Начало отзыва об областной картинной галерее читайте в первой части.
Художественное собрание галереи насчитывает около 32 000 экспонатов: коллекции культового («древнерусского») искусства XIV—XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII—XX вв., западноевропейского искусства XV—XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока.
С 1917 года в музей начали поступать предметы из множества национализированных усадеб Тверской губернии, составившие реальное ядро коллекции классического искусства.
В отдельных усадьбах сложились интересные тематические коллекции (например, в имении князя Ширянского-Шихманова Островки в Вышневолоцком уезде сложилось собрание живописных и графических произведений, посвящённых теме охоты).
Самое значительное по количеству и качеству собрание находилось в имении князей Куракиных Волосово (Степаново) в Зубцовском уезде. Только коллекция живописи насчитывала более 500 произведений и включала работы старых европейских мастеров: французских, голландских, итальянских, английских; галерею портретов царей и императоров из династии Дома Романовых; галерею портретов многочисленных представителей семьи Куракиных, их родственников, друзей, знакомых, в том числе и кисти таких известных художников, как Вишняков, Рокотов, Левицкий, Боровиковский; многочисленные пейзажи с изображением княжеских имений в различных губерниях России; картины и портреты, написанные князе Куракиным — Вторым — талантливым художником-дилетантом.
Не менее интересными были собрания русской и западноевропейской графики и гравюры, декоративно-прикладного искусства, скульптуры.
Почти все они являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции, представляют собрание галереи на крупнейших российских и зарубежных выставках, публикуются в альбомах, каталогах, на календарях и открытках.
Залы волосовского дворца украшала высокохудожественная мебель русской и французской работы, уникальные осветительные приборы елизаветинских, екатерининских, павловских времен.
2
А. И. Корзухин.
«Перед исповедью», 1876 г.
В. И. Суриков.
«Стрелец (этюд к картине «Утро стрелецкой казни»).
В. Е. Маковский.
«В мастерской художника»,
1908 г.
Разнообразен раздел декоративно-прикладного искусства: фарфор и фаянс Европы, Востока, России, в том числе наиболее полная в стране (около 7000 ед. хр.) коллекция изделий завода Ауэрбаха-Кузнецова (ныне Конаковский фаянсовый завод); русская и европейская художественная мебель; художественное стекло, изделия из металла, ткани и т. д.
Выставка из цикла «Страницы реставрации».
Декоративная скульптура.
«Петр Первый допрашивает царевича Алексея»,
1871 — 1890-е годы.
Страницы реставрации.
Иссаак Левитан.
«Лесистые берег. Сумерки».
Архип Иванович Куинджи.
«Сосна».
Часы.
Конец 19-го века.
Опочивальня…
Кабинет великой княгини Екатерины Павловны…
Ваза с портретом императора Николая Первого, вторая половина 19-го века.
Мы в следующем зале — Голубая гостиная.
Картина неизвестного художника 18-го века.
Германия?
«Пейзаж с руинами».
Мы в медальерном кабинете.
Иссак Бродский.
«Фейерверк», 1911 г.
Н. К. Рерих (1874—1947 гг.).
«Фантастический пейзаж»,
1916 г.
Декоративный комплект ваз с ирисами, начало 20-го века.
Е. Е. Лансере.
«Императрица Елизавета Петровна с преображенцами в ночь на 25 ноября 1741 года в Зимнем дворце».
Выйдя из саней на Адмиралтейской площади, Елизавета в сопровождении трехсот солдат направилась к Зимнему дворцу. Солдаты нервничали, спешили, цесаревна с трудом шла по снегу. Тогда гренадеры подхватили её на свои широкие плечи и внесли в Зимний Дворец. Все входы и выходы тут же были перекрыты, караул сразу же перешел на сторону мятежников. Гренадеры устремились в императорские апартаменты на втором этаже. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и её мужа Антона Ульриха.
С. А. Виноградов.
«В передней»,
1911 г.
Следующий зал — русское искусство 20-го века.
В 1929 г. собрание было преобразовано в Картинную галерею Краеведческого музея, в 1937 г. получило статус самостоятельного музея под названием «Калининская областная картинная галерея». С этого момента началось последовательное комплектование работ художников XX века (прежде всего представителей официального советского искусства).
Непосредственно из мастерских приобретались работы Дейнеки, Герасимова, Иогансона и других известных художников.
И. Г. Фрих-Хар (1893—1978 гг.).
Декоративная скульптура «Носильщик тарелок», 1930-е годы.
С. Я. Шлейфер.
«Портрет крестьянина в синей рубахе».
М. К. Соколов.
«Композиция Тверь-921»,
1921 год.
М. В. Нестеров.
Путник, 1921 год.
В. М. Мидлер.
«Митинг в марсельском порту»,
1931 год.
А. Ф. Пахомов.
«Пионеры у единоличника»,
1931 год.
Ф. С. Богородский.
«Музыка. 1934 год».
В. А. Фаворский.
«Михаил Иванович Калинин на встрече с рабочими вагонного завода».
С 1931 по 1990 годы город Тверь носил имя всесоюзного старосты Калинина.
Следующая выставка галереи — «Екатерина в прекрасной эпохе».
Картина неизвестного художника 18-го века «Портрет Великого князя Павла Петровича в младенчестве».
В. А. Голынский.
«Письмо в Питер».,
1902 г.
С 1896 г. (с перерывом в 1936—1961 гг.) музей располагается в здании Тверского иператорского дворца, памятника архитектуры XVIII—XIX вв. (архитекторы Никитин, казаков, Росси, Рязанов).
Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации Твери, Императорский дворец подвергся значительным разрушениям.
Художественные коллекции галереи, располагавшиеся в здании церкви Вознесения, пострадали, а частично были расхищены.
Вскоре после освобождения города работы по подготовке выставок, изучению и комплектованию собрания были возобновлены.
Поразительным и даже фантастическим кажется факт приобретения работ русских художников-эмигрантов (Григорьев, Судейкин), объявленных официальным советским искусствоведением «представителями реакционного буржуазного искусства».
В последнее десятилетие ХХ в. из-за аварийного состояния дворца экспозиция постоянно сокращалась, тем не менее собрание продолжало расти. Несмотря на трудности, именно в эти годы фонды пополнились двумя работами «домоткановского» периода В. Серова, целой коллекцией живописных и графических произведений Васнецова; была разыскана и приобретена картина Г. В. Сороки «Вид на усадьбу Островки с Большого острова», считавшаяся пропавшей с 1917 года. Произведения, переданные в дар галерее в данный период, исчисляются тысячами.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Это был заключительнвый материал об однодневной поездке в Тверь 2 января 2023 года.