Всем известно, что Тула — город мастеров. Пряники, самовары, и конечно-же оружие. В Туле есть целых два музей оружия. Для начала про старый.
Всем известно, что Тула — город мастеров. Пряники, самовары, и конечно-же оружие. В Туле есть целых два музей оружия. Для начала про старый.
Он расположен на территории Кремля, в Богоявленском соборе. Да-да, Храм переделан под музей!
Музей огромный, провести в нем можно много часов — да еще и крайне познавательный. Я, как девочка из семьи военных, получила огромное удовольствие! Надеюсь хоть кто-то из девочек отзыв осилит — а мужской части сайта точно будет любопытно. Итак, поехали. Сначала идут экспозиции до-огнестрельного периода.
Ну, а теперь про огнестрельное оружие. Общий вид зала:
Изобретению огнестрельного оружия предшествовало открытие пороха. В 10–12 веках порохообразные смеси применяли в Китае для снаряжения «огненных» стрел луков и арбалетов, а также зажигательных снарядов для метательных машин.
В Западной Европе огнестрельное оружие появилось в начале 14 века. Самое первое упоминание о применении пушек на Руси встречавется в «Софийском временнике» при описании обороны Москвы от войск Тохтамыша. Первые образцы ручного огнестрельного оружия — ручницы — были металлические трубки, закрепленные на рукоятках. Фитильный замок — простейший механизм для воспламенения заряда — появился в Европе в начале 15 века, а колесцовый замок был изобретен около 1500 года. В начале 17 века был смоздан самый совершенный тип ударно-кремневого замка — батарейный.
В конце 17 в войска ввели штык, а также патрон, соединивший в бумажной гильзе пороховой заряд и круглую свинцовую пулю. В то же время в России появилось новое название удартно-кремневого ружья — фузея, которое просуществовало до середины 18 века. Большие партии оружия для русской армии поступали от частнх подрядчиков и закупались за границей. Напимер в 1696 г. купец Гартман обязан был поставить 10000 фузей.
В начале 18 века ружья и пистолеты для русской армии производили в Туле, на государственном Петровском (Олонецком) заводе, на Липецких казеных заводах, в Оружейной палате и на Оружейном дворе в Москве. 15 февраля 1712 года Петр I подписал указ, положивший основание казеному Тульскому оружейному заводу, и уже через 2 года начался выпуск оружия.
Необходимость в единобразии оружия для регулярной армии привела к тому, что в конце 17 века изготовление ружей по требованию царского правительства происходило по образцовым экземплярам. В 1715 году опять же указом Петра батюшки в русской армии ввели для всех единый вид оружия, и единый калибр 0,78 дюйма (19,8 мм). Но в начале 19 века некоторые полки продолжали обновременно иметь на вооружении образцы, отличающиеся калибром, длиной, весом.
Иррегулярную конницу в русской армии составляли в основном казаки, а так же калмыки, крымские татары, мещеряки. Казаки это вообще было отдельное военное сословие. Многие из них носили собственное холодное и огнестрельное оружие произвольных образцов, часто восточных типов. Ну и трофейное оружие конечно тоже. Среди нарезных казачьих ружей преобладали кавказские и турецкие. Первый образец уставного казачьего ружья был принят аж в 1832 году. Тогда же Петр I отменил лук в регулярной армии, но все равно его использовали по привычке еще долго. В начале 19 века что только не производил Тульский завод! Пехотные ружья, драгунские, кирасирские, конно-егерские, гусарские, кавалерийские штуцера, пистолеты, пехотные тесаки, уланские и казачьи пики. Там установили паровую машину, которая приводила в движение что-то около 50-ти станков.
А в начале 19 века на смену образцам с француским батарейным замком приходит оружие с ударным капсюльным замком. Тут же был сделан указ о переделке всего существующего оружия на новый лад и старые виды выпускать прекратили.
В середине 19 века в Европе появились новые пули, которые облегчили заряжание нарезного оружия с дульной части, и в армиях Европы полностью заменили гладкоствольные ружья нарезными дульнозарядными винтовками. Россия же приняла решение сменить гладкоствольное оружие на нарезное — в ходе Крымской войны.
Во 2-й половине 19 века на смену дульнозарядному капсюльному оружию приходят винтовки, заряжающиеся с казеной части. Первой казнозарядной системой, принятой на вооружение российской армии. стало крепостное ружье системы Фалиса образца 1839 года. Лет через 30 в России началась переделка 6-тилинейных дульнозарядных капсюльных винтовок в казнозарядные по системе Терри-Нормана, потом по системе Карле — под бумажный унитарный патрон, а потом по системе Крика под унитарный патрон с металлической гильзой.
К концу 19 века произошла масштабная реконструкция Тульского оружейного завода — новые корпуса, новые станки. Это обошлось знаете в какую сумму? Почти 2,5 миллиона рублей. Тех, старых царских! Просто баснословная сумма! Но завод стал передовым не только в России, но и во всей Европе! И все знали русских военных инженеров: Горелова, Гуннуса, Бердана. Россия была первой державой, принявшей на вооружение винтовки меньшего калибра, но большей мощности. Во второй половине 19 века пошли в ход магазинные ружья — и тут стал во главе разработчик Мосин. Винтовка Мосина — это как автомат Калашникова, имя нарицательное, известное во всём мире.
Теперь про пистолеты.
Первые попытки создать пистолеты с барабаном были предприняты в Западной Европе в 16 веке, а до ума дело довел московский мастер Исаев — сделал ударно-кремниевый револьвер. А в 1801 году тульсикй мастер Полин сделал ударно-кремневые револьверы с барабаном на 5 зарядов.
А только потом появился американский Кольт и французский Лефоше. Но первые то всё равно были туляки! В российской армии в конце 19 века были приняты на вооружение Смит-Вессоны, их для России делали в США и Германии, а потом, с 1880 года стали делать в Туле. Еще чуть позже стали выпускать и бельгийские Наганы. Кстати Наганы выпускались Тульским заводом для армии Польши прямо в передвоенное время, в 1930 году. А для гражданской самообороны в Туле делали «Велодоги».
В конце 19 века на Императорсокм Тульском заводе было организовано производство скорострельных корабельных орудий. В основном пушки системы Гочкиса 37 и 47 мм. Их поставляли в Питерский и Севастопольский порты.
Больше всего меня в музее потрясли фрески на куполах. Понятно, что это ранее был собор, и что фрески там были религиозные, хоть и построен онт был в 19 веке — не так уж и давно. Но как это всё замазано и как агрессивно смотрятся советские лозунги на полотлказ храма. Меня прямо резануло…
Сходите в этот музей, это очень интересно. Тем более, что скоро его в таком виде уже не будет — в Туле построили новое большое пятиэтажное здание, и все экспозиции со временем бцдцт перенесны туда — но там уже не будет такого духа!