Быть в Вологде и не зайти в Музей кружева как-то даже неприлично… Что мы знаем про Вологду, не побывав в ней? Правильно: молоко, масло, кружево. Так вот вологодские кружева — один из главных брендов города, да и всей Вологодчины. Не ошибусь, если скажу, что вы вологодские кружева не носите. Как-то привезли мне в подарок воротничок — так он и состарился, ни разу не пришитый к платью. Но нельзя не оценить их как произведения искусства, создание которых подвластно немногим.
Возможно, вы удивитесь, но кружевоплетение — не вологодское изобретение. Впервые кружево начали плести на территории Европы — отсюда был задан модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Образцы зарубежных кружев, предшествовавших началу развития вологодского промысла, можно увидеть на стендах музея.
7
Обучившись мастерству кружевоплетения, вологодские мастерицы постепенно начали вырабатывать собственные мотивы кружевного полотна. Появилась особая техника плетения на коклюшках, которая за счёт получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна во всём мире. Новый способ плетения на коклюшках был изобретён Анфией Брянцевой в середине 19 века.
5
Отличительная особенность такого кружева — это плетёный фон и ленточный рисунок, который выглядит как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве.
5
7
Нужно отметить, что изначально кружево не плели на коклюшках, а вышивали. В Вологодской губернии наиболее распространёнными были два вида техник. Первый вид — «вологодское стекло», или «вологодское окно» — с многообразными «паучками» и «снежинками» на сквозном фоне. Техника. Сначала готовится сетка. На ткани намечают квадрат и делят его на четыре части. В каждом из четырёх получившихся меньших квадратов делают вырезы, оставляя между ними по 6–8 нитей ткани. Эти промежутки, напоминающие переплёт окна, называются «тоньки». Каждый их четырёх квадратных вырезов перекрещивается по обеим диагоналям плотно сплетенной полоской (насновкой). Её ширина должна равняться ширине тонек. Пространство между тоньками и насновками заполняется узором из кругов, полукругов и овалов. А фон имеет вид сетки с крупными ячейками. В него могут также включаться «плетёшки» и «паучки».
5
Вторая разновидность — строчка по вырези. Техника. На ткань наносят рисунок. Его контуры обшивают цепочкой (тамбуром). Внутреннюю поверхность рисунка покрывают гладью и стягами, создавая дополнительный узор. Из фона рисунка выдёргивают нити. Получившаяся сетка перевивается. Готовое изделие выглядит как силуэт, вырезанный из ткани.
8
Вологодское кружево играло особую роль в свадебном украшении девушки. Наряд создавали при помощи ажурной строчки и «вологодского стекла». В некоторых вариациях также использовали многопарное кружево с геометрическими узорами или сцепное кружево с вьющейся тесьмой.
8
Зачастую для украшения одежды сочетали разные виды вышивки и кружев.
5
Техника плетения на коклюшках для меня, например, — совершенно непознаваемый космос, при том, что всякое рукоделие давно мной или освоено, или опробовано. Один станок с многочисленными коклюшками чего стоит — чем не пульт управления космическим аппаратом?
Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. Для создания кружева нужно разработать сколок — схему или трафарет узора. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов. Скорость, с которой опытные кружевницы перекидывают коклюшки, невероятная!
5
По технологии создания кружево бывает двух типов. Парное (или многопарное) кружево выполняют частым переплетением нитей. Поэтому оно имеет мелкую фоновую решетку, состоящую из ромбовидных ячеек. Рисунок и фон в парном кружеве выполняются одновременно. При создании кружева в такой технике используют до 300 пар коклюшек.
9
8
В сцепном основные элементы узора выполняются в виде тесёмки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой вязальным крючком, образуя решётку.
4
8
Кроме того, что мы уже успели посмотреть, в основной экспозиции представлены кружевные изделия 1920–1940-х годов, кружевных центров Европы и России, и конечно, авторские произведения художников объёдинения «Снежинка». Экспозиция 1920–1940-х годов удивила. Казалось бы, настолько традиционный промысел с природными и символическими узорами — и вдруг появились парашютики и самолётики, животноводческие выставки и даже боевые награды в кружевном исполнении! Но тут же припомнился Палех: после икон — сцены ударного труда, покорения космоса и другие подобные мотивы… Время диктует свои правила.
Так и здесь представлены как вполне традиционные работы,
8
7
6
6
так и оригинальные, включая портреты вождей и общественных деятелей, советскую символику и даже кружевной орден Победы!
4
Похоже, Лев Толстой
6
6
Особенно повеселило большое панно (226×280) «Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области», сделанное в 1940–1941 годах. Вряд ли на продажу, скорее, выполнено на заказ для официального подарка. Зато всё понятно: успехи в выращивании ржи и льна, разведении птицы, овец, крупного рогатого скота и коневодстве.
7
Дам особенно привлекали витрины с нарядами. Я не любитель именно такого стиля, но некоторые вещи выглядят впечатляюще. И по нынешним временам цена тоже может о-о-очень впечатлить. Жаль, что самые шикарные, в том числе свадебные наряды не удалось сфотографировать — в музее очень плохое (не в смысле яркости) освещение, свет из многочисленных окон нещадно бликует на стёклах витрин.
9
7
Изделия мастериц «Снежинки» — услада для глаз. Очень тонкая работа, гармоничные композиции, возвращение к традиционным темам вологодского кружевоплетения на новом уровне. Чаще всего специалисты использовали орнаменты из природных элементов, цветочные узоры. Самый популярный из них — снежинка.
6
8
6
Хотелось рассмотреть мельчайшие детали, поэтому следом за общей композицией покажу её фрагмент.
8
5
6
6
Есть и тематические панно, но эта тематика не такая, как в 1920–1940-е: образ мирового древа лёг в основу композиций «Поющее древо» и «Лукоморье»,
7
исторические города олицетворяют композиции с храмами и кружевницами («Храм Христа Спасителя», «Святыни Вологды» и «Вологда»),
6
7
Воплощение в кружеве нашли и другие народные промыслы — роспись и глиняная игрушка (ведь, если не ошибаюсь здесь угадываются дымковская барыня в кокошнике, тульский самовар и самоварная кукла!).
4
5
Своё название вологодское объединение получило в 1964 году по скатерти «Снежинка» выдающейся кружевницы В. Н. Ельфиной. «Снежинка» берёт своё начало от Вологодского кружевного союза, созданного в 1930 году. Сегодня «Снежинка» — это крупное предприятие текстильной промышленности России с центром в г. Вологде и надомными участками в близлежащих населённых пунктах.
7
9
6
Музей кружева открылся в октябре 2010 года в отреставрированном здании бывшего Госбанка (сер. 19 в.).
6
Адрес: г. Вологда, Кремлёвская площадь, 12 Время работы: среда — воскресенье, 10:00—17:00