Есть в Мышкинском районе село Учма. Когда-то здесь находился Кассианов Учемский монастырь, взорванный при затоплении Рыбинского водохранилища. В 90-х, когда опомнились от оголтелого строительства коммунизма, поставили на том месте памятную часовню и поклонный крест. А истоки возникновения Кассианова монастыря лежат в глубоком средневековье, когда на Русь, из Рима, неисповедимые пути привели князя Константина, в монашестве принявшего имя Кассиана. Он сопровождал Софью Палеолог в ее путешествии через страны и веси к будущему мужу Ивану III. Вот этому удивительному перекрестью судеб и пространств и посвящен сельский музей с очень непростым названием — Учемский музей истории Кассиановой Пустыни и судьбы русской деревни. Открыли его в этой глухомани, где постоянно проживают от силы человек 15, а остальные — дачники, супруги Василий Смирнов и Елена Наумова.
Вторая музейная экспозиция посвящена судьбе русской деревни, и звучит для современного горожанина эта деревня голосами простых учемских крестьян-колхозников. Здесь можно лузгать семечки, сплевывая шелуху прямо на пол, можно трогать экспонаты, которыми до сих пор, наверное, пользуются бережливые старики в деревнях. Сами учемские старожилы (точнее, аудиозапись их житейских историй и воспоминаний) сопровождает знакомство с экспозицией музея.
Третья музейная экспозиция, пожалуй, самая личная и пронзительная: местные старухи рассказывают о том, о чем и говорить-то было не принято — о любви. И о такой, что стерпится — слюбится, и о другой, с тайными свиданиями… Какая молодчина Елена Наумова, что не только разговорила старух на эту тему, но ещё и записала их голоса! О своей любви, о сокровенном, жительницы Учмы рассказывают сами, в аудио-экскурсии. А ты сидишь в крошечной комнатушке, смотришь на старые черно белые фотографии героинь, на какие-то очень простые пустяки, помаду или ночную сорочку, что были свидетелями их женской жизни, и наполняешься каким-то глубоким внутренним чувством сопричастности к этим местам, и этим людям.
Недавно музейная жизнь в Учме выплеснулась за музейные стены: увеличенные многократно старые черно-белые фотографии жителей Учмы украсили заборы и стены домов. Жизнь старой деревни переплетается с жизнью сегодняшней, и от этого так светло становится на душе.
А ещё в Учме удивительные дома — с резными наличниками, точеными мезонинами и фигурно вырезанными инициалами владельцев на самом верху, под крышей. Авторские дома! И заборы чудесные — мечта, а не заборы! Из узких планок-досок, или оструганных тоненьких стволов, все — на просвет, стильные, все разные, но ни один не загораживает вид на дом и на сад. Как приятно гулять по такой деревне, из одного конца улицы, что называется Рублёвой, в другой конец — Семигривенный. В реку уходят аккуратные мостки, близ них качаются лодки.
Хорошеет Учма, обустраивается, пишет свою новую историю, бережно сберегая память о днях минувших.