С парком усадьбы Веневитиновых я Вас познакомил в первой части.
Теперь расскажу собственно о музее в усадьбе.
Род Веневитиновых, как на то указывает их фамилия, происходят из Венёва (Тульская обл.), откуда переселились на воронежскую землю.
Дворянский род Веневитиновых обосновался на землях севернее Воронежа в 1622 г.
В начале XVII столетия представители фамилии Веневитиновых упоминаются среди посадских г. Воронежа и воронежских казачьих атаманов, от одного из них Тереха происходят все существующие Веневитиновы.
Родоначальник Терентий (Терех) Веневитинов, «атаман воронежских детей боярских», пожалован землями под Воронежем (1622).
Внук Тереха — Антон Лаврентьевич принимал активное участие в размежевании лесов в крае и отвод их для «кумпанства», был воеводою г. Орлов (1682–1685).
Антон Веневитинов и был как раз назначен Петром первым главным лесничим Воронежской губернии и ответственным за становление флота Российского. Руководил на воронежских верфях постройкой кораблей первого военного флота и сохранением лесов. Он был главой самого крупного объединения по сооружению кораблей за госсчет — адмиралтейских кумпанств.
Дело в том, что село Староживотинное тогда окружали могучие дубовые леса и оно стало одним из опорных пунктов при строительстве морского флота на воронежских верфях. Кстати именно Староживотинным оно как раз и стало при Антоне Веневитинове, когда заканчивалось строительство новой усадьбы в новом месте, а именно в селе Новоживотинное. Старая усадьба была со временем продана принцессе Ольденбургской.
В итоге, Антона Веневитинова осудили за взяточничество и сослали в 1700 году.
Из этой ветви рода происходит поэт Д. В. Веневитинов.
1
Герб Веневитиновых.
Щит разделён перпендикулярно на две части, из коих правая горизонтально разрезанная надвое чертою, имеет голубое поле, в котором изображены вверху золотая Звезда и золотой полумесяц (польский герб Лелива), а внизу серебряная Стрела летящая диагонально к левому нижнему углу, и под оной на правой стороне положены три пушечных Ядра. В левой части в красном поле виден до половины вылетающий чёрный Орёл с распростёртым Крылом.
Щит увенчан дворянскими шлемом и короной.
Нашлемник: три страусовых пера.
Намёт на щите голубой и красный, подложенный золотом. Щитодержатели: с правой стороны Единорог, а с левой Лев.
Во второй половине XVII века один из представителей рода Лаврентий Герасимович Веневитинов (1629–1689) и его сын Антон приобрели на левом берегу Дона тысячу десятин земли, переселив на новое место несколько крестьянских семей из села Животинное. Новое село стало называться Новоживотинным.
В 1703 г. сюда была перенесена из Староживотинного и освящена деревянная Архангельская церковь.
В середине XVIII века на территории будущей усадьбы возникли парк и пруд.
1
Господский дом появился, как считают специалисты, в 1760–1770-х годах.
Здание было каменным, с мезонином.
Стоимость посещения музея с экскурсией.
1
Вышитые на скатерти отзывы и автографы знаменитых посетителей усадьбы.
Поэт Д. В. Веневитинов об имении в Новоживотинном:
…скажу вам откровенно, я такой любитель деревни, что скоро забываю все неприятности, чтобы отдаться наслаждению, а здесь есть чем наслаждаться. Всякий раз, когда я переправляюсь через Дон, я останавливаюсь на середине моста, чтобы полюбоваться на эту чудную реку, которую глаз хотел бы провожать до самого устья и которая протекает без всякого шума, так же мирно, как само счастье…
Большемерный кирпич из усадебного дома, 17-й век.
Такие кирпичи обнаружены в процессе реставрации.
Первые воронежские кирпичи были «пяточными».
Такое название они получили благодаря своеобразной технологии изготовления. Глинисто-песчаную массу закладывали в деревянные формы и утрамбовывали ее голыми девичьими пятками.
Также известно что в раствор для крепости добавляли не только сырые яйца, но и творог!
Поэтому местный кирпич не рассыпается за столетия.
Кирпич с клеймом владельца завода, конец 19-го века.
В начале XIX века хозяева перестроили дом: он стал двухэтажным.
В 1870 г., при капитальном ремонте, здание также претерпело изменения.
Оно было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы.
При ремонте разобрали и часть сводов.
Посмотрите на эту металлическую балку вверху обнаруженную в процессе реставрации. Она скрепляла между собой стены.
Переходим в первый (петровский) зал музея.
Макет имения в Новоживотинном.
Модель 36-пушечного парусного корабля «Апостол Петр».
1
«Гото Предестинация», 1700 г.
Бритвы Фаддея Веневитинова, которыми он брил себе первый бороду в приезд государя императора Петра в Воронеж, за что он пользовался милостью государя, бывшего у него лично в гостях.
Следующий зал — «Мемориальный кабинет М. А. Веневитинова (1844–1901)».
Рисунки из книги Михаила Алексеевича Веневитинова «Расписные крестьянские избы», 1887 г.
Михаил Алексеевич обследовал дома воронежских сёл Новоживотинное, Староживотинное и Подклетное и пришёл к выводу, что «эта область орнаментики вполне самобытная и народная», характеризующаяся такими типами узоров, как «вилюшки», «глазки», «сосенки», «опояски».
«Также имеются изображения небесных светил, птиц, животных и даже самовара, как символа домашнего изобилия, т. е. дом похож на «полную чашу».
Типичные крестьянские избы небогатых семей в селе Новожитинное.
Посмотрите, крыта соломой крыша. Избушка едва не заваливается.
В нашем Черноземном крае вначале мужик был задавлен барином крепостной барщиной, а затем страдал от безземелья. Здесь Вам не Урал, не Сибирь и не русский север. Тут благодатная плодородная земля и видимо и это была беда для крестьянина. Здесь мужик пахал, а не осваивал ремесла (промыслы) и не охотился как за Уралом и в лесах за Волгой.
Поднимаемся по черной лестнице на второй этаж…
Рушник «Восемь девок, один я…».
Зал «семья Веневитиновых».
Генеалогическое древо Веневитиновых.
Про Тереха и Антона я уже писал выше.
Фаддей Антонович пошел по родительским стопам — и государственной службы испробовал, и частным предпринимательством занимался. В 1726 году в компании с воронежскими купцами Потапом Гардениным, Максимом Тулиновым и братьями Постоваловыми взял в содержание казенную суконную мануфактуру в Таврове. Да только потомку детей боярских не хватило коммерческого искусства. Его сотоварищи быстро сколотили на поставках сукна для армии солидные капиталы, а у Веневитинова так ничего и не получилось. Отошел он от дела, уединился в имении: с женой своей, Евдокией Игнатьевной, созерцал красоты природы да слушал ее бесконечные рассказы о том, как осчастливил царь Петр ее отца, воронежского подьячего Маторина, поселившись временно в его доме.
Фаддей Антонович отдал Богу душу в один год с сыном Акиндином (1747), так что все его многочисленные имения, разбросанные по губернии, перешли сразу к внуку Петру Акиндиновичу (1738–1799).
Этот Веневитинов вспомнил о мужской профессии предков и 16 летним юношей вступил сержантом в гвардейский Семеновский полк. Участвовал в Семилетней войне, выказал в боях храбрость и уже при матушке Екатерине ушел в отставку, имея чин секунд-майора. Имение Петра Веневитинова (с барским особняком в Новоживотинном) было в ту пору громадным: более десяти тысяч десятин земли и около четырех тысяч крепостных. Принадлежали ему еще и ближние села: Моховатка, Рубцовка, Ивановка, Гвоздевка, (Благовещенское), Покровка, Молчаны тож. Хозяйство давало большие доходы.
В Новоживотинном вместо деревянной была возведена каменная Архангельская церковь; по ее имени иногда величали и село.
Петр Акиндинович с благоверной своей супругой оставили после себя четверых чад: поровну сыновей и дочерей. Одной из них была Анна Николаевна.
Сын Анны Николаевны, а следовательно, четвероюродный брат Пушкина, Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805–1827), сам насадил аллею в российских парках изящной словесности.
Тонкий лирик-романтик, неравнодушный к европейской культуре и философии, он оставил после себя небольшое по объему, но драгоценное по качеству творческое наследие. Он входил в пушкинский литературный круг, и автор «Кавказского пленника» оказал на него исключительное влияние.
Певец свободы и добра, Дмитрий Веневитинов тоже стремился жечь глаголом сердца людей. Погрязшим в духовном рабстве согражданам он напоминал о средневековой новгородской вольнице и о недавнем подвиге английского барда Байрона, павшего в борьбе за независимость греков, «Юноша — поэт» так и остался в национальной памяти россиян как благоухающий, но рано увядший цветок.
В последний раз Дмитрий Владимирович приехал в Новоживотинное летом 1924 года, после окончания Московского университета. Придонские ландшафты очаровали пиита-любомудра, хотя и находились в вопиющем противоречии с картинами подъяремного крестьянского труда и грубого простонародного быта. Можно предположить, что эта поездка не осталась без последствий для идейного и эстетического роста поэта. Будущие владельцы усадьбы станут свято хранить семейные реликвии, связанные с пребыванием здесь друга Пушкина.
Пять лет назад гуляя по Москве я слушал рассказ гида о московском доме Веневитиновых в Кривоколенном переулке. Тот дом давно нуждается в реставрации и его едва спасли от сноса.
Но я отвлекся.
Вернемся к роду Веневитиновых.
Брат Дмитрия, Алексей Владимирович (1806–1872), тоже был хорошо знаком с Пушкиным, еще с детской поры. Позднее, когда «русский гений» вернулся в Москву из Михайловской ссылки, их встречи возобновились и продолжались до гибельной дуэли на Черной речке.
Пушкин знавал и жену Алексея Владимировича, Аполлинарию Михайловну (1818–1884), в девичестве графиню Виельгорскую. Через свою свояченицу, Софью Михайловну, вышедшую замуж за известного писателя, автора «Тарантаса», графа В. А. Соллогуба, Алексей Владимирович был тесно связан со столичной аристократической средой, где царил культ поэзии и музыки.
Так что едва ли будет большой натяжкой предположить, что литературные тени неизменно витали в животинновских поместьях Веневитиновых, единственным хозяином которых, стал Алексей Владимирович. Он сделал приличную карьеру, имел чин тайного советника, служил в Департаменте герольдии Сената.
В Новоживотинном бывал нередко, а в 1851 году даже исполнил несколько рисунков с видами села. На них изображены Архангельская церковь, кузня на речном берегу, мост через Дон на деревянных сваях, въездные ворота в усадьбу.
О сыне Алексея Владимировича — краеведе и литераторе Михаиле Алексеевиче я рассказал выше.
Род Веневитиновых продолжил младший брат Михаила, второй сын Алексея Владимировича и племянник Дмитрия (поэта) — Владимир Алексеевич Веневитинов.
У него родились сыновья Алексей и Георгий.
Алексей Владимирович Веневитинов (1875–1925) был женат на племянице Петра Ильича Чайковского Татьяне Анатольевне. Однако брак их продлился недолго, не более 5 лет.
Второй раз он женился на гувернантке своих детей англичанке Дейзи Бетфорт.
Она после революции эмигрировала во Францию и еще дважды была замужем.
В этом браке у них родился сын Михаил (1920–2001), впоследствии Майкл Венворд.
Все свое основное время супруги проживали в Петербурге, где их и застала революция 1917-го года.
Спасаясь от ее последствий, они переехали в Англию, где спокойно встретили старость.
Новое поколение семьи Веневитиновых и по сей день обитает там.
Фамилия Веневитиновых была изменена на Венворд.
В 1996 году, узнав о том, что открыт музей, посвященный его семье, приезжал Джеймс, сын Майкла, а через 2 года и сам Майкл.
Между семьей Венворд и музем происходит непрерывное общение, и часть экспонатов, фотографий, документов предоставленны именно Венвордами.
Следующий зал — «детство и отрочество, учеба поэта Дмитрия Веневитинова в Московском университете».
Прекрасный вид из окна на парк.
1
Дмитрий Веневитинов вырос в сохранившемся московском доме в Кривоколенном переулке, где получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам, а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернёр д’Оррер (D’Horrer) — отставной французский офицер, греческому — грек Бейля (Байло), живописи — художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета Мярзляков, а музыку, вероятнее всего, Геништа.
Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х. И. Герке — гувернёра его рано умершего брата Петра.
В 1823 году успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 г. поступил на службу в Московский архив Иностранных дел («архивные юноши» — так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своём романе «Евгений Онегин»).
Молодые люди были отпрысками самых благородных семейств, а в архиве они числились в ожидании хорошего места при дипломатических миссиях. Неунывающих служителей архива прозвали «архивными юношами». На свою службу «архивные юноши» смотрели как на одолжение, которое они делают начальству.
В присутственные дни, по понедельникам и четвергам, «архивные юноши» появлялись на службе, болтали, спорили о прочитанных книгах, читали стихи и писали сказки. Они превратили архив в аристократический клуб, а звание «архивного юноши» со временем сделалось весьма престижным.
«Архивные юноши» задавали тон московской светской жизни, блистали в салонах своей образованностью и литературными талантами, отлично танцевали и были великолепными кавалерами, но между двумя кадрилями они иногда подходили к окну и, «углубив взор во мрак ночи, думали о тайнах бытия и о судьбах человечества»: играть в разочарование жизнью тогда было модно.
«Архивные юноши» изливали свои печальные размышления в стихотворной форме. Самым талантливым среди стихотворцев считался Дмитрий Веневитинов, и удивляться этому не приходится.
Первенство Дмитрия было неоспоримым, поскольку «его познания были столь же основательны, сколько и разносторонни».
Дмитрий Веневитинов предложил любомудрам решить задачу поистине грандиозную. Он выдвинул идею, что необходимо создать самостоятельную русскую философию. По его мнению, Россия должна научиться жить своим умом, ни в коем случае не подражая Западу, и, «опираясь на твердые начала философии», найти свой собственный путь: «Россия найдет свое основание, свой залог самобытности и своей нравственной свободы в философии».
Природа не для всех очей Покров свой тайный подымает: Мы все равно читаем в ней, Но кто, читая, понимает?
В августе — сентябре 1824 года вместе с младшим братом Алексеем посетил свои воронежские имения, что ярко отразилось в его письмах.
Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.
Центральная тема последних стихотворений Веневитинова — судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:
…Но в чистой жажде наслажденья Не каждой арфе слух вверяй Не много истинных пророков С печатью тайны на челе, С дарами выспренних уроков, С глаголом неба на земле.
Ряд стихотворений Веневитинова 1826—1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:
…Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе всё чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься.
Веневитинов был также известен как одарённый художник, музыкант, музыкальный критик.
Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».
1
Следующий зал — «Светская жизнь столиц».
Следующий зал — «Любовная лирика Д. Веневитинова, Зинаида Волконская».
Систематические раскопки на склонах Везувия начались в 1860 году, но задолго до этого времени местные жители находили здесь древнюю утварь и украшения.
Этими находками были наводнены мелкие лавочки и итальянские рынки.
Простое колечко с зеленым камнем, найденное на месте города Геркуланума, приглянулось богатой русской путешественнице княгине Зинаиде Александровне Волконской…
3 февраля 1826 года тело императора Александра I из Таганрога было доставлено в Москву. Золотая колесница, покрытая черным бархатом, двигалась по московским улицам. Москвичи шептались, что некие темные силы хотят напасть на траурную процессию, выкинуть из гроба тело покойного императора и таскать его по улицам. Подозрения пали на «архивных юношей» и их тайное общество. Однако траурная церемония проходила чинно, чему способствовали шеренги солдат с заряженными ружьями.
На Тверской улице из окна своего дома за печальной процессией наблюдала княгиня Зинаида Александровна Волконская. Она провожала в последний путь не императора всероссийского, а человека, который долгие годы был ее другом и возлюбленным.
«Архивные юноши» вместе с представителями других ведомств были построены попарно и, окруженные солдатами с заряженными ружьями, прошествовали в Кремль. В Архангельском соборе они по очереди стояли в карауле около гроба императора.
Поздним вечером в собор вошла дама, одетая в глубокий траур. Она подошла к катафалку, поклонилась и положила на гроб букет незабудок. Дмитрий Веневитинов был растроган этим строгим и скромным прощанием. Конечно, он узнал княгиню Волконскую: ее салон был самым притягательным местом для интеллектуалов Москвы. Белокурая красавица с глазами цвета южного неба давно занимала поэтическое воображение Веневитинова.
Княгиня Зинаида Волконская и Дмитрий Веневитинов были словно созданы друг для друга. Оба выросли в роскоши и довольстве, как экзотические парниковые растения. Оба были чрезвычайно талантливы. Художница, музыкантша, писательница — одним словом, артистка в душе, княгиня Волконская блистала в свете умом, образованностью, красотой и богатством.
Немудрено, что Дмитрий Веневитинов, часто бывая у нее, влюбился. Конечно, Дмитрия и Зинаиду Александровну разделяла глубочайшая пропасть, которую невозможно было преодолеть. Княгиня Волконская была замужем, хотя муж никогда не вмешивался в личную жизнь своей своенравной супруги. Зинаида Александровна была старше Дмитрия на шестнадцать лет: ему было двадцать, а княгине уже стукнуло тридцать шесть лет! По тем временам просто старуха! Однако пылкое сердце княгини чутко откликалось на все прекрасное.
Веневитинова не без основания считали самым красивым юношей России.
«Это был красавец в полным смысле этого слова. Высокого роста, словно изваяние из мрамора. Лицо его имело кроме красоты какую-то еще прелесть неизъяснимую. Громадные глаза голубые, опушенные очень длинными ресницами, какие едва нашлись бы еще в мире, сияли умом».
Особое очарованию Дмитрию придавало то, что он был очень стеснителен.
А Веневитинов смотрел на Зинаиду Александру влюбленными глазами и видел волшебницу, певшую ему дивные песни Италии, где она провела большую часть жизни.
Зачем, зачем так сладко пела ты? Зачем и я внимал тебе так жадно И с уст твоих, певица красоты, Пил яд мечты и страсти безотрадной?
1
Княгиня Волконская сказала, что они лишь напрасно мучают друг друга: их удел — покориться злосчастной судьбе и расстаться. Зинаида Александровна стала хлопотать о переводе Дмитрия в Коллегию иностранных дел в Петербурге. У нее было много влиятельных родственников и знакомых, и получить для Веневитинова новое назначение не составило труда.
На последнем свидании княгиня Зинаида подарила Веневитинову перстень, который она приобрела в Италии.
Голографическая копия того самого таинственного перстня, найденного на руке римлянина при раскопках в Геркулануме под Помпеями.
На этом любовная история Дмитрия Веневитинова и княгини Волконской могла бы благополучно закончиться. Возможно, Дмитрий излил бы свою печаль и тоску по возлюбленной в стихах, а со временем охладел, успокоился и женился бы на княжне Александре Трубецкой.
Все возможно, если бы…
Если бы не роковые обстоятельства.
Чтобы разобраться в них, следует сделать небольшое отступление.
Всем известно, что княгиня Екатерина Трубецкая первой из декабристок отправилась за своим мужем в Сибирь. Родители поддержали решение дочери и снарядили ее в дорогу. Отец дал Екатерине в сопровождающие своего секретаря француза Карла Воше.
Княгине Трубецкой предстояло преодолеть шесть тысяч верст. Около Красноярска карета княгини сломалась, пришлось пересесть на перекладных почтовых лошадей. Однако француз сказал, что он не в силах ехать дальше, и вернулся в Москву.
Карл Воше нашел приют в доме княгини Волконской.
Зинаида Александровна попросила Дмитрия отвезти Воше в Петербург в его карете…
В октябре 1826 года Веневитинов навсегда покинул родных, друзей и княгиню Волконскую. Это было очень нелегко: «Москву оставил я как шальной, не знаю, как не сошел с ума».
По приезде в Петербург Веневитинов был арестован и заключен в сырое и промозглое помещение гауптвахты. Бдительное николаевское правительство везде видело крамолу. Напрасно «архивные юноши» предполагали, что за их невинными философскими беседами никто не следил. Они были известны полиции как либеральная московская шайка.
Путешествие Веневитинова из Москвы в Петербург в обществе француза Воше показалось властям очень подозрительным. Дмитрия допрашивал следователь по делу декабристов генерал Потапов.
Вопросам не было конца.
Что связывает неблагонадежного поэта с французом, который помогал декабристке? Почему Воше спешно вернулся из Сибири?
Может быть, француз привез что-либо недозволенное, например, письма декабристов к родным?
Веневитинова освободили только через три дня за отсутствием каких-либо улик. Дмитрий на гауптвахте простудился, и с тех пор у него появился непрекращающийся кашель и озноб. Он чувствовал себя больным и физически, и морально. Его мучило предчувствие скорой смерти:
Душа сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе все чувствовать дано, Но жизнью ты не насладишься.
«Жить — не что иное, как творить будущее», — частенько говаривал Веневитинов, и он творил свое будущее: поступил на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел, мечтал о поездке в Персию, писал стихи, начинал работу над романом.
И только в письмах иногда проскальзывает тоска по Москве и по оставшейся там возлюбленной:
«Что происходит на вечерах у княгини Зинаиды? Поют ли там, танцуют ли?»
7 марта 1827 года в доме Ланских, где жил Веневитинов, давали бал. Дмитрий легкомысленно решил пройти из флигеля, где была его квартира, в центральный корпус без шинели. Расстояние небольшое, всего-то несколько шагов, но Дмитрий почувствовал, что страшно озяб.
На другой день началась жесточайшая простуда. На шестой день болезни врачебный консилиум объявил, что больному осталось жить не более двух дней.
Друзья постоянно дежурили у его постели.
15 марта утром Дмитрий попросил, чтобы его похоронили в Москве в Симоновом монастыре.
Веневитинов завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума — подарок Зинаиды Волконской.
Когда он впал в забытьё, перстень надел на его палец А. С. Хомяков.
Вдруг Веневитинов очнулся и спросил: «Разве меня венчают?»
И умер.
В тридцатые годы двадцатого века, при сносе Симонова монастыря, прах Д. В. Веневитинова был эксгумирован и перезахоронен на Новодевичьем кладбище, 2 уч., 13 ряд.
При эксгумации перстень был снят с пальца поэта супругой архитектора Барановского Марией Юрьевной и сейчас хранится в Литературном музее.
Пророчество поэта сбылось…
Стихотворение Веневитинова «К моему перстню»:
Ты был отрыт в могиле пыльной, Любви глашатай вековой, И снова пыли ты могильной Завещан будешь, перстень мой. Но не любовь теперь тобой Благословила пламень вечный И над тобой, в тоске сердечной, Святой обет произнесла… Нет! дружба в горький час прощанья Любви рыдающей дала Тебя залогом состраданья. О, будь мой верный талисман! Храни меня от тяжких ран, И света, и толпы ничтожной, От едкой жажды славы ложной, От обольстительной мечты И от душевной пустоты. В часы холодного сомненья Надеждой сердце оживи, И если в скорбях заточенья, Вдали от ангела любви, Оно замыслит преступленье,- Ты дивной силой укроти Порывы страсти безнадежной И от груди моей мятежной Свинец безумства отврати. Когда же я в час смерти буду Прощаться с тем, что здесь люблю, Тебя в прощанье не забуду: Тогда я друга умолю, Чтоб он с руки моей холодной Тебя, мой перстень, не снимал, Чтоб нас и гроб не разлучал. И просьба будет не бесплодна: Он подтвердит обет мне свой Словами клятвы роковой. Века промчатся, и быть может, Что кто-нибудь мой прах встревожит И в нём тебя отроет вновь; И снова робкая любовь Тебе прошепчет суеверно Слова мучительных страстей, И вновь ты другом будешь ей, Как был и мне, мой перстень верный.
1
Бальная записная книжка и веер.
1
Визитки А. С. Пушкина и Адама Мицкевича.
В XX веке усадьба претерпела немало изменений.
В 1931 г. по инициативе заместителя комиссара народного просвещения Н. К. Крупской здесь был открыт филиал НИИ политехнического образования.
В 1937 г. в бывшем господском доме разместилась музыкальная школа, а в 1939-м — детский дом.
В начале Великой Отечественной войны дом заняла воинская часть.
И каждый раз, в зависимости от целей использования, внутреннюю планировку дома заметно меняли.
После войны и вплоть до 1986 г. усадьба постепенно разрушалась .
В 1988 г. на территории усадьбы начались восстановительные и реставрационные работы.
В 1994 г. в отреставрированном главном здании открыта музей-усадьба Д. В. Веневитинова.
В 2010–2013 годах в усадьбе проведена новая масштабная реконструкция.
Автор художественной концепции реконструкции — художник Николай Симонов (Москва).
И в заключение экскурсии — «Каминный зал».
В экспозиции музея имеется пианино, доставшееся ему в наследство от музыкальной школы.
По легенде, это то самое пианино, на котором играла автор романа «Овод» Войнич.
В 1887 году она приехала в усадьбу устраиваться гувернанткой к детям Веневитиновых. В ее обязанности входило играть на музыкальном инструменте, когда приходили гости, и разговаривать с детьми о музыке.
Любовь к последней нам постарались привить и на нашей экскурсии, завершив ее музицированием на этом пианино в исполнении нашего гида.