Достопримечательности неподалеку от сквера имени адмирала Невельского во Владивостоке.
Достопримечательности неподалеку от сквера имени адмирала Невельского во Владивостоке.
Во Владивостоке, на берегу бухты Золотой рог, почти под Золотым мостом находится памятник морякам торгового флота СССР, погибшим в годы Второй мировой войны.
Памятник морякам торгового флота во Владивостоке расположен в центре города, на улице Светланской.
Торжественное открытие его состоялось в ноябре 1967 года. Авторы памятника — скульпторы О. Иконников, В. Зверев, архитекторы Ю. Вдовин, Б, Тхор.
В центре облицованной просторной площадки мемориальной зоны стоит высокий постамент из серого полированного гранита, напоминающий орудийную корабельную башню, с установленной скульптурной группой фигур трёх моряков.
По сторонам его находятся 24 медные плиты с названиями 25 судов Дальневосточного морского пароходства, потопленных в 1941-45гг. (без учета навигационных аварий).
10 из них уничтожили немцы, 9 — японцы, 6 — американцы.
Пароход «Микоян» (1929 г.п.) — потоплен японской ПЛ I-162 в Индийском океане (19°09’с.ш., 85°25' в.д.), выполняя рейс Калькутта-Карачи.
Погибших не было.
Пароход «Ашхабад» (1917 г.п.) — потоплен немецкой подводной лодкой U-402 29 апреля 1942 г. у мыса Лукаут, Северная Каролина, США (34° 19' с.ш., 76°31' з. д.)
Погибших не было. На табличке местом гибели почему-то указан Флоридский пролив, находящийся в 1100 км южнее действительного места торпедирования.
Пароход «Декабрист» (1903 г.п.) — потоплен немецкой авиацией 4 ноября 1942 г. в Баренцевом море (75°30' с.ш., 27°30' в.д.)
Погибли 77 человек.
После потопления судна экипаж высадился на 4 шлюпки, но только одной с 19 людьми удалось достичь необитаемого о-ва Надежды. Всего трое пережили полярную зиму, и следующим летом они были взяты в плен немецкой подводной лодкой.
Пройдя немецкие концлагеря, капитан С. П. Беляев, судовой врач Надежда Наталич и матрос Бородин дожили до Победы.
Пароход «Кречет» (1899 г.п.) — потоплен 14 декабря 1941 г. японской артиллерией в порту Гонконга.
Погибших не было.
Пароход «Тбилиси» («Тифлис», 1912 г.п.) — подорвался на мине в устье Енисея 16 сентября 1943 г. (72°25' с.ш., 80°36' в.д.). Мины были выставлены немецкой ПЛ U-636.
Погибли 2 человека (на табличке не упомянут оставшийся неизвестным пассажир). Интересно, что для капитана Субботина это было уже третье погибшее под его командованием судно. В следующем, 1944 г., Субботина назначат капитаном на новый пароход под тем же названием «Тбилиси» и 30 декабря они оба погибнут от торпеды подлодки U-950 в Баренцевом море.
Пароход «Кузнец Лесов» (1933 г.п.)- потоплен немецкой ПЛ U-601 23 ноября 1942 г. в Гренландском море, западнее о-ва Медвежий (75°30' с.ш., 8°00' в.д.), отстал от конвоя QP-15.
Погибли 30 человек.
Пароход «Красный партизан» (1925 г.п.) — потоплен немецкой ПЛ U-255 26 января 1943 г. в Баренцевом море, западнее о-ва Медвежий (73°45’с.ш., 17°30’в.д.).
Погиб 51 человек (весь экипаж).
На памятнике 50 имен и дата гибели почему-то 15 января.
Пароход «Архангельск» (1929 г.п.) — торпедирован немецкой ПЛ U-960 30 сентября 1943 г. в Карском море, на выходе из пролива Вилькицкого (76°55’с.ш., 93°55’в.д.).
Погибли 14 человек (по др.данным — 15).
Пароход «Сергей Киров» (1925 г.п.) — потоплен немецкой ПЛ U-703 1 октября 1943 г. в Карском море (75°44' с.ш., 83°46' в.д.).
Погиб 1 человек.
Пароход «Сталинград» (1931 г.п.) — потоплен немецкой ПЛ U-589 13 сентября 1942 г. в Баренцевом море (75°08’с.ш., 6°55’в.д.), в составе конвоя PQ-18.
Погиб 21 человек.
Пароход «Павлин Виноградов» (1929 г.п.) — потоплен японской подводной лодкой I-180 12 апреля 1944 г. в Тихом океане, южнее Аляски, у пролива Унимак (53°13’с.ш., 159°35’з.д.).
Погибло 33 человека (из экипажа в 42 чел). Уцелевшие в момент гибели судна 29 человек погрузились в шлюпку.
Через 6 дней, когда её подобрал пароход «Ола», в живых остались только 9.
Пароход «Обь» (1917 г.п.) — потоплен торпедой американской ПЛ SS-281 Sunfish 4 июля 1944 г. у западного побережья Камчатки (51°27’с.ш., 154°58’в.д.).
Погибло 14 человек.
C 1941 гoдa Тихий oкeaн cтaл тeaтрoм бoeвых дeйcтвий: aмeрикaнcкиe и япoнcкиe пoдвoдныe лoдки aктивнo «oхoтилиcь» зa кoрaблями прoтивникa. Нeудивитeльнo, чтo пoд удaр пoрoй пoпaдaли и кoрaбли других дeржaв.
Coглacнo признaнию aмeрикaнcкoгo вицe-aдмирaлa Чaрльзa Лoквудa, oднa тoлькo cубмaринa Sailfish c рaзницeй в cутки oтпрaвилa нa днo coвeтcкиe трaнcпoрты «Ильмeнь» и «Кoлa». Sailfish aтaкoвaлa «Ильмeнь» нa рaccвeтe, a прeдпoлaгaeмoe руccкoe cуднo «Кoлa» — при яркoм cвeтe луны, пoэтoму в oбoих cлучaях oнa шлa пoд пeриcкoпoм и нe мoглa рaзличить туcклых oтличитeльных oгнeй», — oпрaвдывaлcя Лoквуд. Инцидeнт c «Кoлoй» прoизoшёл 17 фeврaля 1943 гoдa, чeрeз нecкoлькo чacoв пocлe тoгo, кaк oт пaрoхoдa oтoшeл япoнcкий вoeнный кoрaбль, прoизвoдивший дocмoтр.
Пocлe взрывa тoрпeды coвeтcкий пaрoхoд пoшёл нa днo oчeнь быcтрo — вceгo зa 2–3 минуты. Из 73 мaтрocoв бoльшинcтвo пoгибли cрaзу, нa шлюпкaх cпaccя лишь 21 чeлoвeк. Крacнoфлoтцы дрeйфoвaли в мoрe 18 cутoк, пoкa их нe пoдoбрaл япoнcкий трaльщик. К тoму врeмeни в живых ocтaвaлocь лишь 4 чeлoвeкa — мoряки Мoтин, Cмoричeвcкий, Плaтoнoв и Кирилeнкo.
Дo 1970-х гoдoв oфициaльнo cчитaлocь, чтo «Кoлу» тoрпeдирoвaли япoнцы.
Извecтнo тaкжe o тoм, чтo aмeрикaнцы утoпили трaнcпoрты «Бeлoруccия» и «Oбь», рыбoлoвeцкий ceйнeр № 20. Вceгo дo кoнцa вoйны c Гeрмaниeй oни oтпрaвили нa днo кaк минимум 6 coвeтcких cудoв.
Нa caмoм дeлe их мoглo быть знaчитeльнo бoльшe, тaк кaк тoчнo нe уcтaнoвлeнo, чьи пoдлoдки утoпили трaнcпoрты «Aшхaбaд», «Киeв», и «Кoлхoзник». Крoмe тoгo, нe выяcнeнa cудьбa eщё 10 пoгибших в Тихoм oкeaнe coвeтcких кoрaблeй. Пeчaльныe инцидeнты прoдoлжaли прoиcхoдить дaжe пocлe 9 мaя 1945 гoдa.
Источник: Зaчем aмериканцы тoпили cовeтские cyда во Bтоpую миpoвую — Русская семерка
Пароход «Трансбалт» (1899 г.п.) — потоплен торпедами американской ПЛ SS-411 Spadefish 13 июня 1945 г. в Японском море, в 45 милях северо-западнее пролива Лаперуза (45°43' с.ш., 140°45' в.д.).
Погибло 5 человек. Это был самый большой транспорт в ДВМП (дедвейт 13100 т).
В сквере Адмирала Невельского расположен памятник адмиралу.
Памятник представляет собой четырёхгранный обелиск, увенчанный двуглавым орлом, с нишей для бронзового бюста адмирала, на трёх гранях помещены плиты с текстом о деятельности Амурской экспедиции, руководимой Г. И. Невельским.
15 июля 1846 года Невельской получил чин капитан-лейтенанта.
Годом спустя он напросился на должность командира строившегося транспортного судна «Байкал», которое должно было отправиться на Камчатку с грузом.
Назначение на «Байкал» и направление на Дальний Восток Невельской рассматривал как возможность исполнить свой замысел: доказать, что в устье реки Амур можно войти из океана, и что Сахалин — остров.
Заручившись поддержкой губернатора Восточной Сибири Муравьеваи начальника главного морского штаба князя Меншикова, Невельской, без Высочайшего разрешения, летом 1849 года достиг устья Амура и обнаружил пролив между материком и островом Сахалин.
Ему удалось открыть ряд новых, неизвестных прежде территорий и войти в низовья Амура.
6 декабря 1849 года ему был присвоен чин капитана 2 ранга, а уже 8 февраля 1850 года — капитана 1 ранга. В 1850 году Невельской был вновь направлен на Дальний Восток, однако с предписанием «не касаться устья Амура».
Но, заботясь уже не столько о географических открытиях, сколько об интересах Российского государства, Невельской, вопреки предписанию, основал в устье Амура т. н. Николаевский пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), подняв там российский флаг и объявив о суверенитете России над этими землями.
Самоуправные действия Невельского вызвали недовольство и раздражение в правительственных кругах России. Так называемый Особый комитет счёл его поступок дерзостью, достойной разжалования в матросы, о чём и было доложено императору Николаю Первому.
Однако, выслушав доклад Муравьева Николай назвал поступок Невельского «молодецким, благородным и патриотическим», и даже наградил его орденом св. Владимира 4-й степени, а на доклад Особого Комитета наложил знаменитую резолюцию:
— «Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
Правда накануне с императором проводили беседу его высочайшие родственники, к которым были близки и Невельской и Муравьев. Если бы не эта подготовительная беседа, то не сносить деркому капитану головы, а Амур и Приморье не стали бы русскими никогда.
В 1851 году Невельской был вновь направлен на Дальний Восток.
В том же году он женился на девице Ельчаниновой, Екатерине Ивановне, вместе с которой и прибыл к месту службы.
В последующие годы Невельской и его подчинённые осуществили детальное исследование берегов устья Амура и Татарского пролива, а также континентальных частей Амурского, Уссурийских краев и острова Сахалин.
При этом капитан 1 ранга, а с 26 августа 1854 года контр-адмирал Невельской от имени императора устанавливал власть России в дальневосточных территориях.
Трудна была служба Невельского там. На новых территориях поднимали восстания местные племена, подстрекаемые манчжурами.
От голода в основанных им поселениях умирали русские солдаты.
Семья Невельского делила свой скудный паек с гарнизоном и в итоге от плохой пищи умерла первая дочь адмирала.
Вот с такими лишениями Россия осваивала Дальний Восток.
Этот памятник по времени первый памятник Владивостока.
Заложен еще в 1891 цесаревичем Николаем.
Сооружён на общественные средства.
Великий исследователь Невельской доказал, что Сахалин — это остров, река Амур не теряется где-то и судоходна.
Скромная, по нынешним временам, гранитная стела простояла 125 лет вопреки всем историческим бурям, прокатившимся по России. Однако стоит упомянуть, что после революции памятник разорили, с него сняли все бронзовые части и переименовали в Памятник Жертвам Революции, установив на вершину красную звезду.
Но к 100 летию города (1960 г.) бронзовый бюст, двухглавый орел и памятные доски были отлиты снова и памятник восстановлен в прежнем виде.
Улица Светланская.
Рядом с памятником расположен музей Тихоокеанского флота, но это уже совсем другая история.
В подготовке материала использованы сведения с сайта: https://cheslav-kara.livejournal.com/67134.html