В Туле мне встретилось много интересных мест, со многими из которых была связаны свои занимательные и поучительные истории.
Как удивительны бывают судьбы памятников.
Когда мы гуляли с родственниками по Туле и двигались к мосту через реку Упа, то на фоне здания Тульского оружейного завода издали увидели памятник. Движение транспорта было достаточно интенсивным, пешеходных переходов поблизости не наблюдалось, я подошел поближе к проезжей части и несколько удивился. Передо мной предстал царь Пётр Первый, но только не в царском обличии, а в виде кузнеца.
Буквально минут через 15, уже на другом берегу Упы мне повстречался еще один Пётр Первый — в виде бюста на Аллея Славы знаменитых оружейников города Тулы.
Во время подготовки в празднованию 200-летия со дня основания завода на Тульском оружейном заводе, который появился благодаря императору Петру Первому, была создана комиссия по подготовке к торжествам. Возглавил её гвардии полковник Сергей Александрович Зыбин (1862−1942), который проработал на заводе 20 лет, с 1893 по 1913 год. Он очень трепетно относился к личности Петра Первого, им был даже написал солидный труд «История Тульского Императора Петра Великого оружейного завода».
Никто точно не может с уверенностью сказать, чьей была идея по возведению памятника Петра Первому на территории оружейного завода, но с большей долей вероятности многие историки считают, что это была идея Зыбина.
Была организована в октябре 1909 года подписка среди работников завода на памятник. Заказали памятник скульптору Роберту Романовичу (Робертовичу) Баху (1859 — 1933). Бах уже создавал памятники другому императору — Александру III в. Феодосии и Иркутске.
Идея памятника Петру Первому его захватила и он предложил нестандартный вид императора — с молотом в руках у наковальни. Если тулякам идея понравилась, то придворным лизоблюдам как раз наоборот. Пошли долгие и нудные согласования, но в конце концов памятник был создан. Отлита скульптура была в 1911 году на фабрике художественной бронзы «Моран А. и преемники».
Бывшим владельцем фабрики с 1857 года сначала с компаньонами, а затем единолично был Пьер Адольф Моран. В 1892 году Моран уехал к себе на родину во Францию, передав фабрику Сергею Генриховичу Гоне. В 1907 году фабрика вновь сменила владельца и перешла к профессиональному бронзовщику и управляющему заводом Э. П. Гакеру, который руководил заводом вплоть до революции.
Интересно, что название завода, несмотря на смену владельцев не меняли. Дорожили наработанным брендом.
И вот торжественный день настал. На открытие памятника 28 апреля (11 мая) 1912 года приехал член императорской фамилии, великий князь Сергей Михайлович (1869–1918), который с 1905 года занимал должность начальника Главного артиллерийского управления.
Памятник был установлен перед зданием главного корпуса Тульского Императора Петра Великого оружейного завода.
На пьедестале было выбито: «Петру Великому, основателю завода. 1712−1912».
В апреле 1918 год выходит печально известный Декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции» :
В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой Комиссии из Народных Комиссаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же Комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической Революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1‑го мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и постановлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же Комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1‑го мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и. чувства революционной трудовой России.
6) Областные и губернские Советы приступают к этому же делу, не иначе как по соглашению с вышеуказанной Комиссией.
7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.
Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народные Комиссары А. Луначарский, Сталин.
Пройдёт менее 20 лет и при единственном подписанте, оставшимся в живых к тому времени — Иосифе Виссарионовиче Сталине выйдет в 1937 году двухсерийный исторический художественный фильм «Петр Первый» и издан роман Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый».
А пока работники завода с радостью свергли «ненавистного тирана» с пьедестала и утопили в реке Упа. Хорошо, что не разломали. Не было в те непросвещенные времена пунктов по приёму цветного лома, а то расплавили бы под шумок бронзового императора.
Но во все времена существуют люди, имеющие свою точку зрения и не боящиеся её отстаивать. Григорий Наумович Ками́нский (Гофман, 1895 — 1938), бывший в 1918–1920 годах председателем исполнительного комитета Тульского губернского Совета и некоторое время одновременно председателем губернского комитета партии, смог популярно объяснить, что надо вернуть памятник на место, что и было сделано.
Через несколько лет скульптура стала частью экспозиции музея оружия, который был создан 30 августа 1873 года в одной из комнат правления завода, а в 1924 году получил новое помещение на территории завода. Ездила скульптура в эвакуацию вместе с музеем, а затем пути-дорожки опять разошлись.
В 1959 году музей был перемещён в центр Тулы, а с 1989 года размещался в Богоявленском соборе Тульского Кремля.
Памятник же после возвращения из эвакуации в 1945 году долгое время валялся на складе, затем был снова установлен на территории завода.
В 1962 году директор завода Евгений Николаевич Сабинин (1919 -2005) своей властью переместил памятник на место перед заводом, где я его и увидел. До этого он пытался согласовать перенос памятника в партийных и советских органов, но те были бюрократами почище царских и не говорили ни да, ни нет.
Вот что примечательно. В 2012 году открылось новое здание Тульского музея оружия, которое располагается по другую сторону реки Упа от Тульского оружейного завода.
Затем возле музея появился бюст Петра Первого. Снова памятник Петру Первому стал находиться рядом с музеем оружия.
Новый Музей оружия с новым памятником Петром Первым смотрят на противоположный берег реки, где находится старый памятник Петру Первому и цеха завода, где изначально размещался Музей оружия. Достаточно символично.
Здесь же возле нового здания Музея оружия располагается бюст Сабинину, который выпустил на свободу за пределы завода старый памятник Петру Первому.