Колокольный звон! Он всегда трогает душу! Отважиться написать такие рассказы, как, к примеру: чем отличаются звонницы и колокольни или из истории колоколов — это большой труд. Потому что подобный анализ — это такая широта и глубина, такая безбрежная тема, что долгое время я останавливалась «у порога», когда возникало желание как-то систематизировать свои собственные впечатления от незабываемых встреч с колоколами и их «жилищами», что постоянно возникали во время моих путешествий по всему миру, но особенно России-матушки.
Не люблю писать рассказы с продолжениями, но в данном случае по-другому не получится. Может сложиться или сугубо информативный, а значит скучновато-бюрократический opus, или поверхностный обзор, а мне хочется и расширить свои собственные представления, знания о предмете, и в то же время воспомнить свои эмоциональные впечатления, которые настигали и были порою, едва ли не потрясением. Здесь в первую очередь хочется назвать голос колокола в Кремле Ростова Великого… Да что там! Сколько голосов собралось в моей музыкальной копилке!
Да, я записывала голоса колоколов, в которые вслушивалась в разное время, и со временем готова некоторые воспроизвести, но должна предупредить — живое впечатление неповторимо и никакая механическая запись не передаст погружение души человеческой в эти звуки.
Бывают ли неповторимые голоса? Как и у людей — бывают! А еще, как и у людей, бывают голоса похожие, но обычно это не «великие неповторимые по красоте голоса», а голоса колоколов-тружеников, которых нужно и должно уважать, которые скромно собирают людей на церковную службу — в этом их предназначение.
Поскольку у сайта есть свои традиции и соответственно ограничения: например, не приветствуются компиляции фрагментов из разных путешествий — я постараюсь в этот раз писать не столь большие рассказы (или отзывы о месте), но сосредоточенно оставаться в пределах какого-то обозначенного ареала, не «летать по всему миру», хотя «колокольные мои впечатления» именно такие.
Вот и этот рассказ посвящен конкретному месту — это церковь Божией Матери Целительница, что была построена совсем недавно в месте заповедном, которое многие паломники, путешествующие по Псковщине знают, как место святое — сюда идут и приезжают.
4
Недавно нашла в интернете список церквей освященных в честь Целительницы. Заглавие обещает «полный список», а этой церкви и нет…
4
Может быть потому, что церковь построена недавно, хотя место прославилось еще в давние времена. Сегодня это Скит Свято-Благовещенской Никандровой пустыни, хотя находятся сам монастырь и его скит друг от друга не близко.
Итак, вначале о колоколах и начнем с предтечи колоколов — билы.
3
Поскольку путешествовали мы все больше по монастырям, то, конечно же, во всех обителях (почти всех), встречали именно колокольни, звонницы и колокола. С билами встретились лишь дважды, на Псковщине. Первый раз в Спасо-Елеазаровском женском монастыре. Там такое било! Говорят. если в него ударяют - земля дрожит. Трогают его лишь на большие праздники. Так что звук его я не слышала, но представить можно, судя по размерам!
2
А второй раз я увидела било, когда, согласившись на указательный дорожный знак, мы с мужем повернули к деревне Трутнево.
Итак, вначали были «билы» — от слова «бить». И функция как бил, так и позднее колоколов была очень важной — это сигнальный инструмент. Он должен был «созывать» — звать народ в случае опасности или наоборот какой-либо радости. Билами могли быть металлические предметы, разной формы. От сплава металла зависел звук, хотя вначале более всего ценилось такое качество как громкость оповещения. Вообще слово «звон» — это от слова «звать». Оно и понятно.
Вообще практика созыва именно на Богослужение известна в христианской церкви еще в IV веке.
Насколько мы, современные люди сегодня недостаточно хорошо понимаем символику иконописи, также трудно нам разобраться и с текстом ТИПИКОНА.
(Типикон — это Богослужебный устав, который определяет правила совершения Богослужения той или иной поместной церкви).
Вот вам цитата из типикона…
На Богоявление параекклисиарх «ударяет в великое и во вся тяжкая».
«Великое и тяжкое» — это как раз о билах, которые существовали нередко вместе с колоколами. По славянски билы часто называли клепалами — от слова «клепать», то есть «стучать, созывать».
Мы и сегодня иногда говорим: он наклепал на него, то есть «настучал, донес».
Вообще разночтения в обозначениях есть. Но остановимся на том, что клепала все же металлические предметы, а била могли быть и металлические, и каменные, и деревянные.
На Афоне (так говорят, а женщинам не проверить) до сих пор монахов в некоторых монастырях зовут на ту же трапезу при помощи деревянного била.
Ну, а теперь расскажу вам о том месте, где встретились била.
Место потрясающее — и необычайно красивое, таинственное, святое.
Когда-то в своем рассказе я уже упоминала местечко Трутнево, в связи с «маршрутом одного дня», но сейчас вынуждена повторить то предание.
3
Оно передается из уст в уста местными жителями и я хочу о нем вспомнить в связи с другим обстоятельством — чудесным обретением иконы, которое произошло недавно, уже после написания того моего рассказа. Образ этот назвали Трутневской иконой Божией Матери
Итак, проехав мимо деревни Трутнево, оказываемся на широкой лужайке, где совсем недавно была возведена небольшая деревянная церковка в честь иконы Божией Матери Целительница.
5
Рядом с церковью щит-план, рассказывающий о том, что это место является скитом известной Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. Здесь же находятся и два била, повешенные на тяги, как положено.
4
Решение освятить церковь в честь иконы Целительница, конечно же, не случайно.
2
Там, в овраге, где бежит речка Куна бьют источники с целебной и необыкновенно вкусной водой.
4
И хотя по крутой лестнице мы спускаемся вниз, в глубокий овраг, но кажется, что, наоборот, не спускаемся, а возносимся к тому месту, которое посетила Сама Богородица.
4
2
А было это так.
2
Когда-то местный помещик решил на речке поставить мельницу. Работники, которых наняли для возведения плотины, принялись за дело, но каждый раз их труд был впустую — собранные камни наутро оказывались разбросанными.
3
Здесь такие валуны! Кто мог обладать такой силой, чтобы разбросать их — было непонятно. Устроили засаду и ранним утром увидели, что по реке идет женщина в белых одеждах, с младенцем, а камни перед нею сами расступаются.
3
Тогда поняли, что место святое, строить мельницу тут нельзя, а вот алтарь с тех пор в пещере устроили, и стали служить время от времени водосвятные молебны.
2
3
На одном из валунов до сих пор сохранился след от стопы. Подобный след Самой Богородицы, который тоже впечатался в камень, есть в Почаевской лавре — это почитаемая там святыня, к которой ездят паломники.
Слепок с того следа привозили из Почаева в Трутнево и тот слепок совпал со следом.
2
Поскольку видение Пресвятой Богородицы было в пятницу шестой недели после Пасхи, в этот день стали устраивать местночтимый Крестный ход.
Обычно Крестный ход начинается в местечке Кунесть, далее через Лунёвщину идут к Трутнево. Для того, чтобы попасть в Трутнево к 10 часам утра — к началу Литургии, Крестный ход начинается раным-рано, затемно. Путь не простой — по полям, лесу и по болоту.
В моем маленьком клипе вы увидите, как Крестный ход (2021 год) подходит к церкви. Встречают хлебом-солью, как положено. Иногда в Крестных ходах принимало участие большое количество людей, но в тот раз было всего пять человек. Но главное, что традиция не прерывается! Может быть, когда-нибудь и один человек пройдет тот путь, а может быть множество. Это от нас зависит.
Далее обычно служится Литургия и весь народ спускается в овраг, к алтарю, что устроен в пещере.
2
Там служится водосвятный молебен.
3
Должна сказать, что речка Куна — типичная для этих мест, с темной водой — вокруг ведь болота! Не случайно в этих краях множество речек с названием «Черная».
2
Однако при этом вокруг бьют родники с водой чистейшей и вкуснейшей, а еще и целебной.
После водосвятного молебна вода 24 часа считается святой, и относиться к ней нужно соответственно. А вот в другое время эту воду можно набрать и использовать как обычную воду — чай вскипятить и пр.
А чудеса -то продолжаются…
Не очень далеко от Трутнево есть другое поселение — Спицино, где радует глаз белокаменная красавица — Петропавловская церковь (я о ней тоже писала в том же рассказе). Среди прихожан этого храма есть замечательная женщина, которую зовут Надежда Павловна Сулейкина — великая мастерица!
Работает она с разными материалами. Вот это портрет старца выполнен при помощи пластилина!
3
Однако меня особенно поразили ее работы по бересте. Она даже венцы для новобрачных, которые необходимы для чина венчания сотворила из бересты. Очень красивые!
Часть своих работ Надежда Павловна подарила Петропавловской церкви в Спицино, хотя ее выставки нередко проходят и в Питере.
И вот совсем недавно, работая с берестой, она взяла высушенный, еще не обработанный лист и пришла в смятение. Перед ней была, можно сказать, готовая икона — Богородица, с Младенцем идет по камням речки — все это читалось довольно ясно и все как в трутневском предании!
5
Образ назвали Трутневской иконой Божией Матери и вскоре отдали в храм Трутнево, где образ сейчас и находится.
Вот такой получился рассказ о маленькой, незаметной церквушке, что недавно возросла в удивительном по красоте и святости месте Псковщины.
Мы стараемся побывать в удивительных величественных соборах, запечатлеть их на фото. Но Церковь в переводе — Дом Божий. Иногда кажется, что человек с фотоаппаратом зашел в незнакомый дом, сфотографировал интерьер и не дождавшись Хозяина, даже не поприветствовав его, убежал размещать фото в интернете. А ведь каждый храм — это живое предание. Его интересно прочитать!
Мой маленький клип — это видео зарисовка, где очень кратко звучит било (в том числе). Посмотрите!
Трутнево Псковщина Церковь в честь иконы Божией Матери Целительница
Конечно! Бить в било нужно не так осторожно и не руками (как в клипе), а специальными колотушками. Но в тот раз у нас не было благословения попробовать било «во всей красе», поэтому я и мой муж только чуть тронули его. Но интересно, что трогая било выше, ниже — в разных местах, звук возникает разный по высоте. Значит и на таком неказистом, на вид инструменте, можно что-то «спеть».
А разговор о колоколах и местах, связанных с колоколами, я, надеюсь, еще продолжу.