В это сложно поверить, но в Твери, в которой сейчас насчитывается около тридцати мостов, перекинутых через Волгу, Тверцу и другие реки и ручьи, до начала ХХ века не было ни одного стационарного моста. Существовали только понтонные мосты, устанавливаемые в весенне-летне-осенний сезон после того, как реки освободятся от льда. Первый стационарный мост через Волгу был сооружён лишь в 1897–1900 годах. Вот о нём я и хочу сейчас рассказать.
Староволжский мост не похож на другие мосты не только Твери, но и на подавляющее большинство мостов в других городах. Более всего он напоминает мост Свободы (бывший мост Франца-Иосифа) в Будапеште, перекинутый через Дунай.
По мере роста Твери и развития в ней промышленности она к концу XIX века стала остро нуждаться в стационарном мосте через Волгу. Но всё, как всегда, упиралось в отсутствие финансов в городской казне. В конце концов казна всё-таки сумела выделить большую часть нужной суммы, а остальное добавила бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и была очень заинтересована в бесперебойном сообщении через Волгу.
В 1895 году столичный (Санкт-Петербургский) инженер-технолог Вацлав Феликсович Точинский разработал проект моста, который и был реализован затем в 1897–1900 годах под руководством чешского инженера Л. И. Машека. Точинский действительно вдохновился изяществом будапешского моста и разработал для Твери проект похожего на него моста.
Длина Староволжского моста составляет 215,5 метров. Его проезжая часть изначально составляла 5,7 метра, а по её сторонам были сооружены тротуары по 2,5 метра каждый. Перед въездом на мост стояли изящные литые чугунные фонари по два с каждой стороны. Эти фонари сохранились до настоящего времени, но в 1972 году их перенесли в Пушкинский сквер на Театральной площади. Фонари действительно очень красивые.
Настил на мосту долгое время был деревянным, и его приходилось менять два раза в год. В 1904 году подъезды к мосту заасфальтировали. Мост освещался 48-ю керосиновыми лампами, его обслуживали трое сторожей и слесарь.
В советское время в 1931 году по мосту проложили трамвайную линию, которая просуществовала до 1956 года. Позднее по нему были запущены троллейбусные маршруты.
В 1941 году при отступлении красноармейцы взорвали центральный пролёт моста, но сразу же после освобождения Калинина (так называлась Тверь в советские годы) было начато его восстановление, и к 1947 году мост был полностью восстановлен.
В 1982–1985 годах Староволжский мост капитально реконструировали. При этом его проезжая часть была расширена до 9 метров, а деревянный настил заменили на асфальтобетонное покрытие. Кроме того, установили новые несущие конструкции пролётных строений, обновили фермы, а также сделали береговые подземные пешеходные переходы. Но внешние очертания моста в целом сохранились…
Фотографии, которые я прикрепил к публикации, были сделаны нами почти одиннадцать лет назад, в июне 2012 года, когда мы в ходе поездки по Тверской области посетили Тверь, осмотрев её основные достопримечательности.
И ещё можно добавить. Старовожский мост сразу после его постройки назвали Новым Волжским мостом. По-другому и быть не могло, поскольку мост был не только новым, но и вообще первым волжским мостом в городе. Когда же в 1953–1956 годах через Волгу перекинули ещё один мост, то Новым стал он, а самый первый тверской мост переименовали в Старый Волжский. Вот такая история…