В Тульской области, на противоположном от города Тарусы берегу реки Оки, расположилась усадьба Поленово — здесь много лет жил и работал художник Василий Дмитриевич Поленов. Кто-то любит его лирические пейзажи, кто-то — полотна по мотивам библейских историй. Но и сама по себе усадьба — еще одно творение художника, который все здесь отстраивал в своем вкусе, чтобы большой семье было раздольно и привольно жить здесь, а художнику и его ученикам — вдохновенно работать. По проектам художника построены и главный дом,
11
и мастерская Поленова «Аббатство»,
9
и фахверковый сарай (столярная мастерская, хранилище садового инвентаря, амбар),
6
и даже живописная церковь Троицы Живоначальной.
11
А перед самым выходом из усадьбы к Оке находится здание восстановленного сарая для зимовки лодок — поленовского Адмиралтейства, построенного по типу фахверка в 1895 году.
7
По воспоминаниям детей художника, как правило, Поленов в летние месяцы мало занимался живописью, а большую часть времени проводил в лесу — чистил, прорубал, лечил, и на реке, где много работал над дамбой, которой думал задержать песок, и тем самым восстановить пляж на берегу Оки.
5
Своих детей он приучал чуть ли не с пятилетнего возраста плавать самостоятельно на лодках, управляться с парусами. У каждого из детей до семилетнего возраста были собственные лодки плоскодонки, а с семи лет — килевые. Была одна большая лодка, на которой ходили все вместе — Поленов был капитаном, а дети — матросской командой.
5
Адмиралтейство пережило Великую Отечественную войну, здесь проходила линия фронта, в строение не раз попадали осколки снарядов. В послевоенные годы оно было разобрано, и теперь мы имеем возможность видеть его восстановленным в характерном для поленовской архитектуры облике (каменная кладка с фахверковыми конструкциями).
Сейчас здесь показывают удивительную работу Василия Дмитриевича — диораму.
Василий Поленов последние годы жизни почти все свое время проводил в усадьбе. Здесь он много занимался не только живописью, но и обучением крестьянских детей. В окрестных селах он выстроил две школы, и в общении с учениками у художника родилась идея — создать диораму. Над ней он начал работать в возрасте 76 лет, и был невероятно увлечен этим занятием.
Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, изобретателем фотографии. Это было изображение на полупрозрачном полотне, с двух сторон которого писали дневной и ночной сюжеты. Полотно можно было осветить спереди и сзади через огромные окна, которые были перекрыты прозрачными подвижными экранами. Благодаря сложной системе зеркал, фонарей и штор, можно было выделять отдельные сцены, высвечивая определенный участок диорамы, и последовательно менять изображения. В этой же манере выполнена и поленовская диорама.
Проходим внутрь Адмиралтейства, занимаем место на лавочке, свет выключается, и, подобно тем крестьянским детям, для которых и была создана диорама, погружаемся в мир путешествий.
2
Наш путь начинается в России, на любимой художником Оке.
2
Путешествие начинается. Из Поленово (во времена художника усадьба называлась "Борок") отправляемся по Оке на пароходе до железнодорожной станции.
3
На железнодорожной станции садимся на поезд и мчим в Москву.
Василий Дмитриевич так писал об этой своей затее в одном из писем: «Диорама — значит прозрачная картина. Картины меняются в зависимости от направления света спереди или сзади…»
3
Столица.
4
Куда идем в Москве в первую очередь? Конечно, в Третьяковскую галерею!
4
И вот мы в Баварии.
«Я сделал это для детей, которые все время восклицают от восторга и удивления, но, оказывается, и взрослые восхищаются. Последнее время многие хотят устроить у себя такую диораму. Художнику это совсем не трудно. Механика простая: ящик, спереди и сзади стенки вынуты, крышка подымается и опускается для дневного и ночного освещения».
4
Встречаем Шиллера и Гете, путешествующих пешком.
3
Поезд идет по Германии.
4
Тот же поезд, только ночью.
«Можно очень разнообразить пейзажи, марины, горы, комнаты, улицы. Дневное освещение можно сделать переходящим в ночное медленно или мгновенно, выходит что-то вроде волшебства. Содержание картин очень разнообразно. В моей диораме оно состоит из путешествий вокруг света, начиная с реки Оки… "- это снова Поленов о своем детище.
3
Швейцария, горы.
4
Швейцария, горы.
Идея очень увлекла Поленова — за два года, с 1920-го по 1921 год он создал 65 изображений по мотивам своих путешествий, а повидал он не мало.
5
Венеция.
4
Конечно же, в Венецию мы приехали в разгар карнавала.
Вся серия сюжетов представляет собой одно большое путешествие вокруг земного шара: тут и Италия, и Франция, Турция и Китай, Египет, Южная и Северная Америка, Индия…
5
Неаполь. Извержение Везувия.
5
Конечно, эффектнее всего извержение выглядит ночью.
Первый показ диорамы был в Тарусе, в усадьбе „Песочное“ — даче Веры Васильевны Вульф, известной художницы и пианистки.
3
Альпы.
4
Южная Америка.
Затем художник показал диораму в деревне Страхово, в школе, которую построил для крестьянских детей в 1911 году.
4
Китай.
7
Китай, иллюминация.
Поленов считал, что именно там его ждут самые главные зрители: крестьянские ребятишки.
5
Стамбул.
3
Возвращаемся в Россию-Крым.
Василий Дмитриевич утверждал, что после первой диорамы он получил свою самую большую награду за всю жизнь: радость первых зрителей.
3
Крым.
4
Крым.
Поленовская диорама сохранена в мемориальном виде. Правда, керосиновая лампа и свечи, которыми пользовался художник, заменены на электрические лампочки. Подлинные листы диорамы постепенно изнашивались, и около сорока лет назад были созданы копии листов, которые мы сейчас и имеем возможность видеть.
5
Пожар в лесу.
4
Теперь пароход везет нас домой.
Поясняющий текст, который читает работник музея во время показа диорамы, тоже сочинен Поленовым, правда, сегодня мы слышим его в сокращенном варианте. К каждой картине у художника выработался рассказ, который в антрактах он перебивал игрой на ручном органчике „Селестине“.
Василий Дмитриевич, составляя описание картин, „имел в виду намерение составить что-то вроде лекции-зрелища по географии, истории и этике, дополненных музыкой“.
4
Хорошо дома.
4
Вот и Рождество наступило.
„Шел голодный 1920 год… Было холодно. Отец не вылезал из своего толстого мехового пиджака, кутался в шапку и рукавицы. Чтобы подкрепить падающие силы, пек яблоки в своей печке и с утра до вечера стоя работал над картинами. В сумерки он приходил к нам усталый, но довольный и полный творческого подъема. Его увлекала идея дать людям возможность, как по волшебству, обозреть много стран, увидеть явления природы в не передаваемых живописью эффектах транспаранта. Вы подумайте, как живут крестьяне. Полгода холода, темноты, ничего, кроме трактира… С тоски можно умереть… И вдруг кругосветное путешествие!“ — вспоминала дочь художника, Екатерина Васильевна.
6
Елка.
" Он работал, и одна за другой появлялись новые картины. Время шло. Голод и работа истощили его силы. Когда все было готово, и он собрался ехать в Страхово показывать свою новую большую Диораму с усовершенствованным ящиком, оказалось, что ноги его опухли, и валенки не надеваются. Он сердился, не хотел слышать об отсрочке, велел разрезать валенки и поехал. Наше Страхово устроило ему трогательную встречу. Школьники и кружковцы добыли белой муки, испекли маленькую булочку. Один из мальчиков на тарелке поднес ее и, нагнувшись к самому уху, громко с чувством сказал: „На тебе, Василий Дмитриевич, кушай на здоровье!“ Отец хотел ответить, закашлялся и передал булочку заплакавшей матери. Все были растроганы. Картины вызвали восторг. Ребята почти на руках вынесли отца и усадили в сани. Большая Диорама осталась при музее. Со всех сторон потекли экскурсии. Отец сидел на крылечке, любовался радостными лицами выходивших из диорамной комнаты».
7
Хорошо тому, кто дома.
Все эти 100 лет, прошедшие с момента создания диорамы, ее показывали в разных помещениях музея — заповедника «Поленово». И замечательно, что она не осела в запасниках музея, и мы имеем возможность видеть ее и сейчас.
В настоящее время помещение Адмиралтейства используется и как выставочный зал для современных художников.
4
В наше посещение здесь проходила выставка работ народного мастера России, искусствоведа и директора
«Центра традиционной тульской керамики» Елены Палевской «Впечатление, застывшее в глазури».
7
8
Стихия мастера — керамика, сложный в работе, капризный материал. Но автору удается блестяще справляться с ним.
6
В своей мастерской Елена создает традиционные и авторские изделия, восстанавливает традиционные для Тулы виды керамики.