Тихоокеанский флот старше Владивостока, в котором он базируется с 1871 года, на 129 лет. Русские суда стали плавать по морям Тихого океана гораздо раньше, с 1639 года.
Тихоокеанский флот старше Владивостока, в котором он базируется с 1871 года, на 129 лет. Русские суда стали плавать по морям Тихого океана гораздо раньше, с 1639 года.
Об этом можно узнать в Военно-историческом музее Тихоокеанского флота, который открылся во Владивостоке в1950 году. Сначала музей размещался в Павловской церкви на Пушкинской, а в 1997 году переехал через дорогу на улицу Светланскую. В первом зале музея рассказывается о первопроходцах. Впервые вышел к Охотскому морю с отрядом казаков из Томска Иван Юрьевич Москвитин (1609–XVII век). Открыв побережье Охотского моря и Сахалинский залив, они основали острожек и исследовали берега.
21 мая 1731 года в России была создана Охотская флотилия с базой в Охотске. В 1851 году флотилию переводят в Петропавловск- Камчатский. Здесь были совершены первые подвиги Тихоокеанского флота. В августе 1854 год англо-французская эскадра из 6 кораблей с 218 орудиями пытались высадить на берег десант и захватить город. Фрегат «Аврора» и транспорт «Двина» при 67 орудиях смогли противостоять неприятельской атаке.
Команда русских моряков, поддерживаемая огнем кораблей и береговых батарей сбрасывали противников в море и эскадра отступила. Одним из защитников Петропавловска был Д П Максутов (1832–1889) , который меткими выстрелами нанес неприятельским судам значительные повреждения.
Неприятели захватили бот с пятью матросами в Авачинской бухте, среди которых был матрос-артиллерист Сергей Удалой. Удалого пытались заставить стрелять по своим, матрос выбросился за борт и утопился.
В 1871 году Тихоокеанский флот базируется во Владивостоке. В музее представлен макет военного парусно-винтового транспорта " Манджур» на котором в 1860 году в бухту Золотой Рог из Николаева-на-Амуре доставлена команда для основания поста Владивосток.
Большим испытанием для Тихоокеанского флота стала Русско-японская война. В 1900 году русские войска оккупировали Маньчжурию, и превратили Порт-Артур на этой территории в главную военно-морскую базу на Дальнем Востоке, а Япония считала эту территорию своей.
В ночь на 27 января 1904 года стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура Тихоокеанскую эскадру атаковали японские миноносцы. Крейсеры «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с превосходящими в несколько раз силами японской эскадры. В Морском уставе России было записано: " Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги." И корабли не сдавались.
10 марта миноносец «Стерегущий» вступил в неравный бой с 6 японскими миноносцами, повредив два неприятельских корабля, затонул от повреждений. Экипаж погиб, спаслись 4 человека.
31 марта флагманский корабль броненосец «Петропавловск», совершивший 5 боевых выходов подорвался на японской мине, погибло 650 человек вместе с адмиралом С. О. Макаровым.
Оборона Порт-Артура продолжалась 11 месяцев и 20 декабря1904 порт был сдан. Русско-японская война закончилась после поражения России в кровопролитном Цусимском сражении. В этой войне впервые были широко применены пулеметы, минометы, морские мины, торпеды и другое огнестрельное оружие. 23 августа 1905 года был заключен Портсмутский договор, по которому Японии отошел юг Сахалина и права на аренду Ляодунского полуострова с Порт-Артуром и городом Дальний. Договор утратил силу 2 сентября 1945 года.
Основная часть 2 зала посвящена трем русским революциям, гражданской войне и военной интервенции.
В экспозиции представлена модель крейсера «Аврора», который на берегах Невы дал орудийный залп, послуживший сигналом к началу вооруженного восстания и Октябрьской революции.
Сибирский флот до победы советской власти на Дальнем Востоке находился в составе Белого движения. В 1920 году была создана Дальневосточная республика. 5—14 февраля 1922 года на станции Волочаевск Амурской железной дороги на подступах к Хабаровску была прорвана оборона войск Белоповстанческой армии частями Народно-революционной армии Дальневосточной республики и взят Хабаровск. После этого были созданы все условия для разгрома белых на Дальнем Востоке. Сохранилось знамя Волочаевского полка, о котором поется в песне «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперед, чтобы с боем взять Приморье- Белой армии оплот."
На стене висит листок Первомайской газеты 20-х годов. Оказывается, пятиконечная звезда тогда выглядела по-другому.
После окончания гражданской войны и интервенции морские силы практически перестали существовать. В 1922 году основная часть Сибирской флотилии под командованием адмирала Старка покинула Владивосток. В порту начался ремонт миноносцев и лодок. К 1932 году были восстановлены и модернизированы все ценные в боевом отношении корабли. С Балтики и Черного моря ехали моряки для службы на Дальнем Востоке, строились аэродромы, возводились батареи береговой охраны и казармы. По железной дороге поступали детали кораблей и подлодок, которые собирались на Дальзаводе. В 1933 году в строй вошла первая подлодка. По приказу с 1 января 1935 года морские силы Дальнего Востока стали называться Тихоокеанский флот. В 1937 году во Владивостоке создано Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С. О. Макарова. К 1939 году флот на Тихом океане был построен. В зале коллекция знамен и кораблей.
Во время Великой Отечественной войны Владивосток был в постоянной боевой готовности, а кроме этого подготавливал кадры для фронта. Черноморский флот постоянно пополнялся моряками из Владивостока. В состав Северного флота были направлены боевые корабли и подводные лодки из Владивостока, экипажи которых отважно воевали. В экспозиции музея личные вещи и награды моряков Тихоокеанского флота.
9 августа 1945 года началась война с Японией. Экспозиция одного из залов посвящена этому времени. Советская Армия, Тихоокеанский флот и Амурская флотилия провели Маньчжурскую операцию, наступательную Южно-Сахалинскую и десантную Курильскую операции.
Сохранилась деталь сбитого японского самолета, который 18 августа 1945 года пытался сбросить бомбу на город.
За подвиги во время военных действий 52 моряка получили звание героя Советского Союза, 30тысяч -Правительственные награды, 170 тысяч получили медали «За победу над Японией». В двух залах можно познакомиться с современным оснащением флота.
Корабли Тихоокеанского флота ходят с визитами в другие страны и принимают гостей. Этим событиям посвящен один из залов, где представлены формы моряков разных стран, флаги, эмблемы, сувениры.
Последний зал посвящен участию морской пехоты Тихоокеанского флота в СВО.
Музейные залы закончились, но в Оружейном дворике ждет еще очень много интересного. здесь представлены подлинные предметы техники. принимавшей участие в боях в разное время.
Дом, в котором расположен музей, построен в 1903 году для проживания офицеров Сибирской флотилии. На здании мемориальная доска, в которой указано, что здесь жил Пегов Николай Михайлович (1905–1991), Первый секретарь Приморского края с 1937 по 1947 годы. Николай Михайлович, бывший на руководящем посту в трудные годы, оставил о себе в городе хорошую память. После отъезда в Мскву занимался руководящей работой, а при Хрущеве был послом в Индии, Алжире, Иране.
Если вы будете во Владивостоке, то этот музей обязательно надо посетить. Портовый город и Тихоокеанский флот связаны неразрывно и надо обязательно увидеть своими глазами старые фото моряков, их вещи, награды, услышать истории сражений и посмотреть на настоящее оружие, которое защитило Владивосток от захватчиков. Посетить музей можно с 10 до 18 часов каждый день, кроме понедельника и вторника, по адресу: город Владивосток, ул. Светланская, дом 66. Билет стоил 100 рублей, льготный-50 рубле, за экскурсионное обслуживание оплачивается 150 рублей с группы до 20 человек.