Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Предыдущая часть — Столица Тунгусского метеорита

Ванаварский филиал Эвенкийского краеведческого музея открыт для посетителей 30 июня 2008 г. Событие приурочили к 100-летию сошествия на Землю Тунгусского метеорита. Музей представляет усадьбу, где экспонаты размещены в двух зданиях, а также на территории в виде жилых и хозяйственных построек.

У входа в основное здание мемориальная табличка в честь Героя России Ю. И. Митикова (1941–2013)

Заслуженный лётчик-испытатель СССР, участник Афганской войны, уроженец Ванавары. Высокое звание присвоено указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники».

По всей видимости, прежде чем стать музеем, дом был жилым. Теперь в сенях фотографии и стенды, где старый проржавевший револьвер времён гражданской единственное оружие среди разноплановых инструментов, при помощи которых обустраивались поселенцы.

1 из 4

Первый зал используется в административных целях, но экспонаты тоже есть. На мой вопрос о проржавевших минах и снарядах, сотрудники музея с гордостью ответили, это им прислали в подарок из Центральной России. В Сибирских музеях с артефактами времён ВОВ дела не очень. Если бы знал, привёз бы что-то из своей коллекции.

Зато можно видеть советские купюры самых разных лет, в том числе червонцы Сокольникова. Редко какие музеи могут похвастать подобным.

1 из 2

Основная экспозиция первого зала знакомит с доисторическим прошлым. В те далёкие годы климат Эвенкии был другим. По берегам Подкаменной Тунгуски учёными обнаружено пять стоянок древнего человека. Вода склоны подтачивает, благодаря чему по берегам периодически находят кости шерстистого носорога, зубы и бивни мамонта.

1 из 3

Люди до и сразу после оледенения в этих краях жили, но что это была за культура, точно не установлено. В условиях нового климата эвенки разработали собственный календарь. Он поделён по месяцам, красноречиво говорящих о погодных условиях.

Например, июль — чорилин — «месяц солнцепека». Сентябрь — сырудян — «время начала оленьих игр». Ноябрь — хугдарпи — «месяц глубокого снега».

Декабрь по-эвенкийски — хэгдых — самый длинный, самый большой. В это суровое время кочевники находились на стойбище, время тянулось медленно. Поэтому декабрь, по сравнению с другими месяцами, казался более длинным.

6
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Экологически Эвенкия самый чистый регион России. Леса занимают более 70%. Территория до конца не изучена, однако, по мнению геологов, есть месторождения нефти, газа, угля, железных руд, исландского шпата и графита. Разведаны запасы алмазов и драгоценных камней.

1 из 4

Тунгусскому метеориту и его первым исследователям посвящено несколько стендов. Мощный взрыв над незаселённым районом тайги был слышен на расстоянии более 1000 км. Взрывную волну зафиксировали сейсмографы по всему миру, в том числе в Западном полушарии, а вот понимание масштабов произошедшего пришло не сразу.

Большой вклад в изучение внёс русско-советский учёный Леонид Алексеевич Кулик.

1 из 4

Нашим экскурсоводом была молодая эвенкийка. Узнав, что мы после направимся в дирекцию Тунгусского заповедника, она постаралась построить рассказ на особенностях быта и культуры своего народа. Соответственно, о метеорите поговорим в следующей части.

В зале ВОВ инсталляция партизанской землянки. Артефактов по понятным причинам нет. Молодёжь с героическим прошлым знакомится, слушая лекции и изучая кинохронику.

1 из 3

Основная экспозиция посвящена эвенкам и их былому образу жизни. За исключением малого числа оленеводов, по тайге они более не кочуют.

Проехав по региону и побывав в отдалённых посёлках, могу констатировать — никаких шаманов у эвенков нет. Этим Эвенкия отличается от регионов, куда туристов привозят пачками. Зато само слово «шаман» эвенкийского происхождения.

6
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Одна из сотрудниц передала в музей шаманскую шапку бабушки. Это очень ценный артефакт!

На головном уборе небольшие рога — символ мирового древа. При путешествии на небо рога обязательны для рассекания облаков.

При камлании о делах земных ритуальный костюм кудесника сливался в единое целое с духом животного, которого изображала одежда. Судя по всему, надевая подобную шапку, бабушка превращалась в оленя.

Шапочка, как и особые знания, должна была переходить по наследству, но, увы, связь поколений оказалась утрачена. Превращаться в оленя внучка не захотела.

1 из 3

Другая сотрудница, экскурсовод Антонина (она же директор музея), в 2014 г. на краевых соревнованиях выиграла турнир по стрельбе из лука.

3
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Эвенки — коренные жители Сибири. На территории Красноярского края появились в XI веке, ибо были вытеснены из Манчжурии воинственными племенами. Первое появление русских, обосновавшихся на Оби и Иртыше, произошло шестью столетиями позже и относится к XVII веку.

Покоряя малые северные народы, казацкие вольницы обкладывали их ясаком (налог), которые те обязаны были выплачивать «мягкой рухлядью», преимущественно соболями.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Луки и стрелы аборигенов оказались бессильны против ружей. Старые документы и «списки» сохранили упоминания восстаний. Не выдерживая гнёта, лесные кочевники уходили как можно дальше в тайгу.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Помимо эвенков вдоль больших рек на территории края жили кеты. Эвенки с лёгкостью их подвинули, зато с якутами началась война, продолжавшаяся с XVII по XVIII век.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Документальных свидетельств почти нет. Как и где это происходило, информации мало.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Эвенки считают, что произошли от медведя, и потому охотятся на него в исключительных случаях. Если убивают, лица закрывают шарфами или масками, дабы косолапый их не узнал и не отомстил. Медвежатину категорически не едят, чему я в 2007 г. в Якутии был свидетелем.

Вроде как многие современные эвенки с высшим образованием, но традиций придерживаются.

2
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

В прежние времена шаманы донесли до народа представление об окружающем мире, состоящем из трёх миров. Мы находимся под куполом в среднем мире.

Суша проступила из океана. Гагара летела, уронила кусочек — появилась земля. Благодаря мамонтам образовались горы и расщелины.

В последующем, когда от медведей родились люди, три брата поделили мир. Средний стал отвечать за оленей и за собак. Старший взял управление небом: солнцем, ветром, грозой и дождём.

Младшему положение дел не понравилось. Он затеял делёжку и остался в нижнем мире. Про подземную жизнь, с её змеями, червями и жабами, стараются не упоминать. Что там и как, знает только шаман.

На одном из стендов уникальные фото с шаманом. Рядом магические атрибуты. Бубен и костюм украшались фигурками животных и всевозможными висюльками. Дабы попасть в верхний, либо в нижний мир, шаман звал своих верных помощников — птиц и животных, коих изображали в виде железных фигурок.

Гагара помогала нырнуть, лебедь подняться, медведь оказывал поддержку в среднем мире.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Бубен являлся одним из главных атрибутов шамана. По представлению эвенков, он считался оленем, на котором шаман «путешествовал» в «невидимом мире», либо лодкой, на которой «плавал» по воображаемой реке. Исходя из последнего представления переосмыслялись отдельные части бубна: обтяжка — дно лодки, обечайка — борта, кромка обтяжки — набои лодки.

Когда шаман умирал, ритуальный бубен нужно было положить на могилу.

6
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

В прежнем быте эвенков много занятного и необычного. Свои костюмы, шубы и обувь они шили используя природные материалы.

Кокорды — рукавицы с прорезью — это чисто эвенкийское изобретение. Парка — шуба из оленьей шкуры, в которой не страшен любой мороз. Торсуки — сумки вешавшиеся по обеим бокам оленя. Они имели берестяное основание обтянутое оленьей шкурой. При перекочёвках в торсуках перевозили одежду и посуду.

Кто первым придумал унты, доподлинно неизвестно. Для коренных народов Сибири это обычная зимняя обувь. Подошву шили из особо прочной части оленьей шкуры. Голенище украшалось орнаментом. Одинаковых унт не было.

1 из 2

Как и на Руси, береста тоже шла в дело. Из неё мастерили детские люльки, короба, посуду и т. п.

3
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Зимой по снегу передвигались на широких лыжах, где на нижнюю часть, для мягкого скольжения, наклеивали шкуру оленя.

4
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

У всех мужчин обязательно имелись ножи, которые они носили в деревянных ножнах на поясе. Ножи выполняли функцию универсального инструмента. Перебравшись в Сибирь, эвенки принесли с собой технологию обработки железа. В их среде было немало искусных кузнецов.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Как жили до прихода русских купцов, сказать сложно. Первые письменные свидетельства помогают воссоздать следующую картину:

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

В октябре население Подкаменной Тунгуски приходило на торгово-заготовительные пункты, где получало снабжение на предстоящий промысловый период. После семьи расходились по небольшим рекам на промысел белки. С наступлением морозов (ноябрь—декабрь) возвращались для сдачи товара.

2
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

В декабре и январе, при самых сильных морозах, мужчины предпочитали находиться рядом с семьями. Впрочем, при низких температурах охоты тоже не было. С конца января по март расходились на второй сезон, и после вновь возвращались к торговым пунктам.

Некоторые семьи стартовали раньше и возвращались в апреле, успевая сделать два круга.

Летний период обычно был неподвижным. Эвенкийские семьи уходили к верховьям рек, где проводили лето со своими стадами, занимаясь рыбалкой, случайным промыслом птицы и лося. Таким образом, зимний период — белковье (промысел белки и соболя), летний — оленеводство.

1 из 3

В 1822 г. был издан «Устав об управлении инородцев». Его составил М. М. Сперанский, в своё время занимавший должность генерал-губернатора Восточной Сибири. Устав просуществовал до Октябрьской революции, не внеся улучшения в положение дел северных народов.

По уставу всё управление «инородцами» держалось на родовых «князьках» и «старшинах», собиравших ясак. В середине XIX века, с внедрением капитализма в туземный быт, началась ломка уклада. Это стало приводить к разорению и голодовкам, грозившим гибелью населения.

Создавшееся положение вынудило царское правительство заняться организацией на севере магазинов для снабжения в кредит солью, хлебом, свинцом и порохом. Однако, увы, царское правительство и его администрация не смогли обеспечить охрану местного населения от эксплуатации купцов. Под видом вполне легальной торговли началось спаивание водкой.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Ни одного грамотного эвенка до Революции не было, чем умело пользовались торговцы-тунгусники. Долги, никем не записанные, переходили от одного года на другой, от отца к сыну, опутывая туземца. Занимаясь промыслом зверя для вида, ушлые дельцы разоряли эвенкийские ловушки, грабили лабазы, спаивали вином, отбирая за бесценок пушнину.

В ответ эвенки выжгли тайгу на водоразделе между Подкаменной Тунгуской и Ангарой, а сами ушли на север.

Добавим, помимо гнёта национального, они испытывали не менее сильную эксплуатацию своих «князьков» и «старшин». Население было полностью лишено медицинской помощи. Ежегодные эпидемии уносили множество жертв.

В гражданскую войну на два года прекратился завоз продуктов, свинца и пороха. Кроме того отступившая конница Колчака занесла в округ через Приангарье чесотку, нанёсшую урон оленеводству.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Положение дел начало исправляться с установлением Советской власти. С «князьками» было покончено, торговцев-тунгусников изгнали, ясак отменили. Советская власть развернула сеть кооперативных учреждений и факторий, к которым перешла функции снабжения и заготовки пушнины.

Охотник и оленевод стали получать именно те товары, которые нужны в хозяйстве. Никто не смел более навязывать крестики, медные пуговицы и блестящие безделушки.

2
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Советская власть для малых народов севера успела сделать много, но теперь об этом вспоминать не любят.

1 из 7

Как я уже сообщал, усадьба представляет единый музейный комплекс.

2
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Рядом с главным зданием изба русских переселенцев.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

У входа хозяйские инструменты, медвежья шкура, точило, кузнечные изделия, утюги, коромысла, капканы, сеть и многое другое из сибирского быта.

1 из 2

Внутри инсталляция жизни позапрошлого века, где хозяйка, при помощи ухвата, пытается вытащить из печи чугунок.

4
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

На столе посуда и самовары, над кроватью люлька со спящим младенцем.

1 из 3

Единственное, музейщики слегка напутали, красный угол с иконой, куда теоретически должен был сесть хозяин, оказался без стола. Места мало, а показать хотелось как можно больше, поэтому, не страшно…

1 из 2

На другой половине хозяйские и кухонные принадлежности. Рядом ткацкий станок, за которым женщина трудилась не покладая рук зимними вечерами.

1 из 2

Рядом с домом сарай открытого типа, где под крышей хранились короба, сани и нарты. Нарты — изобретение оленеводов, сани использовали русские. Первые от вторых отличаются лёгкостью. Тащить нарты с ездоками могут два крепких оленя, тогда как саням необходима лошадь.

1 из 2

Особенно удивляет лодка берестянка. Детали каркаса из берёзы. Борта обшиты берестой, которая между швов прошита корнями сосны. На стыках использовался особый клей. Как и из чего столь цепкий водоустойчивый клей можно в тайге получить? Маленьким детям поручали тщательно пережёвывать угли со смолой — это и есть рецепт клея!

Русские таких лодок не делали, берестянка — изобретение эвенков. Тунгус-охотник мог запросто повесить её на плечо и перейти из одной протоки в другую. В последующем о методах обработки берёзовой коры постараюсь рассказать подробней.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Дабы не портить шкуру зверя дыркой от пули или от стрелы, старались использовать особые капканы, где зверёк погибал придавленный тяжёлым бревном.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Свои ловушки охотник расставлял на значительной территории. Дабы всё проверить, нужно было потратить неделю и больше. Чтобы не таскать продукты, устраивали лабазы — складские домики на опорах, куда не мог добраться медведь.

В качестве наглядного образца на территории музея такой лабаз есть.

4
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Малые народы севера ассоциируются с чумом. Всё правильно, для перемещения с места на место чум удобная конструкция переносного жилья.

В музее четыре чума. Один из таковых замело снегом. Мы к нему не полезли, но три других изучили.

4
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Первый оказался летним. Собранные крест накрест шесты по периметру обтянуты единой материей.

4
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Внутри по центру большие камни. Сложенные по кругу, они ограждали огонь. Дым уходил вверх через перекрестье шестов, а раскалённые камни нагревали внутреннее пространство.

Со всех сторон по краям оленьи шкуры и коврики из оленьих лбов. Они одновременно являлись мебелью и постелью. Хозяин сидел напротив входа. Левая половина предназначалась женщине. Справа располагались вещи. В нашем случае это были тюки со шкурами, чайник и инструменты (по понятным причинам оружие сотрудники музея класть не стали).

1 из 3

Зимовать предпочитали в более основательном жилище под названием — голомо. Его могли себе позволить только богатые. По конструкции это всё тот же чум, только деревянный, утеплённый дёрном и древесной корой.

3
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Если в летнем чуме, дабы войти, нужно было откинуть в сторону ровдугу (выделанная оленья шкура), то в зимнем устраивалась дверь.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Инсталляция в виде двух манекенов, изображая свекровь и невестку, даёт представление о чумработницах. До Революции женщины были полностью бесправны. Мужчина являлся безоговорочным авторитетом. Существовала традиция калыма.

На мой вопрос, чем эвенкийки оттирали котлы и посуду, экскурсовод ответила — песком и деревянной стружкой.

2
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

В советское время женщин, на которых держался домашний очаг, оформляли в совхозах оленеводами третьего разряда.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

С января 2018 года чумработницы в России стали «официальными».

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Помимо зарплаты в трудовой книжке стали делать запись — «чумработница» — и это вполне справедливо! Единственное, теперь это актуально разве что для Ямала. В истории Ванавары подобное осталось в далёком прошлом…

3
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Как только мы попали на территорию, я начал спрашивать про белую оленью шкуру, подвешенную на шесте возле музейного здания. Мне думалось, что она выставлена вверх, дабы как можно лучше просушиться. Увы, нет, подобное практиковалось в ритуальных целях.

1
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Четвёртый чум врзле белой оленьей шкуры оказался шаманским. Лесной кудесник в своём волшебном доме не жил. Здесь хранились его бубен, костюм и другие атрибуты. Шаман приходил сюда для проведения церемоний.

Во внутреннем пространстве прямо по центру обязателен шест из лиственницы. Сам чум тоже целиком из лиственницы, включая каркас обшитый корой.

В очаге шаман не нуждался. Огонь внутри не разводился. Зато перед самим чумом обязательно устраивались ворота, где гость шамана окуривался дымом.

3
Белые снега северной широты. Ч - 5. Музей культуры и быта эвенкийского народа

Если нужно было о чём-то попросить духов верхнего мира, в жертву приносили белого оленя. Забить поручале молодому безгрешному юноше. Мясо ели и раздавали. Шкуру подвешивали как можно выше для богов верхнего мира.

Изначально предназначением любого шамана являлась помощь людям. Лесной чародей отличался от окружающих белой одеждой. Если он хоть раз кому-то навредил, на всю оставшуюся жизнь терял право на ношение белого цвета.

Р. S. При составлении статьи автор использовал открытые информационные источники, а также книгу А. П. Пурилович и Н. П. Наумов «Советская Тунгусия».

Продолжение — Загадка Тунгусского метеорита

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Ванаварский филиал Эвенкийского краеведческого музея

Советская ул., 60, село Ванавара Подробнее об объекте