Николо-Дворищенский собор — второй по древности из новгородских храмов и древнейший из построенных в честь св. Николая Мирликийского, сохранившийся до наших дней. Согласно летописям, основал его в 1113 году старший сын Владимира Мономаха — новгородский князь Мстислав Владимирович.
2
Собор возводился, как дворцовый храм и по-видимому сообщался с княжескими палатами особым переходом, строился долго — целых 23 года и закончен был только в 1136 году.
Посвящение собора Николаю Мирликийскому стоит у истоков великого почитания этого святого на Руси. Одно из Новгородских преданий о строительстве собора гласит, что основание храма Николы на Дворище связано с чудесным обретением круглой иконы святителя и исцелением от неё князя Мстислава: «Князь Мстислав тяжело заболел, не мог двигаться. Во сне ему явился святой Николай и повелел отправить послов в Киев за чудотворной иконой, которая хранилась на хорах в киевском Софийском соборе и прославилась к тому времени чудесами. Никола поведал князю даже „меру“, то есть размер „круглой доски“.
Мстислав направил посольство в Киев, но на озере Ильмень послов настигла буря, им пришлось пережидать её три дня и три ночи. На четвертый день повар, желая зачерпнуть воды для приготовления пищи, увидел плавающую на воде круглую доску с изображением святого. Вот такое произошло чудесное обретение иконы, приплывшей из Киева в Новгород. Её торжественно принесли князю, и он узнал образ, который ему был явлен во сне. Икону омыли водой, Мстислав этой водой омыл лицо и получил исцеление».
3
Эта уникальная икона долгое время хранилась в Николо-Дворищенском соборе, как его главная святыня. Сравнительно недавно в одной из рукописей была обнаружена пометка на полях, где рассказывается, что чудотворная икона в начале XVI века из Новгорода была вывезена Иваном III в. Москву, помещена в один из храмов московского Кремля — Благовещенский собор (по другой версии в церковь Рождества Богородицы) и там погибла во время пожара 1627 года. Но в течение многих столетий с этой иконы, которая была очень почитаема, делались списки. Считалось, что копия принимает все чудотворные свойства оригинала. В Никольском соборе было несколько таких списков. В настоящее время один из них находится в музейной экспозиции Новгородского музея.
Уже с середины XII века храм стал городским, а с начала XIII века у его стен собиралось вече. В соответствии с распространённой в средние века традицией, Никольский собор давал защиту и неприкосновенность преследуемым горожанам, укрывшимся под его сводами, до разборок по сути обвинения, о чём повествует нам Первая Новгородская летопись.
3
Вскоре после завершения строительства, во второй половине XII века, в связи с превращением дворцовой княжеской церкви в городской собор, были предприняты существенные перестройки, приспосабливающие храм к новым условиям. Впоследствии, за многовековую историю Никольский собор пережил множество пожаров и несколько различных переделок и перестроек, а также периодов, которые отразились на сохранности храма.
Собор лишался четырёх из пяти своих глав, которые были восстановлены при реставрации, и наоборот — прирастал приделами, несколько раз менял облик паперти. В лихие послереволюционные года храм не закрывался, но в 1933 году совмещал функции храма и музея. В период немецко-фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны в соборе была устроена казарма для солдат, а в результате артиллерийский обстрелов были повреждены кровля, верхняя часть здания и в кладке стен прошли трещины. В 1945 году храм передали Православной церкви, но в 1962 году Никольский собор, как действующий, был упразднён и передан Новгородскому музею, в чьём ведении он до сих пор и находится. С этого времени началось научное изучение собора, как памятника древнерусской архитектуры.
В результате раскопок, проводившихся в подцерковье, обнаружены остатки каменной лестницы, устроенной уже после завершения строительства собора.
2
Была проведена огромная работа по восстановлению отдельных элементов архитектуры XII века. Значительная часть средств, необходимых для этих работ, была предоставлена Северо-европейским торговым союзом древних городов Ганзы.
Собор был расписан сразу после строительства, но от первоначальных росписей мало, что уцелело. Наиболее известным из сохранившихся фресок является фрагмент с ветхозаветным праведником Иовом и его женой. Жена подаёт страдающему проказой Иову, сидящему на, так называемом, гноище, кувшин с едой, подвешенный на длинной палке.
2
Женщина старается не смотреть на страдальца, и искусствоведов особенно поражает насколько мастерски написано на её лице выражение брезгливости.
2
Кроме фрески с Иовом и его женой вполне сносно сохранилась фреска на восточном склоне светового пролёта между алтарём и диаконником — «Св. Лазарь».
3
А также фрагментарно — фреска «Страшный суд».
2
Часть фрески "Страшного суда" — змеи обвивают ноги грешников.
Из более поздних росписей остались прекрасные работы мастера из Осташкова Герасима Семёновича Веригина, выполненные им в 1836–1837 годах. Некоторые из них:
4
«Тайная вечеря» на стене алтарной апсиды. Это отнюдь не копия знаменитой росписи Леонардо да Винчи, художник выразил собственное восприятие священного текста, но смысл изображённого не изменён.
3
«Принесение круглой иконы св. Николы в Новгород» на западной стене под хорами – иллюстрация к легенде.
В храме сохранился высокий четырёхъярусный иконостас, включавший ранее в свой состав иконы XV–XVII веков.
2
Резное убранство и позолота иконостаса были выполнены в начале XX века к двойному юбилею — 300-летия династии Романовых и 800-летия основания храма.
2
Очень странно смотрится иконостас с фанерой вместо икон, словно дом с заколоченными окнами.
2
В настоящий момент часть икон уже отреставрированы и находятся в запасниках музея, часть — реставрируется. Увидеть их можно на сеансе мультимедийной панорамы, рассказывающей об архитектуре и живописи Никольского собора и где реконструирован иконостас с сохранением реальных пропорций.
Ещё один фильм — «Великий торг» — даёт возможность окунуться в атмосферу средневекового Новгорода, услышать голоса древнего Торга, узнать, где собиралось вече и заседал купеческий суд, а также лучше понять историю одного из древнейших городов России.
Кроме этого Николо-Дворищенский собор, как музей, имеет свою постоянную экспозицию, где представлены подлинные свидетельства ушедших эпох, среди которых присутствуют древние и редкие экспонаты.