По итогам нашей недавней поездки во Владимир настала очередь рассказать ещё об одном крупнейшем памятнике архитектуры XII века владимиро-суздальской школы. Я говорю об УСПЕНСКОМ СОБОРЕ во Владимире или о СОБОРЕ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, хотя он и дошёл до нас в существенно изменённом виде.
Успенский собор был построен по аналогии с одноименным храмом Печерского монастыря в Киеве. Он выше знаменитого киевского Софийского собора.
Задумал и осуществил постройку первоначального варианта собора Владимирский князь Андрей Юрьевич Боголюбский. Это произошло в 1158 — 1162 годах. Летописи указывают, что для работы над храмом были приглашены «мастера всех земель», а князь выделил на постройку одну десятую часть всех своих доходов. Первоначально храм был одноглавым. Его фасады прорезали 12 арочных вытянутых окон.
После пожара, случившегося в 1185 году, собор был восстановлен и значительно расширен. Это произошло, когда на владимирский престол вступил Всеволод Большое Гнездо — брат Андрея Боголюбского, убитого в результате дворцового заговора. По его указанию собор сделали пятиглавым. Для этого оставшиеся после пожара стены старого собора частично разобрали, оставив стопы, державшие крышу, и отступив в стороны по периметру, обстроили оставшуюся часть новыми стенами, сделав между старыми и новыми широкие просторные галереи. Получился своеобразный «собор в соборе».
Интерьер собора поражает своим благолепием и обилием сохранившихся фресок, в том числе и древних.
В 1161 году стены старого собора были расписаны. А через два с половиной столетия в 1408 году храм был заново расписан изнутри фресками работы Андрея Рублева и Даниила Чёрного — лучших русских живописцев того времени. До старой росписи XII века сейчас расчищены лишь небольшие фрагменты, остальную расчистку делать невозможно без утраты сохранившихся фресок Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, от росписей которых до нас дошли отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора.
В XIX веке храм был расписан вновь, и эти росписи составляют сейчас большую часть фресок, дошедших до нашего времени.
21 сентября 1164 года в собор была перенесена величайшая святыня Руси — Чудотворная икона Божьей Матери, для которой он, собственно говоря, и строился. С тех пор образ, привезенный Андреем Боголюбским из Киева, а в Киев попавший из Византии, стал называться Владимирской иконой Божией Матери (перед ней очень любил молиться Андрей Боголюбский. Сейчас эта византийская икона находится в храме при Третьяковской галерее в Москве).
Храм сильно пострадал во время монголо-татарского нашествия. При взятии Владимира войском Батыя в 1238 году в соборе укрылись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью, и владыка Митрофан. Не сумев попасть внутрь, монголы подожгли храм, и все находящиеся в нем погибли.
На протяжении XVIII — XIX веков собор претерпел значительные изменения. Были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне они заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.
В конце XIX века в процессе реставрации стены храма были заново облицованы камнем.
Можно ещё отметить, что Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноименного собора в Москве.
В XX веке собор несколько раз реставрировался. Ему было возвращено позакомарное покрытие. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х годов: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.
Безусловно, что древний и величественный Успенский собор является символом торжества христианства на владимирской земле. Он включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время находится в совместном владении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника…