Вологда является родиной русского поэта XIX века, литературного критика, прозаика и переводчика Константина Николаевича Батюшкова (1787 — 1855). Здесь в 1987 году, к 200-летию со дня рождения поэта, был установлен и открыт памятник. Вот так выглядит его центральная часть:
Я вспомнил об этом потому, что сегодня, 29 мая 2023 года, исполнилась очередная годовщина со дня его рождения Константина Николаевича Батюшкова. Он родился ровно 236 лет назад, 29 (18) мая 1787 года.
Лирические произведения Батюшкова, которого Виссарион Григорьевич Белинский называл «предтечей Пушкина», отличаются возвышенностью, искренностью и невероятной образностью. Они были написаны чистым и правильным русским языком, и их смело можно назвать яркой страницей в истории отечественной поэзии. Сам же Батюшков писал, что стихи — это не рифма, а чувства, не слова, а образы.
»Ты хочешь мёду, сын? — Так жала не страшись;
Венца победы? — Смело к бою!
Ты перлов жаждешь? — Так спустись
На дно, где крокодил зияет по водою.
Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец.
Лишь смелым — перлы, мёд, иль гибель… иль венец».
Памятник Константину Батюшкову в Вологде создан замечательным русским скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым. В совокупности он представляет собой четырёхфигурную композицию.
Те, кто видит памятник впервые, не сразу понимают, что кроме фигур самого Батюшкова в военном мундире и стоящего рядом с ним на едином постаменте коня с опущенной головой, скульптор в композицию включил также фигуру крестьянской девушки со свирелью и фигуру богини Афины Паллады.
Поскольку скульптуры девушки и богини удалены от поэта и коня, то большинство людей за памятник Батюшкову принимают лишь центральную часть, на постаменте которой, собственно, и высечены слова: «К. Батюшкову от благодарных потомков».
Среди потомков, правда, нашлись вандалы, которые ради наживы вскоре после установки бронзовых фигур оторвали от них мелкие детали, лишив тем самым композицию восприятия аллегорического смысла, заложенного скульптором.
Военную службу Батюшков начал в 1807 году, записавшись в ополчение, а потом поступил на службу в гвардейский егерский полк. Был участником Отечественной войны 1812 года и заграничного похода русских войск, получил ранение и две боевые награды. В качестве адъютанта генерала Николая Николаевича Раевского прошёл путь до Парижа. В начале 1816 года ради поэзии и в следствие начавшихся проявлений душевного расстройства, доставшихся по наследству от матери, он оставил службу.
На памятнике Батюшков в военном мундире, спешившись, стоит возле понурившего голову боевого коня, держа в одной руке бумажный свиток, а в другой он изначально держал поводья, связывающие его с конём в единое целое. Но поводья, а также стремена у коня украли вандалы, а потому сейчас совсем непонятно, причём тут лошадь, хоть и с седлом?
Поодаль на отдельном постаменте слева расположена босая девушка в крестьянской одежде со свирелью в руках.
Так Вячеслав Клыков изобразил Музу поэта, поскольку Константин Батюшков всегда видел источник своего вдохновения в народных песнях:
«О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью твоей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой — любовью
В утеху дан разлуке он;
Засну ль? — приникнет к изголовью
И усладит печальный сон».
Свирель у девушки, кстати, тоже несколько раз похищали вандалы, но её восстанавливали заново.
А в правой части композиции ещё на один отдельный постамент водружена грозная богиня Афина в шлеме и со щитом.
Она олицетворяет военную поэзию Батюшкова. Война лишила поэта иллюзий, и опущенный щит как бы говорит о том, что поэт перестал находиться под защитой высших сил. Изначально Афина держала ещё в руке копьё, но его тоже отломали вандалы. Вот такие у нас, к сожалению, «благодарные потомки» …