Прежде чем приехать к озеру Светлояр, мы сделали остановку в селе Владимирском. Здесь есть уникальный музей керамики «Град Светлый», который является составной частью Историко-художественного музея «Китеж».
Прежде чем приехать к озеру Светлояр, мы сделали остановку в селе Владимирском. Здесь есть уникальный музей керамики «Град Светлый», который является составной частью Историко-художественного музея «Китеж».
Как я поняла, это та самая его художественная часть, зафиксированная в названии.
Музей основала Людмила Николаевна Жебель, жительница села, переехавшая сюда вместе с сыном из Прибалтики и открывшая сначала гончарную мастерскую.
Это обстоятельство наложило отпечаток на творчество мастеров: они соединяют в своих изделиях хорошую прибалтийскую гончарную школу и местные традиции, темы даёт им как мировое искусство, так и местная достопримечательность — озеро Светлояр, овеянное легендами.
В музее три зала. В первом открыта экспозиция «Символизм древней славянской культуры». В неё вошли большие панно «Древо жизни», «Голубиная книга», «Гусляр», «Даждьбог», «Птица-Сва».
Многие зрители далеки от славянской мифологии, поэтому восхищаются только качеством работы, яркостью красок, фантазией авторов. Однако Людмила Николаевна даёт грамотные комментарии, и имеющий уши да услышит и проникнется значимостью каждого образа, воссозданного умелыми руками мастеров.
Во втором зале — экспозиция «Святая Русь», посвящённая православным символам и житиям подвижников Руси.
В третьем зале мне было особенно интересно, потому что здесь представлены изделия из глины, выполненные как в традициях разных народов мира, так и в современных техниках обжига и художественного декорирования. Здесь есть изделия, демонстрирующие, какой была посуда в Древней Руси, Древней Греции, представлены примеры трипольской керамики, даже африканских сосудов.
Особая гордость мастеров Жебель — изделия в технике кристаллической глазури.
Секрет этого вида нанесения глазури считался уже утерянным, но Людмила Николаевна, похоже, смогла его раскрыть. Кристаллические глазури — это глазури с крупными кристаллами на блестящей поверхности, причем кристаллы растут в процессе обжига.
Рисунок непредсказуем, поэтому каждое изделие уникально. Кроме того, было сказано, что покрытые такой глазурью изделия меняют структуру воды.
А ещё мы услышали, что всю посуду делают из белой дивеевской глины (православному человеку название Дивеево говорит о многом — это четвёртый удел Богородицы).
Интересно было узнать, чем техники «Обвар», «Масляное дымление», «Кракле», «Люстр», майоликовые глазури и другие отличаются, и посмотреть, что в итоге выходит из рук мастеров.
Приятна атмосфера, созданная в музее его создателями. Рассказ Людмилы Николаевны был понятен даже людям, далёким от славянской мифологии и гончарного искусства. Интерьеры украшены искусно составленными цветочными композициями.
Если приедете на Светлояр, загляните в этот музей.
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Воскресенский район, село Владимирское, Пролетарская улица.
Телефон:
+7(930)701-25-55
Цена билетов:
50–200 р. для разных категорий.