История этого монастыря начинается в 1191 году, когда произошла закладка.
При этом присутствовал великий князь владимирский Всеволод Юрьевич и весь его двор. Всеволод Юрьевич — «Большое Гнездо» был сыном Юрия Долгорукого и младшим братом Андрея Боголюбского.
С именем Андрея Боглюбского связывают усиление Владимирской земли и конец Киевской Руси как сильного, единого государства. С возвышением северо-восточных земель единая Киевская Русь превратилась в некое подобие СНГ, как в 1991 году. История развивается по кругу.
Фото из интернета. Облик Андрея Боголюбского имел ярко выраженные восточные черты из-за матери — половецкой княжны.
После коварного убийства Андрея Боголюбскогов в Боглюбово в 1174 году (об этом я ещё напишу более подробно в заметке о Боголюбово) его младший брат Всеволод становится князем северо-восточной Руси, Владимиро-Суздальского княжества.
Фото из интернета. Всеволод, «Большое гнездо».
Здесь, с Вашего позволения, я позволю себе в заметке провести параллели от древней Киевской Руси к «современному политическому моменту».
Мне не нравится политика, которую проводил Андрей Боголюбский и еже с ним. Прекрасные храмы, что построил этот князь — это отлично и они радуют путешественников до сих пор.
Но политика таких князьков была направлена на ослабление центральной власти, на увеличение раздробленности единой страны, на междоусобные бесконечные войны ослабляющие страну.
И как результат — гибель Киевской Руси, как государства, после татаро-монгольского нашествия.
Не то же самое произошло у нас в 1991 году и происходит до сих пор?
Скажу даже больше. Извините, но мне (как жителю небольшого провинциального города) всё равно кого кормить (как столицу): Москву, Санкт-Петербург или……Киев. Ведь Киев — когда то тоже был столицей нашего государства, если что.
И я ничего не вижу обидного в выражении «кормить». В столице любой страны люди должны жить побогаче, чем в провинции и это есть норма. А иначе у граждан не будет желания к чему-то стремиться.
Скажу даже что и сам имею возможность переехать в столицу (если все распродать), но не могу сейчас по семейным обстоятельствам. Получается, что если бы я переехал и стал москвичём, то и меня кто-то кормил?
Так что всё нормально, никаких обид.
Повторюсь, все равно какой из Великих русских городов кормить. Лишь бы опять страна была единой и не было бы междоусобных войн (Донецк, Приднестровье, Карабах, Осетия, Абхазия……….).
А в единой стране (Киевской Руси, Московии, России, СССР……всё равно как назвать, не суть важно) нет братоубийственных, междоусобных, феодальных, власть делящих войн.
Ибо «паны дерутся, а у холопов чубы трещат».
Но я отвлёкся. Эта заметка ведь о Богородице — Рождественском монастыре.
В 1192 — 1195 годах строился Богородице-Рождественский собор. В 1196 году собор освящен.
Монастырь сильно пострадал во время пожара 1199 года, вновь великое освящение собора состоялось в 1219 году.
В 1238 году монастырь был разорён татарами вместе с самим Владимиром. Историю разорения столицы северо-восточных русских земель я уже коротко описал здесь об Успенском соборе Владимира.
Затем в 1263 году здесь был похоронен великий Владимирский князь Александр Невский, впоследствии канонизирован как Святой.
Мощи Александра Невского пробыли здесь до 1724 года, когда по указу Петра они были перевезены в более величественную и великолепную Александро-Невскую Лавру.
Вот таким увидел и представил нам знаменитого победителя немецкий крестоносцев на Неве скульптор.
Александр Невский в своей политике выступал за непротивление Золотой Орде (поскольку татары не имели возражений против православной веры русичей и были веротерпимы в покорённых землях) и был активным противником «западных ценностей» и прививания русским людям идей католицизма.
Этой политикой он и заслужил канонизацию. И это правильно, ибо единая православная вера — основа на которой в дальнейших столетиях произошло воссоединение земель русских, земель бывшей Киевской Руси.
В 1491 году во время городского пожара собор выгорел вместе с людьми, по свидетельству летописца. После пожара и произошло разрушение собора.
В 1536 году вновь во время пожара половина монастыря сгорела.
Указом царя Ивана Грозного в 1561 году первенство в иерархии русских монастырей перешло от Рождественского Владимирского монастыря к Троице — Сергиевской Лавре.
Митрополит Ион построил церковь во имя Александра Невского на святых вратах в 1607 году.
В XVII — XVIII веках происходило постепенное строительство трапезной церкви вместо деревянной, восмигранная шатровая колокольня.
В 1695 г. возведена церковь во имя святого Иоанна Предтечи московским жителем Иваном Евстегнеевым.
После городских пожаров 1717 и 1719 годов собор вновь пришёл был в запустение.
В 1720 году этот монастырь по своему значению стал третьим после Александро-Невской и Троице-Сергиевской лавр.
Несколько раз потом монастырь восстанавливался и реставрировался.
Российские императоры и императрицы дарили средства на перестройку и ремонт знаменитого монастыря. Нет нужды дальше загромождать рассказ датами и событиями последних двух столетий спокойной жизни в истории монастыря.
А потом пришли новые, лихие времена для монастыря и для всей русской православной церкви.
Грянула революция 1917 года.
И понеслось…
В 1918 году архиерейский дом заняли чекисты.
В 1922 году монастырь заняли работники ОГПУ, преобразованное из ВЧК.
Решался вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губернского Владимирского музея за Богородице — Рождественский монастырь, который был закреплен за ОГПУ.
Безуспешны были попытки музейных работников спасти культурный памятник.
И вот в 1930 году собор и колокольня были разрушены.
Плохую службу сыграло монастырю размещение на его территории НКВД.В период «большой чистки» и «охоты на ведьм» в 1937—1938 вв. его стенах были расстреляны тысячи ни в чём не повинных «врагов народа».
И дальше вплоть до смерти Сталина здесь проводились расстрелы репрессированных и массовые тайные захоронения.
Где-то на территории монастыря есть памятник репрессированным, но мы не нашли.
В 1980 году были снесены сохранившиеся остатки южной галереи при возведении секретного подземного объекта КГБ.
В конце советского периода на занятой Управлением государственной безопасности территории монастыря, были разрушены все храмовые строения, кроме Христорождественского храма.
Уцелела и ограда XVII–XIX веков.
В 1992 году храм был вновь передан РПЦ, состоялось открытие монастыря.
В 1993 году начались реставрационные и ремонтные работы. В том же году, осенью была отслужена панихида в честь погибших здесь от большевисткого террора. С тех пор панихида проходит ежегодно, 30 октября.
Христорождественская церковь, колокольня со звонницей и престолом Александра Невского.
Мы оказались здесь на Святую Пасху.
Оказалось что ежегодно на Пасху прихожанам позволяется звонить в колокола в колокольне, чем мы и воспользовались.
Поднимались вот по этой лестнице на колокольню, отстояв очередь.
Вид с колокольни на монастыркий сад.
На древнюю ограду и окрестности.
А вот с колокольни виден Успенский собор.
Самый главный, огромный колокол раскачать не так-то просто. Даже мужчине. Звук от такого колокола глухой, тяжёлый и тягучий. Такой набат, наверное, созывал на защиту от татарских набегов лет 700 назад.
Нелегка работа звонаря.
Женщины лихо управлялись с колоколами поменьше. Этот звон уже повеселее, как благовест на праздники.
Правда получалось у нас всё равно неуклюже и непрофессионально.
Я попробовал дергать за языки колоколов больших и поменьше почаще, однако, всё равно не то. Далеко не перезвон получился.
Больше похоже на какофонию.
Всё равно было интересно. Впервые я себя попробовал в качестве звонаря. Да ещё и на пасху.
«Звонари» спускаются вниз. Нам повезло, так как мы попали в последнюю партию страждущих позвонить. Придётся ли когда — то ещё?
Вот такой монастырь с непростой судьбой и богатой историей.