История собора началась в далеком 12 веке.
История собора началась в далеком 12 веке.
Предпосылки к строительству каменного Знаменского собора появились в 12 веке.
В 1170 году владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский со своим войском осадил Новгород, который в то время располагался внутри Кремля- детинца. Силы осажденных и осаждаемых были не равны и через несколько дней защитники крепости стали молить небеса о чуде. А далее, согласно легенде, конечно, в очередную ночь осады новгородскому архиепискому Иоанну послышался голос, велевший выставить на крепостную стену детинца икону Знамение Пресвятой Богородицы. Нам не ведомо, долго ли наблюдала Богородица за осадой и за неприятелем, но суздальцы не выдержали ее взгляда и стали обстреливать икону. Одна из стрел попала в лик Пресвятой Богородицы и из глаз у нее полились слезы. В тот же миг владимиро-суздальское войско окутала тьма и они в ужасе пятясь от крепостных стен, преследуемые новгородцами стали отступать, раня, давя и убивая друг друга.
После оглушительной победы и спасения Новгорода от захватчиков икона Знамение Пресвятой Богородицы стала особо почитаемой и одной из главных святынь у новгородцев.
Архиепископ Иоанн в честь иконы установил праздник Знамения Богородицы, который по настоящее время празднуется Русской Православной Церковью 10 декабря (27 ноября)
На Ильинской улице в 11 веке при епископе Никите была построена деревянная церковь Спаса Преображения на Ильине, именно в ней и хранилась икона Знамение Пресвятой Богородицы. После победы над суздальцами для новгородской святыни был устроен специальный предел, но в 1340-м году он сгорел.
И тогда новгородцы решили построить новую церковь Знамения Богородицы, на небольшом отдалении от сгоревшей. В 1356 году церковь была готова и в нее была перенесена икона Знамение Пресвятой Богородицы.
К середине 17 века церковь Знамения Богородицы уже не могла вместить всех желающих поклониться иконе Знамение Пресвятой Богородицы и тогда было решено строить новый большой каменный собор.
До 17 века храмовая архитектура Новгорода, города — республики жила своей жизнью, сформированная местными зодчими еще в 10–11 веках. Потеряв свое культурное и экономическое значение, изменилась и новгородская архитектура. Самым ярким примером может служить именно новый Знаменский собор, ярко контрастирующий с новгородской аутентичной церковью Спаса Преображения на Ильине улице.
Обширный пятиглавый Знаменский собор, выдержанный в ярославских формах, возводился с 1682 по 1699 годы. В каменных работах принимали участие московские стрельцы, плотницкие работы выполняли артели новгородских плотников. Деньги на строительство собора выделила государственная казна.
Новый роскошный Знаменский собор, типичный памятник архитектуры 17 века, был назван в честь иконы-покровительницы Новгорода — Божьей Матери «Знамение» и освящен в 1687 году.
В начале 18 века из Костромы была приглашена артель иконописцев в количестве 30 человек во главе с Иваном Бахматовым. Именно им и суждено было создать совершенно уникальный, потрясающий по своей красоте ансамбль настенных росписей Знаменского собора.
Весь собор: и его фасады, и интерьеры пестрят узорами, красками, изображениями не только внутренние стены, но и снаружи-своды, карнизы, святые ворота. Конечно в настоящее время все эти росписи потеряли свой былой лоск, утратили яркость изображения, но одно понимание того, какова это древность, внушает уважение и трепет. На мой взгляд — росписи надо просто законсервировать в таком виде, в каком они находятся сейчас, дабы и впредь дать возможность прочувствовать их ауру.
Знаменский собор состоит из двух частей:
первый этаж — просторный подклет, которым пользовались как хозяйственным помещением, на второй этаж можно попасть по лестнице-крыльцу собственно в сам собор.
Именно так я и зашла внутрь, предварительно купив билетик за символическую цену. Зашла, остолбенела и присела на одну из многочисленных стульчиков. Замерла, придавленная возрастом собора, его значимостью, тишиной и конечно же фресками, покрывающими все стены и потолок. Тишина, никого, я одна и обволакивающая вечность.
На протяжении своего существования собор несколько раз перестраивался и конечно же утратил свои первоначальные формы. Первой реконструкции он подвергся после пожара в 1745 году. Следующие ремонтные работы и ряд существенных перестроек производились через сто лет на средства уже знакомой нам графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. К этому времени первоначальная настенная живопись уже была покрыта несколькими слоями побелки.
Позднее невероятно красивый Знаменский собор был обнесен оградой, построена отдельно стоящая колокольня.
В 19 веке на Северной части стены, примыкающей к Ильиной улице, новгородскими или псковскими мастерами построены Святые царские врата с двумя пролетами,
а во дворе богодельня.
Существенные повреждения Знаменский собор получил в годы Второй Мировой войны, когда немецкие отряды использовали его сооружения под казармы. Большая часть икон содрана и дальнейшая их судьба неизвестна.
В 50–70 годы прошлого столетия работниками Новгородской специальной научно- реставрационной производственной мастерской и московскими художниками были начаты работы по восстановлению и реставрации собора, по спасению живописи.
Чудотворный образ икона Знамение Пресвятой Богородицы 15 августа 1991 года был передан Русской православной церкви. В настоящее время икона находится в соборе Святой Софии рядом с алтарем.
Знаменский собор известен своей замечательной акустикой, именно поэтому внутри стоят стулья, предназначенные для любителей духовной музыки.
Здание богадельни сегодня используется Новгородским центром по организации археологических исследований.
Состояние фресок и росписей удручающее, реставрационных работ не наблюдалось, но тем не менее Знаменский собор выделяется из общей череды храмовой архитектуры, увиденной мною в Великом Новгороде. Слегка обветшалый он великолепен и мне всегда хочется, чтобы сохранить отзвуки далекого прошлого, аналогичные сооружения подвергались консервации, а не вмешательству современных реставраторов.