Во Владимире сохранилось несколько архитектурных памятников второй половины XII века, которые являются великолепными сооружениями мастеров древнерусского белокаменного зодчества. Они были построены в пору становления и расцвета Владимирского княжества, когда во Владимире на престоле находились сыновья Великого князя Юрия Владимировича Долгорукого, сначала Андрей Боголюбский, а потом Всеволод Большое Гнездо.
Одним из таких памятников, можно сказать, уникальным по обилию сохранившейся белокаменной резьбы на его фасадах, безусловно является Дмитриевский Собор. Он был сооружён в 1194 — 1197 годах как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо.
1
Действительно, белокаменное здание крестово-купольного типа, совершенное своими архитектурными формами, поражает резным убранством. Историки утверждают, что в древности собор окружали галереи и башни, соединявшие его с княжеским дворцом, а дворы князя и епископа составляли сердцевину древнего града Владимира — его детинец.
1
1
1
Построенный русскими мастерами храм (летописец особо подчеркивает, что для строительства Дмитриевского собора уже «не искали мастеров от немец») был призван олицетворять подъём Владимирской земли, которая ещё в начале XII века являлась захолустным северо-восточным углом Русской земли, а к началу XIII века, как писал В. О. Ключевский, стала княжеством «решительно господствующим над остальной Русью».
Великий Владимирский князь Всеволод (в крещении Дмитрий) посвятил собор своему небесному покровителю — святому великомученику Дмитрию Солунскому, мученически погибшему за христианскую веру в 306 году. Многие исследователи биографии Всеволода-Дмитрия считают, что такое посвящение могло быть задумано им ещё задолго до вокняжения на Владимирском престоле. Известно, что восьмилетним ребёнком Всеволод-Дмитрий с матерью и братьями покинул Русь, будучи изгнанным в 1162 году старшим братом — «самовластцем» Андреем Боголюбским. Мать была византийской принцессой и увезла детей в Константинополь. Там при дворе императора Мануила Комнина святой Дмитрий Солунский почитался как покровитель императорской семьи. Византийский город Фессалоники (Солунь) славился базиликой Дмитрия Солунского, где хранились его реликвии. Всеволод провёл в изгнании 7 лет.
Вернувшись на родину и заняв прочное положение на Владимирском престоле, а также добившись приоритета среди остальных русских князей, Всеволод осуществил свой замысел — строительство дворцового Дмитриевского храма. В 1197 году в построенный храм была принесена так называемая «Доска гробная» — икона святого Дмитрия Солунского, написанная на доске от гроба святого мученика и находившаяся в базилике в Фессалониках. В серебряном чеканном ковчежце хранилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика. Её Всеволод привёз с собой из Византии.
Во Владимире икона находилась до конца XIV века. Точно неизвестно, но считается, что-либо в 1380 году перед Куликовской битвой, либо в 1390-х — 1400-х годах при митрополите Киприане, икону перенесли в Москву, где орна в поновлённом виде хранится до сих пор в Успенском соборе Московского кремля.
А в Дмитриевском соборе во Владимире сейчас находится копия другой иконы святого Дмитрия Солунского. Её оригинал был написан в конце XII — начале XIII века по заказу Всеволода Большое Гнездо для собора в городе Дмитрове. Дмитров, как известно, был основан отцом Всеволода — Юрием Долгоруким — в год рождения (в 1154 году) и в честь рождения сына Всеволода-Дмитрия. После революции изъятый из собора и отреставрированный оригинал этой иконы находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.
1
Дальнейшая история Дмитриевского собора вкратце такова. В 1238 году он пережил татарское разорение, а в 1536, 1719 и 1760 годах — пожары. В начале XVI века храм ещё числился великокняжеским, но позже это значение потерял и постепенно стал приходить в упадок. В 1834 году крайнюю ветхость и бедность здания заметил император Николай I, посетивший Владимир. Он высказал пожелание привести собор в «первобытный вид», а вот исполнение этого пожелания обернулось тем, что в 1838 году были уничтожены окружавшие собор галереи и башни. В 1840 — 1847 годах состоялся ремонт внутри здания. Стены были заново расписаны, в результате чего были утрачены остатки средневековых фресок. Был устроен новый иконостас и винтовая лестница на хоры. В 1883 году в соборе появилось калориферное отопление.
В ХХ веке судьба храма резко переменилась. После 1917 года он перешёл в ведение органов советской власти и стал фондохранилищем местного музея. Церковные службы прекратились, отопление бездействовало, от сырости страдали фрески и белый камень. Главной задачей стало укрепление конструкций древнего храма. В 1941 году, а затем в 1947 — 1953 годах под руководством архитектора А. В. Столетова были установлены железобетонные и металлические связи, укреплены паруса, арки, своды, западные столпы и восстановлен верх собора. Таким образом храм был спасён. В 1970-е — 1980-е годы реставраторы занимались проблемами сохранения белого камня. Окончательный на сей момент этап работ был проведен в 1999 — 2004 годах, когда были укреплены белый камень и фрески и создан стабильный микроклимат. Это было осуществлено специалистами «Владспецреставрации».
В 1992 году Дмитриевский собор был внесён в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас мы видим, что фасады Дмитриевского собора разделены на три яруса. Нижний почти лишен всякого убранства, и на фоне его гладких стен выделяются только резные перспективные порталы.
1
Средний ярус представлен колончатым аркатурным поясом с белокаменными резными фигурами и богатейшим орнаментом. Верхний ярус, прорезанный узкими высокими окнами, сплошь покрыт резьбой. Резьба покрывает и барабан купола.
1
1
1
1
1
Храм увенчивает пологий золоченый купол, напоминающий богатырский шлем. На нем установлен ажурный широкий крест из прорезной золоченой меди. Тот крест, который стоит сейчас, новодельный. Его установили в ходе последней реставрации в 2002 году. Еще одна копия древнего креста, изготовленная в 1957 году, экспонируется внутри здания собора. Там же выставлена и снятая с креста птица-уточка.
1
1
Белокаменная резьба Дмитриевского собора давно стала предметом восхищения и изучения. В общей сложности 566 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира, где образы христианства мирно уживаются с образами народной мифологии и сюжетами средневековой литературы.
Главной фигурой в системе декоративного убранства Дмитриевского собора является фигура царя Давида, занимающая центральное положение на каждом из трёх фасадов храма.
1
1
На восточном прясле южного фасада храма выделяется крупная композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет нам, сегодняшним людям, кажется несколько необычным для христианского храма, но в средние века он был чрезвычайно популярен и на Руси, и в Европе, и на Востоке — прежде всего благодаря византийской повести «Александрия», переведенной на многие языки.
1
Восточную закомару северного фасада собора украшает большой рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Это, можно сказать, прижизненный портрет Всеволода Большое Гнездо с пятью его сыновьями. По бокам сыновья Константин, Юрий, Ярослав и Владимир. На его колене сидит родившийся незадолго до возведения собора сын Святослав. А шестой из выживших сыновей Всеволода — Иван — на этом групповом портрете отсутствует, поскольку он родился уже после завершения строительства собора.
1
В резьбе колончатого пояса помещена целая галерея святых, среди которых есть русские князья Борис и Глеб. Большинство этих фигур поздние, самые ранние скульптуры сохранились только в части северного фасада. Под каждой фигурой вырезаны изображения причудливых растений или животных. Скульптуры разделяют резные колонки аркатурного пояса, напоминающие толстые плетеные шнуры, каждый из которых завершается фигуркой фантастического зверя или птицы — льва с «процветшим» хвостом, гусей со сплетенными шеями и др.
1
1
Внутри Дмитриевский собор практически лишён резных элементов, кроме нескольких фигур львов.
1
1
Изначально его гладкие стены были расписаны в XII веке. Уцелевшие после бедствий и пожаров остатки средневековой фресковой живописи были уничтожены в 1843 году, тогда же собор был заново расписан масляными красками. В 1918 году Всероссийская реставрационная комиссия при расчистке обнаружила под сводами хор остатки фресковой росписи XII века — сцены из «Страшного суда». Это явилось событием: из небытия возникло одно из лучших созданий древнерусского художественного гения.
В центральном своде под хорами сохранились изображения 12 фигур апостолов-судий на престолах и ангелы позади них. В зените свода, очевидно, находилось изображение Христа Судии. Сидящие апостолы двумя группами размещаются на склонах свода: на южном — Пётр, Иоанн Богослов, Лука, Андрей, Варфоломей и Филипп, а на северном — Павел, Матфей, Марк, Симон, Иаков и Фома.
1
1
В малом своде под хорами показаны сцены рая: трубящие ангелы, апостол Павел, ведущий в рай святых жён, благоразумный разбойник с крестом в руке, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Божия Матерь на престоле.
1
Обнаруженные фрагменты древних фресок, являющиеся оригинальным памятником классического византийского стиля XII века, бережно сохраняются до сих пор.
Кроме того, внутри Дмитриевского собора размещено Надгробие графа Романа Илларионовича Воронцова — первого Владимирского губернатора. Он был погребён в соборе, не имевшем некрополя, в 1783 году, из уважения к заслугам графа и по его завещанию. Скульптурное надгробие поставили в 1804 году его сыновья Александр и Семён. Изначально надгробие стояло у южной стены — там, где под полом находится погребение. В 1896 или в 1906 году, в связи с поновлением фресок на своде под хорами, надгробие было переставлено к западной стене. В 2003 году надгробие реставрировали и придали ему современный вид.
1
Сюжет скульптурной композиции надгробия представляет собой аллегорические фигуры «плакальщицы» с кипарисовой ветвью в руке, склонившейся над урной, и мальчика с пеликаном. Они изваяны из белого мрамора в Лондоне, где служил посланником, а затем министром сын графа Семён Романович Воронцов. Пеликан — один из символических знаков масонства, к которому принадлежал граф Роман Илларионович Воронцов. Фоном для скульптурной группы служит пирамида из серого мрамора — аллегория вечности. Пирамида была поставлена позже, во время ремонта собора в 1841 году, на средства внука графа — Новороссийского губернатора Михаила Семёновича Воронцова. Она изготовлена в московских мастерских Витали и Кампиони.
По стилю, одухотворённости и качеству исполнения надгробие принадлежит к лучшим образцам мемориальной скульптуры начала XIX века…
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ О ПОЕЗДКЕ ВО ВЛАДИМИР"