5 августа 2023 года мы совершили запланированную заранее поездку из Вязьмы в Усадьбу Хмелита — центральный объект Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А. С. Грибоедова «Хмелита», созданный Постановлением Правительства РСФСР в 1990 году. По пути туда и обратно мы заехали в Мемориальный комплекс «Богородицкое поле» с музеем, также входящего в состав Музея-заповедника «Хмелита». Об его посещении я расскажу потом в отдельной публикации.
Первое, что мы увидели, подъезжая к усадьбе по трассе, это храмовая колокольня и купол Казанской церкви. А справа от неё в деревьях прячутся постройки имения, видна крыша и небольшая часть господского дома.
1
Родовая усадьба семьи Грибоедовых Хмелита находится примерно в 35 километрах к северо-западу от Вязьмы. Она была построена в середине XVIII века дедом великого драматурга Фёдором Алексеевичем Грибоедовым и прославилась в округе как «богатая каменная усадьба». После него хозяином имения стал его сын Алексей Фёдорович. Сюда летом приезжала его родная сестра Анастасия Фёдоровна с детьми — Марией и Александром, будущим автором бессмертной комедии «Горе от ума».
1
Хмелита представляла собой классическую русскую усадьбу, в которой парадную часть, согласно сохранившейся описи, составляли — «дом господский каменный о двух этажах с четырьмя флигелями, при нём два сада: первый иррегулярный, другой регулярный с глухими и открытыми аллеями, в нём имеются разные хорошие цветники с каменными статуями…»
В усадьбе было прекрасно налаженное натуральное хозяйство с винокуренным и конным заводами, манежем, скотным двором, которые располагались за пределами парадной части.
Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве, но был тесно связан с землёй своих предков по материнской линии — со Смоленским краем. Жизнь в родительском московском доме была для него скромной, а, приезжая к деду в Хмелиту, он попадал в атмосферу барской роскоши, в великолепную резиденцию, построенную в 1750 — 1753 годах в стиле елизаветинского барокко. Юный Грибоедов мог любоваться не только усадебным домом-дворцом, но и хмелитским парком, посещал Казанский храм, освящённый в 1759 году, принимал участие в семейных торжествах и престольных праздниках.
Юность Грибоедова совпала с порой всенародного воодушевления, связанного с воцарением Александра I. «Дней Александровых прекрасное начало» внушало надежды целой плеяде русского дворянства, воспитанной на усадебной культуре. Здесь в весёлые летние месяцы собиралась вся окрестная дворянская молодёжь, которая проводила вечера за чтением, сочинениями, прогулками, постановкой домашних спектаклей и учёбой. И Александр Грибоедов вырос в этой среде в окружении образованных и умных людей, что несомненно способствовало становлению его личности и будущего творчества.
После смерти Алексея Фёдоровича в 1832 году имение перешло его дочери — Елизавете Алексеевне Паскевич, супруге генерал-фельдмаршала Ивана Фёдоровича Паскевича. В 1859 году Хмелиту унаследовал их сын, князь Фёдор Иванович Варшавский, граф Паскевич Эриванский. В 1860 году он подарил имение своим родным сёстрам: княгиням Анне Волконской и Анастасии Лобановой-Ростовской, а те в 1868 году продали имение купцу первой гильдии Сипягину, который, в свою очередь, уступил его немцу Ланге. В 1894 году земли Хмелиты купил граф Гейден и подарил их дочери Варваре Петровне на свадьбу с Владимиром Александровичем Волковым-Муромцевым. Эта чета стала последней владелицей имения. Надо сказать, что с 1856 года, ещё при старых хозяевах, усадьба в Хмелите пребывала в запустении. Волковы-Муромцевы её восстановили и жили в ней вплоть до революции.
После революции 1917 года усадьбу национализировали, а её владельцы уехали во Францию. Господский особняк постепенно разрушался. В 1954 году в нём разместили склад и контору колхоза. Тогда же произошёл пожар, и усадьба выгорела дотла. Оставшиеся кирпичи растащили окрестные жители. Церковь ветшала, а со временем пришли в негодность два флигеля, конюшня и оранжерея.
Силами энтузиастов в 1968 году усадьбу начали восстанавливать. Начало возрождению «дворянского гнезда» положил известный архитектор и реставратор Пётр Дмитриевич Барановский, а продолжил его преемник Виктор Евгеньевич Кулаков, ставший в последствии директором Музея-заповедника «Хмелита».
Надо сказать, что, когда П. Д. Барановский впервые побывал в имении Хмелита, состояние усадьбы было удручающим. Но случайное знакомство архитектора с Виктором Кулаковым — автомехаником одной из московских автобаз — положило начало реставрации господского дома.
В музейной экспозиции есть фотография этих двух замечательных людей. Не удержусь и покажу её в этой публикации.
1
Виктор Евгеньевич стал автором проекта восстановления Хмелиты, но в отсутствие достаточных материальных средств работы шли очень медленно. В 1984 году П. Д. Барановский скончался, так и не увидев открытия ещё одного музея, которому он положил начало.
К 1988 году в Хмелите восстановили юго-восточный флигель и соединявшую его два века назад с главным домом галерею. Работы по реставрации усадьбы продолжаются по сей день, но она уже приобрела очень достойный вид.
1
1
2
В 2015 году к 220-летию со дня рождения великого русского писателя, дипломата и музыканта А. С. Грибоедова в музее-заповеднике была открыта новая историко-литературная экспозиция «А. С. Грибоедов: Жизнь. Творчество. Эпоха. Судьба». Экспозиция была продолжена темой «Несколько сцен из жизни русской усадьбы», которая раскрывает особые черты жизни в Хмелите. Здесь представлены предметы и документы, иллюстрирующие помещичий и крестьянский быт Грибоедовых и их соседей.
С 2015 года изменился и ландшафт парадного двора в хмелитской усадьбе. В центре был установлен памятник юному Грибоедову
1
Сотрудники музея скрупулёзно восстановили обстановку усадьбы конца XVIII — начала XIX века, тот есть периода пребывания здесь Александра Сергеевича Грибоедова. К сожалению, до наших дней дошло слишком мало мемориальных вещей поэта, поэтому экспозиция иллюстрирует типичные дворянские интерьеры того времени. Она размещена на втором этаже господского дома. Вкратце расскажу о том, что мы увидели, посетив музейную экспозицию. Обещанная нам экскурсия, к сожалению, сорвалась по причине нехватки экскурсоводов. Но в музее очень хорошая навигация с подробным описанием экспонатов, выставленных в залах. К тому же мы приехали в Хмелиту, довольно много прочитав про неё. Поэтому нам было достаточно просто воспринимать увиденное.
Музейная экспозиция открывается Большим аванзалом. Здесь представлены предметы быта начала XIX века, подлинные рукописи и редкие книги. Можно также увидеть картины с видами усадебных домов, другие гравюры и картины разных художников, украшавшие дворянские усадьбы. В качестве примера полноты описания музейной экспозиции приведу информационный стенд, стоящий в Большом аванзале (подобные стенды есть в каждом зале), и несколько фрагментов экспозиции в нём.
1
1
1
Из аванзала можно пройти в Комнату А. С. Грибоедова или, как она ещё называется, Библиотеку. Её окна выходят на парадный двор усадьбы и на Казанскую церковь. Именно в этом помещении останавливался молодой Александр Сергеевич Грибоедов, приезжавший летом погостить к дяде.
1
В этой комнате находится письменный стол тёмного дерева, покрытый зелёным сукном. Он некогда принадлежал А. С. Грибоедову. Рядом с ним расставлены стулья с жёсткими спинками. На полу персидский ковёр, на стенах узорчатые обои, характерные для декора помещений богатых дворянских домов. Над письменным столом висит портрет юного А. С. Грибоедова.
1
Эта акварель представляет собой реконструкцию дореволюционной фотографии, на которой написано «Грибоедов — юноша», сделанной, в свою очередь, с утраченного портрета писателя работы неизвестного художника.
На стенах комнаты развешаны старинные гравюры и литографии, в частности аллегорическое изображение императора Александра I и виды Московского и Оксфордского университетов. В книжном шкафу помещён бюст Вольтера и собраны книги, составлявшие круг чтения А. С. Грибоедова.
1
Далее можно пройти в Диванную.
1
На стенах этой комнаты висят портреты родителей и сестры поэта. Оригиналы картин были утрачены, и в музее представлены их репродукции. Тут же находятся и другие живописные полотна, на которых запечатлены родственники и друзья драматурга, а также скульптурные портреты императора Александра I, полководца М. И. Кутузова, императора Наполеона и другие. Эта экспозиция посвящена службе Грибоедова в армии и его участию в походах против французских войск.
1
В небольшом закуточке представлена Комната офицера.
1
Здесь выставлена скудная мебель и предметы мундира офицера гусарского полка. На стене висит рисунок художника В. И. Макеева «Портрет А. С. Грибоедова в военной форме» (1994), сфотографировать который не было возможности по причине стеснённости пространства.
Следующая комната — Парадная столовая. В ней встречали гостей и обедали тесным семейным кругом.
1
1
1
В киоте на стене в столовой находится икона Спаса Вседержителя. По углам расположены печи. Представленный в этом помещении мебельный гарнитур XIX века состоит из стульев, кресел и раздвижного стола, покрытого скатертью с вензелями родственной Грибоедовым старинной фамилии Якушкиных и сервированного к обеду. В столовой в шкафчике размещена фарфоровая посуда XVIII — XIX веков. К этому помещению примыкает буфетная комната.
Далее следует Парадный зал — торжественное просторное двусветное помещение, выходящее на главную лестницу с восточной стороны усадьбы. Хозяин имения Алексей Фёдорович любил жить с размахом. В его доме проходили балы, семейные театральные вечера, велись баталии за карточными столами под песни цыганского хора.
1
1
1
1
В парадном зале можно увидеть большой рояль, диван, квадратный ломберный стол, кресла, на светло-зелёных стенах — зеркала в золочёных рамах. Между окнами на консолях из красного дерева стоят античные мраморные скульптуры, изображающие детей. Это копии работ Жана-Батиста Пигаля, выполненные неизвестным мастером первой половины XIX века. Тут же висят парадные портреты членов российской императорской фамилии. Во времена А. С. Грибоедова в Парадном зале усадьбы находились живописные полотна, на которых были запечатлены три родные сестры Алексея Фёдоровича. Четвёртую — мать поэта, Анастасию, — брат, большой ценитель красоты, считал недостаточно привлекательной, поэтому её изображение видеть в собственном доме не хотел.
Когда мы находились в Парадном зале, в нём звучали чарующие звуки вальса, написанного А. С. Грибоедовым.
Голубая гостиная относится к парадным помещениям. В ней собирались приезжавшие в Хмелиту гости.
1
Эта комната до сих пор хранит отголоски роскошной обстановки былых времён. На стенах можно видеть портреты гостей усадьбы, это В. И. Лыкошин, И. Д. Якушкин, А. С. Хомяков и другие. Здесь есть камины, украшенные вазонами, настенное зеркало в резной раме, столик XVIII века со столешницей наборного дерева, а также горка с чайным сервизом и живописными миниатюрами.
А далее мы попали в Кабинет Алексея Фёдоровича Грибоедова, хозяина усадьбы.
1
1
В этом помещении находятся кресла, стулья с жёсткой спинкой, портрет генералиссимуса А. В. Суворова, кабинет-секретер, каминные и напольные часы, картина «Охота на зайца» работы неизвестного художника.
Следующее помещение — Парадная спальня — соединяла парадную и домашнюю части дома.
1
1
Кровать, находящаяся в этой роскошной комнате, украшена золочёной резьбой, рядом стоят изящные стулья и туалетный столик. На стенах висят картины: силуэтные портреты, «Пейзаж с крестьянами» работы неизвестного художника XVIII века, гравюра А. Г. Ухтомского «Санкт-Петербург, вид с Каменного моста на противоположную сторону».
Будуар, примыкающий к Парадной спальне, — женский уголок дома.
1
1
1
Здесь хозяйка имения вела корреспонденцию, вышивала, принимала близких друзей. В экспозиции этой комнаты представлены большое зеркало, ломберный столик с инкрустацией, а также комод красного дерева.
Своё помещение в усадьбе Хмелита было и у слуг. В настоящее время в Комнате прислуги экспонируются предметы народного обихода, например, элементы одежды крестьянок северо-восточной части Смоленского края, сундук, использовавшийся в быту как лавка, кровать и хранилище вещей. Тут же можно увидеть две поколенные росписи рода Грибоедовых, составленные в 1731 и 1742 годах.
1
Завершает экспозицию Комната барышень. У Алексея Фёдоровича — хозяина имения — было две дочери, Елизавета от первого брака с А. С. Одоевской и Софья от второго брака с Н. С. Нарышкиной.
1
1
В этом помещении показаны предметы девичьего быта первой половины XIX века: туалетный столик, кресло, кушетка-ракамье. В шкафу стоят журналы и книги, дающие представление о круге чтенья юных барышень той эпохи. На стенах висят портреты и гравюры.
На первом этаже Главного усадебного дома развёрнута экспозиция «А. С. Грибоедов: Жизнь. Творчество. Эпоха. Судьба», посвящённая творчеству А. С. Грибоедова в разные периоды его жизни, а именно: «Москва и Петербург в творческой биографии А. С. Грибоедова», «А. С. Грибоедов: Кавказ — Персия — Крым», «Творческая история комедии „Горе от ума“». Ещё один зал посвящён увековечиванию памяти великого русского писателя, музыканта и дипломата.
Не описывая подробно представленные в этих залах экспонаты, просто покажу часть сделанных в них фотографий.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А ещё в одном из залов на первом этаже Главного усадебного дома развёрнута выставка, посвящённая памяти Виктора Евгеньевича Кулакова — автора проекта восстановления усадьбы и первого директора Музея-заповедника А. С. Грибоедова «Хмелита».
1
Виктор Евгеньевич Кулаков скончался 16 июля 2019 года. Учитывая его заслуги перед музеем, он был похоронен на территории усадьбы возле Казанской церкви. Вот так сейчас выглядит его могила:
1
После просмотра музейной экспозиции в Главном усадебном доме мы погуляли по прилегающему к нему старинному парку. В этом парке растут раскидистые вековые дубы, проложены уединённые тропинки, есть лесные поляны, каскад прудов с берегами, поросшими густой травой, липовая аллея. Очень красивый парк, располагающий к уединению и отдыху. Вот несколько фотографий, сделанных во время прогулки по парку.
1
1
1
1
И в заключение несколько слов о Казанской церкви в усадьбе Хмелита.
2
Каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца построен в 1759 — 1767 годах на средства лейб-гвардии капитан-поручика Фёдора Алексеевича Грибоедова. В разные годы в него делали вклады представители дворянских родов: Грибоедовых, Лыкошиных, Волковых-Муромцевых и князей Варшавских, Паскевичей-Эриванских.
Во второй половине 1930-х годов храм был закрыт и разграблен. В Великую Отечественную войну в 1941 — 1942 годах в стенах бывшего Казанского храма укрывались от артобстрелов и бомбежек женщины с детьми и старики. Колокольня храма была взорвана.
К 1980-м годам, времени начала реставрационных работ, в полном объёме сохранялись только руины четверика храма. В 1982 — 1985 годах восстановлено завершение храма и его кровля. В трапезной части храма частично сохранились полы из метлахской плитки начала XX века. В 1989 году в Казанском храме установили деревянный резной четырехъярусный иконостас. К 1992 году практически заново построены все утраченные части Казанской церкви. В январе 1992 года при ней был открыт приход и возобновлено Богослужение. В 2006 году была восстановлена колокольня.
В Хмелите находится музей, посвящённый великому русскому флотоводцу, адмиралу Павлу Степановичу Нахимову. Поскольку я уже исчерпал лимит на количество фотографий, прикреплённых к публикации, то я рассказ о посещении нами этого музея вынесу в отдельную публикацию. Так что продолжение следует…
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ в СМОЛЕНСК и СМОЛЕНСКУЮ ОБЛАСТЬ"