князю Симеону и княгине Иулиании Вяземским. Это второе их изображение, которое мы увидели в Вязьме. Первым был горельеф на стене здания, построенного в начале ХХ века на месте Вяземской таможни XVII века. Я его уже показывал в предыдущей публикации. А мозаика в Иоанно-Предтеченском монастыре выглядит следующим образом.
Святые благоверные князь Симеон и княгиня Иулиания в Вязьме считаются символом супружеской верности. Их история такова.
В 1406 году князь Юрий Святославович Смоленский, устроив пир в Торжке, обуреваемый низменными страстями и прельстившийся красотой княгини Иулиании, убил её мужа князя Симеона Мстиславича Вяземского, стоявшего у него на службе, и хотел силой овладеть княгиней. Она, защищаясь, ударила его ножом, и обезумевший Юрий отрубил мечом её руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.
Славная кончина Вяземских князей за их целомудрие и супружескую верность описана в древних летописях. Память святых благоверных Иулиании и Симеона Вяземских отмечается церковью 3 января, а для святой благоверной княгини Иулиании установлен отдельный праздник — 15 июня каждого года.
Сейчас территория Иоанно-Предтеченского монастыря благоустроена. Приведу несколько сделанных там фотографий.
В монастыре работает Церковная лавка с трапезной для паломников, в которой можно приобрести очень вкусную выпечку от местных насельниц.
А ещё возле Одигитриевской церкви установлен интересный памятник на захоронении генерал-майора, участника Отечественной войны 1812 года Александра Александровича Жеребцова, с перечисленными наградами, полученными им за свою жизнь.
Александр Александрович Жеребцов — генерал-майор Русской императорской армии. Отличился при формировании Земского войскаи обучении его ратников во время Русско-прусско-французской войны 1806 — 1807 годов. Герой Отечественной войны 1812 года, активный деятель при формировании и командир подразделений Петербургского и Новгородского народных ополчений. Отличился во многих сражениях, как на территории России, так и во время заграничных походов русской армии. Кавалер русских и иностранных орденов. На гражданской службе — действительный камергер, в разные годы придворный, дипломат, а также высокопоставленный чиновник министерства полиции. Последние годы жизни провёл в своём имении на Смоленщине. После смерти был похоронен возле Одигитриевской церкви в Иоанно-Предтеченском монастыре.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"