В один из дней, что я провела в Воронеже, решила сходить в музей «Петровские корабли», раз не попала на корабль «Гото Предестинация». Музей находится в небольшом здании на перекрестке улиц Кольцовской и Свободы, вход в большую дверь слева. Не обращайте внимания, что там написано про экскурсии и прочее, музей открывается в 10–00, звоните, вам там будут рады!
6
Это небольшой частный музей, открытый в 2019 году, его основатель — меценат С. Д. Наумов. Музей посвящен зарождению русского военно-морского флота и последующим этапам становления и развития кораблестроения в России. А началось все это в эпоху Петра Первого, поэтому у входа его слова, сказанные в 1696 году: «Морским судам быть!»
1 из 2
7
Удивительно, но русский морской флот обязан своему рождению такому далекому от моря Воронежу, в котором и река-то невелика.
7
В музей мы пришли втроем, я и молодая женщина с ребенком лет пяти. Экскурсию нужно было заказывать заранее, но нам все рассказала и показала смотрительница этого маленького музея.
7
В музее несколько залов, сначала попадаешь в «Казачий зал или покои воеводы», в допетровские времена. Здесь вам расскажут о том, что на территории Воронежской области были найдены стоянки первобытных людей, а также самый древний челн, который сейчас находится в Историческом музее в Москве.
1 из 2
9
На стене — карта Белгородской засечной черты. Это комплекс укреплений протяженностью около 800 километров, которые защищали в XVII веке русские земли на юге от набегов крымских татар. Укрепления располагались на территории современных Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. В их составе были остроги (города-крепости), инженерные сооружения и естественные природные препятствия. Из крепостей на засечной черте выросли многие города, в том числе и Воронеж.
Первым воеводой Воронежа был Семён Федорович Сабуров, крепость, с которой начинался город, строилась под его руководством.
1 из 2
6
Следующий — «Адмиралтейский зал» или зал петровских кораблей, где много интересного.
8
11
Вот, например, картина взятия крепости Азов, — первая победа молодого царя Петра I. В 1695 году во время компании против Османской империи состоялась первая, неудачная попытка взять крепость Азов. Спустя год в подмосковном селе Преображенском построили 22 галеры и 4 брандера, которые по частям перевезли в Воронеж и там собрали снова.
Кроме того, в Воронежском крае собрали морские лодки, плоты, около полутора тысяч стругов и корабль. Русский флот не допустил, чтобы крепости Азов помогли с моря боеприпасами и продовольствием, в результате, во время второго Азовского похода крепость Азов была взята.
5
Здесь можно увидеть разрез корабля «Гото Предестинация» (или «Божье Предвидение») — первого линейного корабля Российского военно-морского флота. Судно было заложено 19 (29) ноября 1698 года на верфи Воронежа, его строительством руководил сам Петр I.
7
Можно в деталях рассмотреть, чем занимаются моряки на разных палубах корабля.
1 из 4
8
В 1700 году по указу Петра I было создано Воронежское адмиралтейство и началось строительство первого в России регулярного военно-морского флота.
5
В музее все очень удобно устроено, на стенах — доступная, читаемая информация. Все четко, не перегружено цифрами:
30 октября 1696 года — Указ о строительстве флота в России: «Морским судам быть!».
В 1696 году в Воронеж приехали строить корабли более 27 тысяч «работных людей» со всей России и иноземных мастеров. Началось заселение Воронежской губернии.
1700 — создание Воронежского адмиралтейства для централизованного управления строительством кораблей в Воронеже.
55 городов России поставляли в Воронеж сырье и материалы для строительства кораблей. В России было 50 верфей, из них 17 — в Воронеже.
За годы строительства флота население Воронежской губернии выросло с 10 до 50 тысяч человек.
6
Вот макет одной из верфей-крепостей, входивших в состав Воронежского адмиралтейства — крепости Тавров.
4
А здесь можно изучить конструкцию корабля, узнать названия его отдельных элементов, а также понять, что такое «Морской устав». Первый «Морской устав» — регламент, определяющий функционирование флота, был принят в 1720 году. Он состоял из пяти томов и разрабатывался несколько лет под руководством самого Петра I. На стене приведены выдержки из устава.
5
В Адмиралтейском зале много самых разнообразных макетов кораблей, построенных на воронежских верфях. Они стоят вдоль стен, а также по центру зала.
4
7
8
Слева — ботик Петра I, а справа — галера «Принципиум».
6
Это яхта «Святой Петр»,
10
а это подводная лодка. К сожалению, ничего о ней не знаю, кроме того, что проект был неудачным.
6
Больше всего мне понравилась вот эта артиллерийская баржа — 44-пушечный прам. Пришлось почитать, что это такое. Это парусно-гребные суда, применявшиеся в качестве плавучей батареи. Они были неповоротливы и перемещались в основном на буксире, а использовались для обстрела крепостей и населенных пунктов противника в прибрежных районах и на реках.
8
Карта битв Русско-Турецкой и Северной войны в эпоху Петра I.
6
На стене — маршрут Великого посольства Петра I во время его путешествия по Европе в 1697–1698 годах. В это время молодой царь знакомился с культурой и бытом, передовыми технологиями европейских держав, пытался найти союзников для будущих войн против Швеции и Турции за доступ к Балтийскому и Черному морю, попутно обучался кораблестроению, артиллерийскому делу и вербовал на службу России иностранных специалистов.
5
Для детей есть «Детская палуба» корабля, оформленная как палуба парусника. Там есть штурвал, мачта, предметы морского быта. Там можно полазить по вантам, посмотреть по телевизору мультфильм на морскую тему и даже увидеть настоящую крысу, какие жили в трюмах старых кораблей.
7
Дверь в конце зала ведет на детскую палубу.
В «Кают-компании» можно представить себя в гостях у капитана, ознакомиться с предметами быта и военной амуниции петровской эпохи, организацией внутреннего пространства корабля.
6
На стенах портреты соратников Петра I:
Алексей Семенович Шеин (1662–1700) — за взятие Азова получил от Петра I звание генералиссимуса. В 1698 году организовал первую в России навигацкую школу. Кстати, именно ему первому Петр I сбрил бороду, когда приказал брить бороды боярам.
Франц Федорович Тиммерман (1644–1702) — голландский купец, помогавший Петру I освоить морское дело, геометрию, фортификацию, астрономию и корабельное мастерство.
Репнин Аникита Иванович (1668–1726) — военачальник и государственный деятель, генерал-фельдмаршал, участник Северной войны, Президент Военной коллегии.
5
Шереметев Борис Петрович (1652–1719) — военачальник времен Северной войны, один из первых русских генерал-фельдмаршалов.
Витус Ионассен Беринг (1681–1741) — российский мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Перед самой смертью Пётр направил на Дальний Восток очередную экспедицию под командованием Витуса Беринга.
6
Алексей Григорьевич Орлов (1737–1807) — военный и государственный деятель, сподвижник Екатерины II. В 1769 году командовал эскадрой русского флота, за победу в Чесменском бою стал именоваться Орловым-Чесменским.
Федор Федорович Ушаков (1745–1817) русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом, командующий русско-турецкой эскадрой в Средиземном море.
4
В рундуках вдоль стен лежит старинное оружие, различные приспособления и инструменты тех времен.
7
8
Это также своего рода фотозона. Здесь желающие смогут сфотографироваться в костюмах петровской эпохи и со старинным оружием в руках.
8
К 325-летию создания Военно-Морского флота России в музее был открыт «Зал славы Русского флота». Здесь размещаются сведения о людях, которые стояли у истоков зарождения русского военного флота, а также уникальные экспонаты и точные копии предметов военно-морской тематики.
8
Здесь — главные морские сражения, в которых участвовал русский флот: Гангутское, Чесменское, Синопское. В рамках портреты руководителей сражения, численность сил, принимавших участие в сражении, и потери с обеих сторон.
6
На стене воспроизведен сюжет фронтисписа «Морского устава 1720 года». Его создал по заказу Петра I Бартоломео Карло Растрелли.
Сверху изображен двуглавый орел с Андреевским крестом на груди, под ним в медальоне четыре сплетенных якоря. Справа и слева от орла атрибуты и предметы, связанные с флотом: знамена, пушки, мортиры, ядра, корабельные блоки и т. д.
Женская фигура справа — символ Предвидения Божьего, поднимает над морем занавес. На море мальчик в ботике — молодой Петр I, к нему подлетает «Время». Над ботиком солнце в виде треугольника, что символизирует Святую Троицу: Отец, Сын, Святой Дух. Внизу слева — Нептун, справа — Марс. Стихи внизу были найдены в кабинете Петра I и написаны его рукой, поэтому предполагают, что его собственные.
6
Есть «Летопись кораблекрушений русского флота 1713—1725 гг.», на табличках названия кораблей, при каких обстоятельствах произошло кораблекрушение, спасены ли люди.
6
6
Есть в музее и «Комната Петра I», где в экспозиции сам царь в натуральную величину, геральдика, предметы быта, медали и многое другое.
6
В комнате есть макет дворца Петра I, построенного в Воронеже в 1698 году,
5
и макет его летнего домика в Чижовской слободе.
8
За стеклом — копия Ордена святого Андрея Первозванного. Это первый российский орден, высший орден Русского царства и Российской империи, учрежденный при Петре I в 1698 или 1699 году. В 1998 году восстановлен как высшая награда Российской Федерации.
Ниже — медали петровской эпохи за различные воинские победы или связанные с именем Петра I.
1 из 2
6
В рамках различная информация: профессии, которыми владел Петр I, реформы, которые он провел в стране в период своего правления, какие в это время взимали налоги, сколько стоили продукты и какие были зарплаты.
4
Но не только о кораблях и сражениях можно узнать в музее. Здесь есть «Грот легенд», где вам расскажут легенду о манной каше. Вы знаете, что Воронеж считают родиной манной каши благодаря легенде петровских времен о воронежском мельнике Остапе?
Не буду вам ее пересказывать, пусть останется хоть какая-то тайна, которая заставит вас посетить этот музей.
7
Мне музей понравился: здесь было уютно, очень доброжелательно и интересно. Думаю, особенно понравится он школьникам.
Работает музей ежедневно с 10–00 до 19–00. Стоимость билетов для взрослых — 300 рублей, для льготных категорий — 200 рублей.