В своих непродолжительных поездках по городам страны я обязательно стараюсь посетить музеи. Много не успеешь, но, хотя бы, самые интересные, каких нет в других городах и у нас, в богатом на музеи Екатеринбурге. В Воронеже сходила в Музей петровских кораблей и в Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.
9
Художественный музей мне интересен был не только своей коллекцией, но и тем, что он располагается в знаменитом «Воронежском дворце», построенном в 1777–1779 годах в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н. Н. Иевского для воронежского губернатора И. А. Потапова. Здание в 1911 году перешло к Воронежскому губернскому музею, который после революции стал называться музеем краеведения, а музей изобразительных искусств в нем разместился после Великой Отечественной войны. Историческая внутренняя планировка в здании сохранилась до наших дней.
10
В эти дни в музее проходила выставка «Передвижники. Правда жизни» к 150-летию Товарищества передвижников художественных выставок. Какой смысл вспоминать об уже закончившейся выставке? Но это повод вспомнить, кто входил в состав товарищества, тем более, что большинство выставленных работ из собственной коллекции воронежского музея.
Напомню, для чего художники создали Товарищество передвижных художественных выставок:
«Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений». (Из Устава)
При входе вас встречает групповой снимок 1886 года членов «Товарищества передвижных художественных выставок», а рядом список, где и кто изображен. Увидите много знакомых фамилий.
1 из 2
3
Из Государственной Третьяковской галереи привезли на выставку десять картин. Это работы А. Е. Архипова, К. В. Лемоха,
И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко, И. М. Прянишникова,
1 из 3
7
И.Н. Крамской (1837-1887) «Пасечник» (1872)
С. В. Иванова и Л. О. Пастернака.
1 из 2
5
С.В. Иванов (1864-1910) «В дороге. Смерть переселенца» (1889)
Одним из основателей Товарищества передвижных художественных выставок был Иван Николаевич Крамской, чьим именем назван музей. Иван Крамской — гордость Воронежа, русский живописец и рисовальщик родился в Острогожске Воронежской области. В экспозиции выставки были его работы из коллекции Воронежского художественного музея.
1 из 2
8
И.Н. Крамской (1837-1887) «Потртрет жены и дочери» (1875)
10
И.Н. Крамской (1837-1887) «Портрет А.И. Крамского, сына художника» (1882)
Из коллекции воронежского музей также работы Н. Н. Ге, В. М. Максимова,
1 из 2
4
Н.Н. Ге (1831-1894) «Портрет крестьянина» (1887)
Н. Д. Кузнецова и К. Ф. Гуна,
1 из 2
5
Н.Д. Кузнецов (1850-1929) «Портрет художника Е.Е. Волкова» (1885)
А. П. Боголюбова и А. А. Киселёва,
1 из 2
10
А.П. Боголюбов (1824-1896) «Дарданеллы» (1873)
К. Е. Маковского,
1 из 2
6
К.Е. Маковский (1839-1915) «На улице Каира» (1873)
Крамской И.Н. (1837-1887) «Портрет С.Н. Крамской, жены художника» (1867)
К. В. Лебедева и В. Ф. Аммона.
1 из 2
5
К.В. Лебедев (1852-1916) «Мужчина, вдевающий нитку в иголку» (1897)
Теперь посмотрим постоянную экспозицию музея, который обладает уникальным собранием произведений искусства Древнего Египта, античности, русской и западноевропейской живописи, икон, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.
Отдел древнеегипетского искусства
В Воронеже находится старейшая коллекция памятников древнеегипетского искусства в России. В ее основе частная коллекция, собранная молодым путешественником и исследователем бароном Отто Фридрихом фон Рихтером (1791–1816) во время его путешествия в Египет в 1815 году. В 1816 году фон Рихтер, посетивший после Египта Сирию и Палестину, трагически погиб. По решению его отца коллекция древностей и архив были доставлены в Дерпт и стали частью собрания Музея изящных искусств и редкостей при Юрьевском Императорском (Дерптском) университете, который входил в систему образования российской империи.
Во время Первой мировой войны с приближением фронта в 1915–1916 годах для спасения государственного достояния Российской империи Юрьевский университет был эвакуирован в Воронеж, а на его базе основан Воронежский университет. Музей древностей и изящных искусств существовал при университете до 1933 года, потом его коллекция была передана вновь организованному Воронежскому областному музею изящных искусств. С 1984 года музей стал называться Воронежским областным художественным музеем имени Ивана Крамского.
Главный шедевр египетского собрания музея — саркофаг, который изображает запеленатую мумию с маской на голове и груди. Саркофаг принадлежал царскому писцу Несипахерентахату, одному из высших чиновников в поселке строителей царских гробниц в Фивах. Днище саркофага по периметру украшено фризами из священных змей и страусиных перьев, а внешние стенки украшают изображения покойного, предстоящего перед различными божествами.
8
Саркофаг Несипахерентахата. Фивы. Дейр Эль_бахри. XI_X век до н.э.
Интересна также накладка на мумию жрицы. На накладке имя владелицы отсутствует, но предполагают, что она принадлежала жрице Неситауджатахет.
7
Отдел античного искусства
Начало коллекции отдела античного искусства музея положил первый директор Музея древностей и изящных искусств при Тартусском университете, профессор классической филологии Карл Моргенштерн, эвакуированный в Воронеж в 1918 году. Он приобретал произведения исккусства, прежде всего, с позиции преподавания истории искусства, и смог приобрести благодаря своим обширным связям с Германией и Петербургом многие произведения очень дешево или даже бесплатно.
1 из 2
2
Глиняные фигуры.
Произведения приобретались Моргенштерном в Греции, Риме, Неаполе, Капуе, на парижских аукционах. В скульптурном разделе можно познакомиться с подлинными произведениями античной пластики.
1 из 2
8
В экспозиции представлены копии скульптур, выполненные в XIX веке в итальянских мастерских. Они изображают героев греческого пантеона богов, выдающихся мужей античности и представителей правящего сословия.
1 из 5
3
Отдел русского искусства XVI — XX веков
Произведения русского искусства — важный раздел в собрании музея. Русская живопись представлена жанром портрета, пейзажа, бытовой картины. Если на выставке передвижников еще были посетители, то здесь я бродила по залам совсем одна.
1 из 3
2
В витринах вдоль стен выставлены изделия из фарфора и керамики.
1 из 2
6
Декоративная ваза (1834), фарфор. Бывший императорский завод, ныне Ломоносова.
Воронежский губернский музей был открыт 9 сентября 1894 года. К этому моменту сформировались отделы — исторический, кустарно-этнографический и художественный. Художественное собрание губернского музея пополнилось произведениями живописи, безвозмездно переданными Митрофановским монастырем и воронежским Михайловским кадетским корпусом. Много работ поступило в послереволюционные годы из брошенных или реквизированных новой властью помещичьих усадеб.
1 из 2
3
Н.И. Аргунов (1771-1829) «Портрет графа Н.П. Шереметева» (1798)
Большое количество произведений проступило из имения принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской в Рамони. Картины Ивана Николаевича Крамского, родившегося в Воронежской губернии, были приобретены у семьи художника.
1 из 2
7
К.П. Брюллов? (1799-1852) «Умывающаяся итальянка»
Русское искусство XVIII века и первой половины XIX века представлено произведениями крупнейших художников этого периода: Алексея Антропова, Ивана Аргунова, Федора Рокотова, Федота Шубина, Василия Тропинина, Федора Бруни.
А.А. Красносельский «Сцена у овощной лавки» (1871)
Большую ценность имеет коллекция картин и рисунков известных живописцев середины XIX века — Ильи Репина, Константина Маковского, Исаака Левитана, Василия Поленова, Архипа Куинджи, Ивана Шишкина и других.
1 из 2
6
В центре: Карнеев А.Е (1833-1896) «Сборы к венцу»
1 из 2
9
Н.Е. Сверчков (1817-1898) «Охота на волка» (1870)
1 из 2
10
И.Н. Крамской (1837-1887) «Книги одолели» (1872)
1 из 2
7
Е.А. Лансере (1848-1886) «Прощание казака с казачкой» (1848-1886)
В собрании музея можно познакомиться с интересными образцами пейзажной живописи: произведениями Федора Матвеева, Сильвестра Щедрина, Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Феликса Лагорио.
1 из 2
5
В коллекции русской живописи XX века работы Виктора Борисова-Мусатова, Константина Рериха, Елены Киселёвой, Александра Бучкури, Константина Коровина, Александра Головина, Сергея Малютина, Григория Ряжского, Роберта Фалька, Сергея Романовича, Федора Семёнова-Амурского, Петра Нилуса.
1 из 3
12
Ю.И. Пименов (1903-1977) «Путешествие» (1960-е)
1 из 2
1
Д.С. Кондратьев (1928-2008) «Писатель А. Платонов» (1978)
На меня наибольшее впечатление произвели работы Елены Киселёвой. Думаю, я видела ее единичные работы в других музеях, но здесь они занимали значительную часть зала. Кто же такая Елена Киселёва?
1 из 2
4
Елена Андреевна Киселёва — выдающаяся художница Серебряного века. Она родилась в Воронеже в 1878 году, окончила Высшее художественное училище при Академии художеств, затем продолжила обучение у Ильи Репина, считалась одной из его любимых учениц. Это первая женщина, получившая официальное пенсионерство (оплачиваемую стажировку) в Париже от Академии художеств, первая женщина — член Общества архитекторов-художников. Киселева участвовала во всех крупных выставках в России и за рубежом, получала премии Академии художеств и Общества имени Куинджи. Казалось, ее ожидало блестящее будущее, но получилось все совсем не так.
1 из 2
9
Е.А. Киселёва «Дачницы» (1915)
В 1915 году Елена полюбила математика Антона Билимовича и переехала жить к нему в Одессу, в 1918 году родился их сын Арсений. В 1920 году семья переехала в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где в Белграде Билимович получил работу.
7
Е.А. Киселёва «Портрет профессора механики Антона Дмитриевича Билимовича», 1925
После этого художница Елена Киселёва стала женой профессора Антона Билимовича, но все же продолжала работать: писала портреты и иконы, делала наброски, а связь в эмиграции поддерживала с единственным человеком из России - с И.Е. Репиным.
Во время Второй мировой войны в 1942 году её сын с женой были арестованы и отправлены в немецкий концлагерь. Здоровье сына было подорвано, в 1944 году, вскоре после возвращения из лагеря, он умер. Елена написала посмертный портрет сына и дала зарок больше никогда не брать в руки кисть. Рисунок художница никому не показывала, после своей смерти она завещала кремировать его вместе с собой.
А на родине о Елене Киселёвой не знали почти полвека.
1 из 2
7
Е.А. Киселёва «BLANGE» (1912)
Одна из лучших картин Елены Киселёвой — «Маруся», созданная ею в Париже. Эту картину передала в музей в 1929 году мать художницы. В 1960-е годы эта картина привлекла внимание М. И. Лунёвой, старшего научного сотрудника Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского, которая и начала поиски художницы. В 1967 году Лунёва нашла в архивах письмо на имя И. Е. Репина с сербским штемпелем и восстановила историю Елены Киселёвой. Она разыскала художницу, началась переписка, продолжавшаяся до последних дней Киселёвой.
В 1969 году, к 90-летию Елены Киселёвой, была организована первая персональная выставка на родине, художница передала в дар Воронежскому областному художественному музею более 30 работ. Умерла Елена Киселёва в 96 лет в 1974 году.
14
Е.А. Киселёва «Маруся» (1913)
Отдел западноевропейского искусства
В коллекции западноевропейской живописи музея есть ряд первоклассных произведений художников Италии, Германии, Франции, Нидерландов.
4
Экспозицию живописи дополняют произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
1 из 3
8
Среди экспонатов есть по-настоящему уникальные экземпляры. Вот, например, огромных размеров картина «Поклонение волхвов», написанная в 1423 году известным художником Джентиле да Фабриано. Она была заказана богатым флорентийским банкиром и гуманистом Палла Строцци для семейной капеллы в церкви Санта-Тринита во Флоренции. Это копия, выполненная неизвестным художником XVIII века, подлинник находится в галерее Уффици.
11
Разнообразно представлено искусство Италии XV–XVIII веков. Большую часть коллекции составляют произведения художников различных школ: венецианской, неаполитанской, флорентийской, умбрийской. Это работы учеников великих мастеров: Леонардо да Винчи, Караваджо, Микеланджело и других.
1 из 3
4
1 из 2
5
В коллекции западноевропейской живописи есть произведение английской художницы Кристины Робертсон, которая выполнила многочисленные портреты членов императорскрй семьи Николая I, фамильных кланов Барятинских, Орловых-Давыдовых, князей Юсуповых и других. Это парадный портрет молодой красивой дамы. Мария Сергеевна Бутурлина была дочерью члена Государственного Совета обер-гофмейстера князя Сергея Ивановича Гагарина.
1 из 3
2
Кристина Робертсон (1796-1854) «Портрет Марии Сергеевны Бутурлиной (урожденной Гагариной)» (1841)
Раздел французского искусства знакомит с произведениями мастеров XVI — XIX веков — Жозефа Верне, Жака Куртуа Бургиньона, Гюбера Робера, Франсуа Клуэ.
В собрании музея имеется несколько произведений живописцев нидерландской школы рубежа XVI — XVIII столетий, фламандских живописцев, художников голландской школы. Но, думаю, должна же остаться какая-то загадка. Кому интересно, посетит музей и все увидит сам, там еще немало интересного!
1 из 3
4
Луиджи Пампалони (1791-1847) «Девочка с голубями»
1 из 2
6
Канова (1757-1822) «Психея», копия.
Режим работы музея:
понедельник, вторник — выходной среда, суббота, воскресенье — с 10–00 до 18–00 четверг — с 12–00 до 20–00 пятница — с 11–00 до 18–00