Богородице-Рождественский монастырь, расположенный в городе Владимире.
Богородице-Рождественский монастырь, расположенный в городе Владимире.
До основания Троице-Сергиевой обители — главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси.
Из монастыря происходит Лаврентьевская летопись.
В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.
В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191/1192):
«тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне».
При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья.
Руководство Рождественским монастырем осуществляли игумены (до 1230 года) при том, что игумены Симон и Митрофан, один после другого, были во Владимире епископами.
С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Ивана Грозного значилась первой в числе русских монастырей.
С половины XIII до начала следующего века всероссийские митрополиты, перенёсшие первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.
В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.
23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды.
Когда великокняжеский престол был перенесён из Владимира в Москву, то великие князья из уважения к предку своему князю Александру Невскому делали значительные вклады в Рождественский монастырь.
Современные музыковеды считают архимандрита Исайю (в миру Иван Тимофеевич Лукошко) одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем её «усольской» школы.
В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия Первого.
Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета.
28 сентября 1645 г. года архимандрит Иона присутствовал на венчании на царство Алексея Михайловича.
24 августа 1858 г. года император Александр Второй осматривал в монастыре церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился восстановить её в древнем виде. На восстановление храма император пожертвовал 40 тысяч рублей, столько же дали частные лица, 10 тысяч рублей — Синод.
В 1859 году архитектор-реставратор Николай Артлебен совместно с Д. корицким распорядились убрать ветхие части храма домонгольского времени и возвести новые . Древний храм был отреставрирован к 1861 г.
П. Д. Барановский приветствовал проект Артлебена как первый в России пример научной реставрации памятника архитектуры.
В 1924 г. он специально приезжал во Владимир, чтобы не допустить сноса храма.
С июля 1918 года по 1991 год на территории монастыря размещались отделы ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ), следственный изолятор.
«Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г.».
Во время сталинских репрессий на территории монастырского сада осуществлялись захоронения репрессированных, о чём свидетельствуют мемориальная доска, установленная на стене монастыря по Большой Московской улице.
В 1991 году в период празднования 800-летия основания обители положено начало её возрождению.
В новых, упрощённых формах построены монастырский собор и колокольня.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии