В Семёнково нам повезло не только увидеть интересный архитектурно-этнографический музей, но и с головой окунуться в мир вологодской деревни с её повседневными заботами и праздниками, звуками и запахами, послушать песни, байки и знаменитый вологодский говорок. На первый взгляд Семёнково — обычный музей деревянного зодчества. Однако, приехав сюда в выходной день, мы убедились в том, что это интереснейшее досуговое место, в котором, помимо экскурсий по деревенским улицам с привезёнными сюда из деревень Вологодской области домами рубежа 19 и 20 веков, есть ещё множество интерактивных программ, мастер-классов и даже два фольклорных театра! А по воскресеньям работает «Клуб выходного дня», и сценарии его не одинаковы! Наш, июльский, был посвящен сенокосу и Петрову дню.
12
Чтобы гости могли посмотреть весь спектакль на улицах деревни, сценки разыгрываются не в одно время, а по очереди, между ними предусмотрены паузы, чтобы можно было рассмотреть домá. Скучно же просто рассказывать о крестьянской общине и её законах — разыгрывается сценка спора крестьянок, из которой всё становится понятно — чьё сено и кто нарушил правила.
5
Сенокосная пора. Хозяйка приносит на луг обед, постепенно подходят и работницы. В живом диалоге узнáем многое о сенокосе и насладимся вологодским окающим говорком — «деушка», «соньце», «исчо», «по вецерней по заре»…
Возле бани полукругом сидят слушатели, а банщик щедро делится секретами, как растопить баню, какие веники и когда нужно заготавливать. Рассказ подробный, но всё равно ему задают вопросы — того и гляди все в баню собрались!
8
Но самая колоритная группа — мужики на завалинке. Наловили рыбы, развесили сети, развернули гармонь и запели частушки. А что бы молодым мужикам на досуге обсудить? «У кого какая баня — у меня осинова; у кого какая девка — у меня красивая!»
10
И так весь праздник — хватило бы частушек! Я не оператор от слова «совсем», но послушать их забавно!
В этот день детям раздолье, так много всего интересного! Две сестрички весело танцуют.
7
Мальчишки увидели пасущихся на воле козлят. Самое смешное, что они разговаривали с ними, как с собаками, самый младший из них даже команды какие-то пытался давать. Но не тут-то было!
3
Молодёжь постарше посещала мастер-классы. Так внимательно слушают, как делать набойку на ткани!
7
А вот задумчивая девчушка решила опробовать, как по такому бревенчатому настилу поднимали и выводили коня с повозкой.
3
Что уже говорить о таких диковинках, как деревянные качели и катальная горка! Сейчас таких нет. И самое главное, что на них можно покататься!
10
Надо сказать, что действо, которое развернулось на всей территории Семёнкова, не оставило равнодушным никого. На что уж наша тётушка-аристократка сморщила носик, когда мы планировали поехать в Семёнково, и та очень быстро подхватила общее настроение и с интересом слушала звуки утренней деревни, наблюдала за тем, как делать панно из полевых трав, и за партой в сельской школе посидела и вообще вспоминала этот день с большим удовольствием, чему я несказанно рада.
2
А что, собственно, представляет собой сама деревня? На территории музея, как и в деревне, выделяются несколько зон: сельскохозяйственный комплекс, погост и собственно деревня. Сельскохозяйственный комплекс представлен разнообразными сооружениями, связанными с одним из важнейших занятий Вологодского крестьянства — производством и переработкой зерна. В его экспозицию входят зерновые амбары, гумно и несколько ветряных мельниц — «столбянка», «на реже» и шатровая мельница.
10
Конечно, жемчужина всего комплекса — деревянная Георгиевская церковь конца 17 века из деревни Поцкий погост Верховского сельского совета Тарногского района. При переносе церкви на новое место была утрачена часть конструкции, и пришлось проводить полное восстановление памятника.
13
Церковь стоит в некотором отдалении от домов, ведь вокруг церкви, как правило, располагался погост. Тем не менее, она видна отовсюду и организует вокруг себя пространство. А ещё, если помните, миниатюрная модель именно этой церкви стояла в рабочем кабинете писателя Василия Белова.
11
Ценно здесь то, что нет пестроты — все постройки перевезены из Среднесухонского сектора Вологодской области (Нюксенский, Тарногский, Тотемский районы), и это обеспечивает стилевое единство поселения. Это не набор построек — воспроизводится модель поселения конца 19 — начала 20 века с рядной застройкой, основной единицей которой является усадьба, а не просто интересные дома собраны.
4
5
Раньше других в Музей-заповедник были привезены три дома: в 1985 году дом Болотовой (из деревни Королевская Нижне-Уфтюгского сельского совета Нюксенского района, а в 1987 году — дома Слободиной и Кочкина (из деревни Андреевская Маркушевского сельского совета Тарногского района). Дом Болотовой был выявлен в 1979 году в ходе экспедиционного обследования Нюксенского района и в 1985 году первым из намеченных объектов был перевезен в начинающий строиться музей под открытым небом. Именно планировка деревни Королевская легла в основу планировочного решение модели поселения, которая воссоздается в музее.
10
Этот дом — прекрасная иллюстрация того, как даже небогатый северный дом объединял под одной кровлей жилые и нежилые помещения, да и о красоте своего жилища не забывали, украшая его, хоть иногда и скромной, резьбой и небольшими балкончиками.
8
Дом Слободиной стоит на краю музейной деревни. Он был выявлен в 1979 году во время экспедиционного обследования Тотемского района в деревне Подлипное, а в 1987 году его перевезли в музей. Это небольшой крестьянский дом, в основе которого бревенчатый сруб-четырёхстенок. Такие постройки считаются простейшим вариантом, от которого берет начало эволюция деревянного домостроения.
8
Дом Н. М. Юрова конца 19 века из деревни Криуля Маркушевского сельского совета Тарногского района был выявлен в 1982 году в ходе экспедиционного обследования Тарногского района. Перевезен в музей в 1993 году. Рядом именно с этим домом разворачивалось действо о сенокосе. Это северная изба, какой мы привыкли видеть карельские и архангельские дома. Размеры комплекса дом-двор в плане составляют 11,8×18,8 м. Здесь хорошо видно, что такое «изба-двойня»: жилая часть состоит из зимней избы, расположенной справа по главному фасаду и летней — слева.
6
В доме Юрова можно узнать историю появления марки «Вологодское масло». Его рецепт в 60-х годах 19 века привёз из Нормандии родной брат великого художника-баталиста Н. В. Верещагин. До этого в России масло делали только из снятого верхнего слоя молока путем взбивания в специальной пахталке. Потом его перетапливали в русской печке. И это топленое масло и было известно как русское.
6
Вернувшись на родину, Верещагин решил создать масло, подобное французскому, и использовать молоко от коров, которые паслись на вологодских заливных лугах. Первые опыты у него были неудачны. По легенде, его, как Менделеева с его периодической системой элементов, озарило во сне. Масло стали взбивать из нагретых до определенной температуры сливок. При жизни Верещагина и после масло называлось парижским, и только в 1939 году оно получило название «Вологодское».
3
Для нового дела Верещагин создал «молочные школы». На базе одной из них в 1911 году был основан в 16 км от Вологды Вологодский молочный институт в бывшем селе Фоминское, ныне Молочное (помните рекламу?). Сейчас ВГМХА имени Н. В. Верещагина. В доме вы увидите маслобойку, с помощью которой на рубеже веков делали знаменитое вологодское масло. Говорят, доход еще до революции от его экспорта превышал в 2 раза доход от золотодобычи во всей Российской империи.
1
1
Здесь же деревенская лавка — прототип знакомых нам сельпо, в которых продавалось всё — от мануфактуры до орудий труда и утвари.
2
Если в доме Юрова летнюю и зимнюю избы разделяла рубленая бревенчатая стена, то в доме Уланова, построенном в конце 1890-х годов и выявленном в 1981 году в деревне Заречье на берегу реки Уфтюги в ходе обследования Нюксенского района, — это отдельные избы: летняя и зимовка, и обе с коньками. Размеры в плане основных частей памятника в осях составляют изба — 7,8×5,6 м; зимовка — 6,5×6,6 м; двор с сенями — 9,1×14,9 м. Что немаловажно, помещение для туалета было оборудовано непосредственно в доме.
9
Резной балкон-выходец и богатая резьба, украшающая кровлю, говорят о достатке семьи.
10
Нам повезло войти в дом Жукова, в котором расположена экспозиция «Дом зажиточного крестьянина». Дом Л. Г. Жукова перевезён в музей из деревни Калинино Калининского сельского совета Тотемского района в 1988 году. Размеры дома в осях плана составляют: общая длина — 23,2 м, ширина жилой части 10,8 м, ширина двора — 7,8 м.
6
5
В интерьере избы при разборке дома зафиксирована плохо сохранившаяся роспись в простенках оконных проемов, в процессе реставрационных работ в 2004 году она была восстановлена, и теперь мы можем полюбоваться филёнчатыми перегородками и буфетами, украшенными традиционной тотемской росписью.
8
Здесь же можно увидеть полати — самое тёплое место на печке за занавеской, обычно для старых да малых. А ещё трогательная деталь — лапоточки стоят.
3
Восстановлены интерьеры избы с узнаваемыми деталями — скамьями, покрытыми полосатыми дорожками, ткаными коврами и лоскутными одеялами.
9
3
Небольшая часть экспозиции посвящена народному костюму.
6
7
В одном из помещений — гончарная мастерская, в которой рассказывают о ремесле гончаров.
3
Дом В. В. Храпова был построен в конце 19 века в деревне Бор Космаревского сельского совета Нюксенского района. В конце 19 века в этом доме жил глава крестьянской управы Устюженского уезда.
8
5
Внутри есть экспозиция, в которой воссоздан интерьер сельской школы начала 20 столетия. Сейчас в нём все в точности, как и 100 лет назад: чернила, наглядные пособия, старые документы, почтовый ящик.
7
Самый яркий дом Копылова привлекает всеобщее внимание. Он окрашен снаружи почти весь, что случалось довольно редко. Кажется, краски неестественно кричащие, однако реставраторы их даже немного «притушили». На фасаде этой избы есть надпись: «1881 20: Сеi домъ Василiя Копылова». Дом построен в 1881 году в деревне Коростелево Сямженского района. Размеры дома составляют 13×28 м.
8
14
Реставрация внутри дома была ещё не завершена, но многие «родные» детали сохранены, и они свидетельствуют о том, что владельцы украшали дом внутри с таким же тщанием и любовью. Честно говоря, впервые вижу, чтобы рабочее место перед печью было так оформлено.
2
2
А кованая печная заслонка, украшенная в центре колесницей, вообще шедевр.
6
В музей дом перевезён в 2009 году и открыт для посетителей спустя три года. Потомки хозяина этого дома ныне живут в США и специально приезжали сюда в Семёнково на его открытие. Родословную Копыловых восстановили научные сотрудники Музея «Семёнково» по материалам метрических книг Георгиевской Рубежской церкви Кадниковского уезда и сведениям, полученным от представителей семьи. Есть ещё одна интересная надпись в правом верхнем углу: «К 200-летнему юбилею Форта Росс». Дело в том, что в 2012 году музей в Семёнкове получил на реставрацию дома Копылова грант Государственного департамента США в размере 100 тысяч долларов. В церемонии открытия дома приняла участие делегация Генерального консульства США в Санкт-Петербурге. Мероприятие прошло в рамках празднования 200-летия Форта Росс.
2
Надо сказать, что несколько музеев деревянного зодчества я неоднократно видела, каждый из них хорош, но Семёнково легло на душу ближе к сердцу, чем другие. Может быть, живое общение сыграло свою роль? Уходить отсюда не хотелось. Однако из долго собиравшихся туч ливанул такой дождь, что все разбежались по домам и сидели в них довольно долго. Я вышла на крыльцо дома Храпова, посмотреть, не редеют ли тучи. Дождь хлестал по деревянным дорожкам, стекал толстыми струями с крыш. Но что я слышу сквозь шум дождя — поёт кто-то! Да это те мужички с гармошкой! Работа такая. А заметили — ни одного резного палисада!