С древних времён и по сей день человечество старается украсить своё жилище, мебель, домашнюю утварь и одежду. Каждый из многочисленных народов, живущих на нашей земле, веками развивал и совершенствовал свое традиционное искусство, имеющее специфические особенности и яркие черты самобытности.
Дом мастеров
Сибирь — удивительный край, заповедник народных ремёсел и родина замечательных мастеров. Познакомиться с традиционными ремеслами сибирских крестьян можно в Доме мастеров. Уникальные экспонаты расскажут об истории традиционных мужских ремёслах: кузнечное и кожевенно-сапожное дело, гончарство, художественная резьба и деревообработка, бондарство, бортничество и художественная роспись.
3
Кроме того, в Тобольске процветало кирпичное, изразцовое производство.
3
Здесь можно познакомиться с подлинными инструментами мастеров и продукцией, которая была изготовлена их руками.
2
На одном из столов в центре зала стоит моток бечёвки и наполовину сплетённая корзина. Таким образом показано как происходит процесс плетения.
В следующем зале можно узнать о женских занятиях: вязание и пошив одежды, ткачество и плетение на коклюшках, прядение и ковроткачество.
3
Каждая хозяйка была мастерицей, умела шить, вязать, вышивать, работать за ткацким станком.
2
Этот агрегат называется — бердо. На нём ткут половики и дорожки.
2
А здесь мастерица показывает процесс ковроткачества.
4
В результате получаются такие красивые яркие ковры!
Прялки, швейная машинка и прочие женские инструменты :)
4
Не могу не рассказать об этом экспонате. Этот стол был сделан специально для съёмок фильма «Тобол».
К залам ремёсел примыкает так называемый интерактивный коридор, где находятся стенды, на которых, например, в виде загадок размещена информация об инструментах, которыми пользовались мастера и мастерицы.
2
Или можно познакомиться о значении орнамента резных наличников.
3
Здесь же, в Доме мастеров, можно и кое-чему научиться самим. Мастер-классы по гончарному и швейному делу, росписи глиняных и деревянных изделий, ковроткачеству и бисероплетению дают возможность не только прикоснуться к удивительному миру сибирского ремесла, но и самостоятельно выполнить свой собственный, неповторимый сувенир.
Музей истории кости
На втором этаже здания находится Музей истории кости. Это частный музей — мастера косторезного искусства Минсалима Тимергазеева.
2
Вообще, в Тобольске существует единственная в России фабрика косторезных изделий. Это место, где на базе традиций народных промыслов северных народов создаются уникальные изделия абсолютно современного дизайна. В качестве сырья используют материал: рога северных оленей, коровьи кости и бивни мамонтов.
Я очень хотела попасть на экскурсию туда и даже поучаствовать в процессе производства:). Но в новогодние праздники фабрика была закрыта.
Но вернёмся к музею.
Миллионы лет на территории Сибири жили мамонты. После исчезновения этих великанов по всей Сибири остались несметные запасы бивня мамонта.
3
С IX–XI веков началось постепенное проникновение за Урал русского населения. Среди них было немало умелых и предприимчивых людей, которые приметили по берегам рек значительное скопление бивней: добротного поделочного сырья. После окончательного присоединения Сибири и возникновения Тобольска — исторического и географического центра, перекрестка торговых путей, бивень стал в больших количествах вывозиться в европейскую часть России.
1
В XVII–XVIII веках на русском Севере (Архангельская губерния) художественная резьба по кости уже была довольно распространенным промыслом, архангельских поморов часто вызывали в Москву и С-Петербург изготовлять царские заказы из бивней мамонта и моржовых клыков — «рыбий зуб», потому долгое время архангельский промысел назывался «царским».
Скопление драгоценного сырья — бивня мамонта — в реках Сибири, интенсивность торговых отношений подтолкнули тобольских людей к выгодному ремеслу: целыми семьями резали «косточку», возникали артели на паях, которые занимались заготовкой бивня, но в основном это были мастера-одиночки.
1
Основной жанр тобольской резной кости — миниатюрная объемная скульптура. На протяжении XX века, несмотря на повороты истории, косторезный промысел в Тобольске сохранился и развивается. Работы тобольских умельцев всегда ценились как произведения искусства. Их творчество отмечено золотыми медалями на выставках в Париже и Брюсселе, некоторые изделия хранятся в лучших российских и зарубежных музеях. С 20-х по 60-е годы XX века работали артелью, в основном изделия уходили за границу на аукционы. В годы Великой Отечественной войны мастеров-косторезов не распускали — их великолепными изделиями расплачивались в том числе и за поставки по лендлизу.
2
Музей истории кости сформировался естественным образом из частной коллекции семьи Тимергазеевых. Ещё в юности глава семьи Минсалим стал собирать костяные изделия своих коллег и сыновей. Постепенно коллекция разрослась.
2
Много работ, посвящённых Северу
2
Экспозиции показывают эволюцию взаимоотношения человека и кости, начиная с самого раннего использования кости как инструмента, и продолжается в произведениях современных мастеров. Интересны работы, основанные на местном фольклоре, легендах и обычаях.
3
Например, как эта необычная работа — Шаманы.
3
Или эта работа — Золотая Богиня (Золотая Баба, Калтась). Самое таинственное женское божество народов Ханты и Манси. Когда царские люди пришли осваивать Сибирь, Ханты и Манси стали её прятать, перевозя дальше на Север и Восток. Одно из мест нахождения Калтась было в Увате, на Медведь-Горе.
Согласно старинным легендам, существует несколько версий происхождения статуи — похищена при завоевании Рима или это древнеязыческая славянская статуя.
3
Медвежий праздник. По древним легендам мир состоит из трёх частей — Нижний, Средний и Верхний.
В Нижнем мире пасутся громадные мамонты. Там летают души всего живого в виде Птичек.
Серединную Землю, где живут Люди, Звери, Птицы, держат Бессмертные Северные Боги-воины. Сама Земля выполнена в виде самого древнего изображения Медведя, сына Небесного Старика Нуми-Торума. В центре Земли — Священное Дерево, символизирующее Жизнь. Корни его уходят в Нижний Мир, а верхушка упирается в Верхний Мир.
С одной стороны стоит Священный Лабазик, под ним привязан Жертвенный Олень. Шаман с Большим Бубном открывает Праздник — Медвежьи игрища...
С другой стороны стоят Священные нарты, на которых покоится Медвежья Голова с Серебряными глазами, а перед нартами люди в ритуальных масках и специальных одеждах исполняют торжественные старинные песнопения.
В витринах представлены образцы изделий разных школ; Тобольска, Архангельска, Татарстана, Ямала, Таймыра, Мурманска и т. д.
И немного о самом здании музея
Здание, которое занимает Дом мастеров расположен в непосредственной близости к ансамблю Кремля и Менового двора, построено оно было во второй половине XIX века.
3
По материалам однодневной переписи 1882 года дом принадлежал управляющему Тобольской казенной палатой действительному статскому советнику Неудачину Василию Петровичу. Василий Петрович Неудачин — был уважаемым и деятельным человеком, очень примечательной личностью для города. Во время многолетней государственной службы Неудачина глава губернии доверял чиновнику самые ответственные поручения. За честную службу в различных государственных ведомствах города Василий Петрович был награжден орденами Св. Владимира III степени, Св. Станислава III и II степеней, Св. Анны III, II и I степеней, имел знак отличия беспорочной службы 15-летнего достоинства, темно-бронзовую медаль в память войны 1853–1856 годов, особый знак отличия в память успешного введения в действие Положения 19 февраля 1861 года, знак Красного Креста в память войны 1877–1878 годов.
В усадьбе Василия Петровича кроме двухэтажного дома, рассчитанного на две квартиры, имелся одноквартирный флигель и отдельно стоящая кухня. В главном доме усадьбы в квартирах № 1а и 1б проживала большая семья Неудачиных, квартиру № 2 занимал тобольский вице-губернатор потомственный дворянин Николай Васильевич Протасьев с женой и прислугой, во втором доме в квартире № 3 жил с семьей сторож типографии мещанин Семен Никитич Карпов. После смерти главы семьи вследствие огромных долгов и материальных трудностей вдове и детям пришлось переселиться во флигель, а главный дом сдавать жильцам в наем.
3
В 1924 году дом по ул. Октябрьской, 2 был муниципализирован. В советские годы там располагался национальный детский дом «Красный Восток».
PS: В подготовке заметки были использованы материалы с сайта музея.