Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник Александра Сергеевича Грибоедова «Хмелита» находится в Вяземском районе Смоленской области, в 260 км от Москвы, в 200 км от Смоленска, в 37 км от Вязьмы. В состав заповедника входят мемориальные и историко-архитектурные памятники — Хмелита, Григорьевское, Богородицкое, Никольское (Никольский сад), связанные с пребыванием здесь великого писателя; сельцо Городок, место усадьбы Нахимовых, где родился герой Крымской войны адмирал П. С. Нахимов, и погост Спас-Волжинский, в церкви которого он был крещен; археологические — городища, селища, курганные могильники; природные — Семеновское и Трасливское болота, важные для поддержания экологического баланса в бассейнах рек Волги и Днепра. Общая площадь заповедника 24633 га.
Центром заповедника является усадьба Хмелита, родовое имение Грибоедовых. В архивных документах село Хмелита упоминается с 1614 года. Название усадьбе дала речка Хмелитка, берега которой богаты зарослями хмеля.
Именитой семье Грибоедовых усадьба стала принадлежать с 1747 года. Вначале ею владел Федор Алексеевич Грибоедов — дед известного русского драматурга и дипломата Александра Сергеевича Грибоедова. При нём в имении появился господский дом-дворец, регулярный парк, два зарыбленных пруда, живописные цветники, изящные статуи и хозяйственные постройки. Затем в усадьбе Хмелита хозяйничал родной дядя А. С. Грибоедова — Алексей Федорович, который собрал большую библиотеку и коллекцию живописи, держал домашний театр, хор цыган и приглашал на балы именитых хозяев соседних усадеб и дворян из Москвы. Именно на период со второй половины XVIII — начала XIX века пришелся основной расцвет имения.
В детстве и юном возрасте А. С. Грибоедов каждое лето гостил у дяди и мог наблюдать за сельским бытом и традициями помещичьей жизни. Хмелита была роскошнее, уютнее, аристократичнее других усадеб, настоящее средоточие избранного общества. С ее высоким уровнем культуры усадьба оказала огромное влияние на формирование и становление личности А. С. Грибоедова. Хмелитские впечатления отразились в его творчестве. Считается, что многие из гостей усадьбы Хмелита стали впоследствии прототипами героев знаменитой грибоедовской комедии в стихах «Горе от ума».
В своем первоначальном виде дворцово-парковый ансамбль Хмелита не сохранился. Время, революция, война, небрежения, стихийные бедствия не пощадили Хмелиту. Во время войны 1812 года усадьба стала временным приютом для наполеоновского маршала Мюрат, а при отступлении французов в Хмелите размещался военный отряд под командованием генерал-майора Ивана Матвеевича Бегичева. В 1919 году имение не избежало национализации, библиотеку, картины и мебель перевезли в музеи столицы, Смоленска и Вязьмы. В суровые времена гражданской и Великой Отечественной войны усадьба не пострадала, но большой урон зданию дворца причинил пожар 1954 года, когда в нем размещались не только колхозная контора и другие службы, но и склад. Дом стоял без крыши под снегами, дождями, разрушаясь на глазах. Таким и увидел его, впервые приехав в Хмелиту в 1967 году известнейший архитектор-реставратор П. Д. Барановский. Он был выдающимся знатоком русской старины, но как смолянин особенно любил смоленские памятники. По его инициативе и начались реставрационные работы в усадьбе Хмелита.
С 1990 года имение Грибоедовых превратилось в популярную туристическую достопримечательность. К счастью, до нашего времени дом-дворец сохранил свой первоначальный объем и внутреннюю планировку, но был заключен в новую декоративную оболочку, отразившую стилистические особенности эпохи ампира.
15
В состав музея-заповедника входит господский дом XVIII века, окруженный с четырех сторон флигелями и остатками паркового ансамбля,
3
а также Музей П. С. Нахимова и Храм Казанской иконы Божией Матери.
4
Храм был построен в 1759 году на средства деда А. С. Грибоедова Федора Алексеевича. Долгое время храм служил домовой церковью Грибоедовых и одновременно центром большого прихода, в который входило 32 деревни. В 1930-е годы старый храм закрыли, а гробницу, в которой покоились Ф. А. Грибоедов, А. Ф. Грибоедов и другие благотворители, уничтожили. В годы Великой Отечественной войны за кирпичными стенами укрывались от артобстрелов жители села, и колокольня была разрушена. В настоящее время трехпрестольная церковь восстановлена и передана верующим. Церковь расположена южнее парадного въезда в усадьбу Хмелита, возле главной дороги. Рядом с нею можно увидеть высокую двухъярусную колокольню.
5
Музей уроженца усадьбы Городок Вяземского уезда Смоленской губернии, выдающегося флотоводца, героя Синопского боя и Севастопольской обороны П. С. Нахимова был открыт 5 июля 2002 года в день 200-летия со дня рождения адмирала. Под музей было отдано двухэтажное здание, служившее ранее оранжереей при усадьбе Грибоедовых. Если уж окажетесь в усадьбе, загляните и в музей. Мемориальная экспозиция «П. С. Нахимов. Верный сын России» небольшая, и просмотр много времени не отнимет.
9
На первом этаже музея в экспозиции «П. С. Нахимов на земле смоленской» среди архивных документов церкви Спаса Нерукотворного Образа представлены: запись о рождении и крещении младенца Павла Нахимова, запись о смерти матери П. С. Нахимова, запись о венчании брата П. С. Нахимова Платона, свидетелем которой выступил Нахимов.
Здесь же размещена родословная таблица Нахимовых, составленная А. П. Нахимовым, потомком по линии П. С. Нахимова, свидетельствующая о том, что мужская часть этого рода посвящала свою жизнь службе на флоте (их имена в таблице отмечены Андреевским флагом). Изобразительный ряд экспозиции продолжают портреты братьев П. С. Нахимова — Платона, Николая и Сергея, неизвестный женский портрет, икона святителя Николая Чудотворца, покровителя плавающих и путешествующих. Маленькую нагрудную икону святителя П. С. Нахимов носил в последние годы жизни.
2
За стеклом представлен типичный интерьер гостиной I половины XIX века небогатого дворянского дом, каким и был дом Нахимовых: два кресла с охотничьими сценками, две книги с автографами младшего брата Сергея Степановича, часы на комоде, шкатулка для хранения чая, кофе и салфетка.
7
За стеклом еще одной витрины можно также увидеть изображение усадьбы Волочек конца XIX века, в которой Павел Нахимов провел детство в родительском доме. Также представлены предметы, обнаруженные при проведении раскопок на месте церкви в Спас-Волжанском: большая оконная решетка из Спасской церкви, где был крещен Нахимов, кованые гвозди, кирпичи и металлические стяги, а также малая оконная решетка из церкви Воскресенское-Щербатовщина, где были упокоены десять предков П. С. Нахимова.
Экспозиция второго этажа носит название «Морская слава П. С. Нахимова». Здесь отражены наиболее важные моменты жизни Нахимова: учебу в морском кадетском корпусе гардемарином, служба на флоте офицером, участие в трехлетнем кругосветном плавании (1822—1825 гг.) на фрегате «Крейсер» по командованием М. П. Лазарева, сражение при Наварине (1827 г.), Синопе (1853 г.), героическую 349-дневную оборону Севастополя в ходе Крымской войны (1853—1856 гг.) и смерть национального героя России П. С. Нахимова (1855 г.).
1 из 2
4
В экспозиции также представлены: первый прижизненный портрет художника В.Тимма «П. С. Нахимов при защите Севастополя»,
2
изображения морских судов, портреты сокурсников по кадетскому корпусу М. Бестужева, М. Рейнеке, В. Даля. Особое место в судьбе Нахимова занимал адмирал М. П. Лазарев, его учитель, наставник и друг. Его портрет также представлен в экспозиции. Среди экспонатов размещены оружие XIX века, сигнальная пушечка,
1 из 2
4
фуражка П. С. Нахимова, абордажная пика XVIII века, три морских полотна, представленных из фондов Центрального военно-морского музея из Санкт-Петербурга.
1 из 2
3
В центре зала — шпангоуты, которые являлись основой корабля,
4
в центральной витрине — макет 52-х пушечного фрегата «Паллада», с парусами и полной оснасткой.
5
Отдельная нить экспозиции — оборона Севастополя, героизм его защитников. Здесь также представлены портреты ближайших соратников Нахимова — В. А. Корнилова, В. И. Истомина, Э. И. Тотлбена и др. В углу зала — историческая модель линейного 84-пушечного корабля, являвшегося флагманским кораблем Нахимова. Рядом — картина современного художника А. С. Тербушева «Синопский бой», подарок музею П. С. Нахимова.
Центром старинного имения является живописный господский дом-дворец, построенный неизвестным архитектором в традициях русского елизаветинского барокко.
7
1 из 3
3
Примечательно, что этот стиль довольно редко использовался в русских усадьбах. По сторонам от двухэтажного здания расположены четыре флигеля, выполняющие в настоящее время функции административных зданий.
1 из 3
3
У входа в дом-музей расположен памятник А. С. Грибоедову, открытый в мае 2016 года во время XXV Всероссийского Грибоедовского праздника. Автор памятника — белорусский скульптор Игорь Чумаков установил монумент на небольшом возвышении перед входом в дом-музей. Грибоедов изображен совсем молодым, с мечтательно устремленным вдаль взглядом, держащим в руках перо и раскрытую книгу.
9
В главном усадебном доме выставлены экспонаты, рассказывающие о важных этапах жизни Грибоедова и эпохе, в которой он жил. Экспозиция первого этажа «Кавказ-Персия-Крым» посвящена периоду восточных странствий Грибоедова. Впечатления о жизни на Востоке отразились в путевых письмах, дневниках Грибоедова, сохранились наброски его произведений, связанных с восточной тематикой. Кавказ и Персия в жизни Грибоедова — это начало написания «Горе от ума», новые литературные замыслы, творческие проекты, встречи и размышления.
1 из 4
3
Отдельный мотив в творческой биографии писателя — беспрестанные переезды-«странствия», о которых он постоянно пишет в письмах. Представленные в экспозиции предметы быта, в том числе принадлежащие князьям Чавчавадзе, старинные карты, книги, документы, виды Кавказа и Персии, литографированные и живописные портреты людей из окружения А. С. Грибоедова, экзотически восточные типажи и оформление зала в восточном стиле, помогают создать необходимую деловую, дружескую и творческую атмосферу во время пребывания А. С. Грибоедова на Востоке.
1 из 4
5
«Восточный период» сменяет творческая экспозиция, связанная с известным произведением «Горе о ума». В музее представлены рукописные списки комедии, цензурное разрешение комедии, афиши театральных постановок и многочисленные издания произведения. Любопытно, что при жизни драматурга было сделано около 40 тысяч рукописных копий знаменитой комедии.
1 из 4
3
Экспозиция второго этажа связана с жизнью в усадьбе представителей семьи Грибоедовых.
Комната барышень Элизы и Софьи, дочерей хозяина Хмелиты А. Ф. Грибоедова. Старшую Елизавету А. Ф. Грибоедов воспитывал один после смерти жены, Софья была намного младше и реже бывала в отцовском имении. Документы свидетельствуют о том, что заботы о пожаловании дочерям придворного звания фрейлин императрицы, предсвадебные хлопоты, затраты на приданное и прием многочисленных «званых и незваных» гостей были уделом отца хмелитских барышень. Вслед за Фамусовым он вполне мог воскликнуть: «Что за комиссии создатель, быть взрослой дочери отцом…».
Приезжая в Хмелиту с отцом, Елизавета Алексеевна принимала участие в жизни усадьбы, ей приходилось принимать гостей, она была крестной матерью детей местного священника. В 1817 году Елизавета венчалась с генералом И. Ф. Паскевичем в Казанской церкви Хмелиты. Автор «Горя от ума» поддерживал тесные отношения со своей кузиной Элизой и ее мужем в Москве, Петербурге, Тифлисе.
Атмосферу быта юной представительницы дворянского сословия передает мебель, характерная для I половины XIX века: туалетный столик с качающимся зеркалом, особо модная кушетка-рекамье, кресло, декорированное круглыми накладными розетками и пальметтой. В шкафу журналы и книги, приличествующие для чтения барышень, рукописный альбом XIX века, роль которого в жизни русского дворянства была достаточно ощутима, миниатюрный портрет двоюродного брата Элизы и близкого друга А. С. Грибоедова декабриста А. И. Одоевского. Стену украшают гравюры работы Б. Дебоне «Вид на церковь Санта Мария дела Салюте», И. В. Ческого «Павловск. Храм Дружбы», А. Морена «Портрет И. Ф. Паскевича». Рядом с ним портрет Е. А. Грибоедовой, оригинал которого хранится в польском дворце Паскевичей.
1 из 2
5
Елизавета Алексеевна прожила долгую, счастливую жизнь, оказавшись вместе с мужем на самом верху иерархической лестницы, как графиня Эриванская и княгиня Варшавская. Унаследовав после смерти отца Хмелиту, она впоследствии передала ее своим детям, а многие семейные реликвии перевезла в Гомель.
Проходная комната. Такие чаще всего располагались неподалеку от будуаров или спален хозяек. Часто их занимали служанки из крепостных. В Хмелите не существовало глухой преграды между помещиками и крестьянами.
Приезжая в деревню Александр Грибоедов в непосредственной близости видел повседневную жизнь простого люда, крестьянский быт, традиции костюмы. Он наблюдал и принимал участие в сельских праздниках, бывая на деревенских ярмарках, слышал живую природную речь, которая позже была увековечена грибоедовским гением.
Стены проходной комнаты украшены литографическими и лубочными картинками, характерными для комнат дворовых. В витрине представлен крестьянский косоклинный сарафан и женская рубаха жительницы северо-восточной части Смоленщины. По обе стороны от проходных дверей — сундуки. В них хранили белье, платки, одежду, их брали с собой в дорогу, на них сидели и спали слуги.
1 из 2
2
В XVIII веке в господских домах появляется будуар — типично женский уголок, располагавшийся, как правило, рядом со спальней и наделенный вместе с ней функциями «женского кабинета». В них хозяйки прихорашивались, читали, рисовали, вышивали, писали письма. Здесь слушали музыку, пили вино и вели неспешные беседы, с удовольствием демонстрируя милые дамские вещицы. На стене неотъемлемая дамская вещица — большое зеркало.
Небольшой ламберный стол с инкрустацией и столик для вышивания с изящными боковинами в виде лир свидетельствуют о привычных занятиях хозяйки дома. Комод красного дерева украшает копия с мраморного бюста, выполненного скульптором Гудоном.
1 из 2
6
Парадная спальня, меблированная туалетным столиком, банкетками, кроватью с балдахином, живописными пейзажами, развешенными на стенах, которая чаще всего была пожалована для отдыха дорогих гостей.
7
Интеллектуальным и хозяйственным центром повседневной жизни в Хмелите был кабинет дяди писателя, Алексея Федоровича. Именно здесь отчитывались управляющие, принимались соседи, обсуждались проекты усадебных архитекторов, писались важные письма и распоряжения барина. А. Ф. Грибоедов был типичным представителем «века минувшего», «служил при государыне Екатерине», «как лев дрался с турками при Суворове…», «в отставке жил сплетнями…" .
Дядя возлагал надежды на своего гениального племянника, прежде всего, как на продолжателя рода и гордился его успехами. А. С. Грибоедов не воспринимает своих героев, как конкретных лиц, между тем современники были уверены, что Грибоедов «списал» Фамусова со своего дяди.
В экспозиции представлена обстановка усадебного кабинета: стулья с жесткой спинкой, шкаф-купе с дверцами-шторками, кресла, небольшой столик, портрет генералиссимуса А. Суворова и копия портрета соседа Н. П. Панина. На откидной доске кабинета-секретера хозяйственное описание усадьбы Хмелита конца XVIII века.
1 из 3
7
Дополняют обстановку мужского кабинета напольные и каминные часы, а также живописная работа неизвестного художника «Охота на зайца».
3
Дворяне Смоленской губернии строго соблюдали «обязанности», одной из которых были «непременные посещения» друг друга в известные дни несмотря на отдаленность иногда более ста верст. В Голубой гостиной Грибоедовых часто собирались «веселые компании». Гостиную украшают камины, завершенные вазонами, и настенное зеркало XVIII века, под которыми возлежит скульптурное изображение Полины Боргезе в образе античной богини Венеры, выполненная итальянским ваятелем К. Фосси.
8
Особенности интерьера представляет стол со столешницей наборного дерева, изготовленный в XVIII веке и напоминающий о строителе «великолепной каменной усадьбы» дедушке поэта по материнской линии Ф. А. Грибоедова. В горке чайный сервиз и предметы быта из семьи вяземских дворян Казачковых, миниатюры, выполненные неизвестными мастерами, изделия, расшитые бисером, очень популярные в I половине XIX века.
1 из 3
3
Парадный зал в Хмелите служил лицом господского дома и выглядел в духе времени: большое двусветное помещение в два окна с выходом на парадную круглую лестницу. Зеленая гамма введена в интерьер неслучайно: она служила переходом к регулярному парку.
9
Вечно изменчивая природа органично «входила» в оформление парадной залы. Зал служил разным целям: здесь проходили танцевальные вечера, пели цыгане, сюда же хозяин мог потребовать «столы для карт, мел, щёток и свечей».
Алексей Федорович «был беспечный весельчак, разорявшийся в Москве на великолепные балы, и в деревне жил на широкую ногу, без расчета…" О нем можно было сказать также, как об одной из героинь грибоедовской комедии: «Балы дает нельзя богаче От Рождества и до поста, А летом праздники на даче…»
В усадьбе дядюшки будущий писатель приобрел «тот великосветский лоск, даже порой высокомерный дендизм», тот аристократический тон, какой отмечали его современники.
В интерьере зала представлена мебель грибоедовской поры: большой рояль, удобные диваны, круглый стол и кресла. Обязательным элементом в оформлении подобных залов были зеркала в резных золоченых рамах во всю стену и античная мраморная скульптура, представленная в экспозиции копиями известных художников I половины XIX века с оригиналов Ж. Пигаля.
1 из 4
4
Доминантой в оформлении стен парадных залов того времени выступали портреты представителей императорской фамилии. Эту примету времени отражает изобразительный ряд: портреты русских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, копия портрета Александра I и другие.
2
С парадным залом соседствует роскошно обставленная столовая, обстановка которой свидетельствует о пышных приемах в усадьбе.
9
Диванная комната не отличается запоминающимися предметами мебели, в большей степени здесь представлены памятные для семьи гравированные портреты родственников Грибоедова, его сослуживцев по Иркутскому гусарскому полку, а также гипсовые медальоны, отражающие события Отечественной войны 1812 года.
2
В усадьбе оборудована также комната офицера, аскетично меблированная и помещающая в обстановке элементы гусарского костюма.
1 из 2
2
Особое внимание экспозиции второго этажа отведено роли смоленского культурного гнезда в становлении личности и творчества А. С. Грибоедова. При этом информационное поле охватывает значительный временной промежуток, включающий в себя историю родового гнезда Грибоедовых, рассказ о среде и быте русской, в том числе смоленской усадьбы, особенностях воспитания, образования, общественной и частной жизни в уездах и губерниях, а также сохранение памяти о выдающихся деятелях русской культуры и истории Александра Сергеевича Грибоедова в смоленском крае.
Изобразительный ряд аванзала представлен портретами современников, оказавших в той или иной степени влияние на судьбу А. С. Грибоедова: Н. А. Чавчавадзе, В. И. Лыкошина, А. Рибопьера, П. П. Лачинова и других. Виды смоленских усадеб, расположенных в окрестностях Хмелиты, в которых проживали родственники и знакомые Грибоедовых — Холм Уваровых, Волочек Нахимовых, Преображенское Храповицких, Крюково Лыкошиных, Новое Село Рибопьеров — «рассказывают» о внешнем облике смоленских усадеб. Книги, письма, документы, предметы быта и декоративно-прикладного искусства дополняют экспозицию аванзала.
1 из 2
3
Экспозиция завершается в комнате А. С. Грибоедова (библиотеке). Для будущего русского писателя, родившегося в Москве в 1795 году, смоленская Хмелита стала особым местом. Это родовое гнездо, устроенное дедом драматурга, освященное памятью и могилами предков, семейными традициями и преданиями. Детство и юность Грибоедова проходила в обстановке быта родовитой семьи в доме родителей в Подвинском предместье Москвы, но привычный уклад жизни не нарушался и летом в Хмелите. Поэтому не только грибоедовская Москва, но и смоленская провинция сыграла свою роль в становлении личности и творчества А. С. Грибоедова.
Мемуаристы свидетельствуют о том, что именно в этой комнате с видом на парадный усадебный двор и Казанскую церковь размещали Сашу Грибоедова, когда он приезжал с матерью под гостеприимный кров дяди Алексея Федоровича.
6
Может быть именно воспоминания о летнем пребывании в Хмелите вызвали реплику Чацкого: «Деревня летом — рай!» Изобразительный ряд экспозиции включает в себя гравюры и литографии в духе времени. Особую ценность имеет письменный стол А. С. Грибоедова, переданный для экспонирования Всероссийским музеем А. С. Пушкина. Библиотеку украшает персидский ковер и барометр, характеризующие стилевые закономерности убранства интерьера и золотого века русской усадьбы. На столе размещены рукописи драматурга, а книжном шкафу — книги круга интересов писателя и бюст Вольтера как признак просвещенности хозяев дома.
После осмотра основной экспозиции можно прогуляться в тиши липовых аллей, формирующих усадебный парк,
1 из 2
3
или побродить вокруг малого или большого усадебных прудов.
1 из 2
6
А роскошная парадная лестница, опоясывающая полукругом северный внешний фасад дворянского дома, напомнит об эпизодах сериала «Вольная грамота», съемки которого в том числе проходили в усадьбе Хмелита.
12
Для посетителей музея-заповедника проводятся групповые и индивидуальные экскурсии. Но можно отправиться на прогулку по усадьбе и в свободном режиме.
6
Много гостей приезжает в усадьбу Хмелита в июле, когда здесь проходит ежегодный Грибоедовский праздник. В январе в Хмелите отмечают День рождения А. С. Грибоедова, и усадьба распахивает двери для писателей, журналистов, художников-иллюстраторов, литературоведов и артистов. Помимо основной экспозиции в усадьбе Хмелита проводятся и временные выставки.
Для посетителей двери музея открыты со среды по воскресенье: с октября по март с 11.00 до 17.00, а с апреля по сентябрь с 10.00 до 18.00. Кассы прекращают работу за полчаса до закрытия музея.
Выходной день: понедельник. Санитарный день: последняя среда каждого месяца.
Bxoд в пapк — 50 pyблeй. Пoceщeниe экcпoзиции в Глaвнoм дoмe — 300 pyблeй для взрослых, cтyдeнты и пeнcиoнepы — 150 pyблeй, школьники — бесплатно. Билет в Myзeй П. C. Haxимoвa — 100 pyблeй для взрослых, школьники — бесплатно, студенты, пенсионеры — 50 рублей. Фотосъемка — 100 рублей.
Добраться до усадьбы можно общественным транспортом:
• Автобус «Вязьма — Хмелита» из Вязьмы ежедневно 13:00 (из Хмелиты 14:00), суббота в 10:00 (из Хмелиты 16:00)
• Автобус «Вязьма — Пигулино» из Вязьмы ежедневно 05:15 и 17:30 (из Хмелиты 7:50 и 20:00).
При подготовке материала использована информация с официального сайта Администрации Смоленской области, архивные источники.
Цикл материалов "РОДНАЯ СМОЛЕНЩИНА"
Усадьба Грибоедовых в Хмелите. Штрихи к портрету русского драматурга А.С. Грибоедова через призму обустройства родового семейного гнезда