Этот Тарусский музей семьи Цветаевых называют еще Домом Тьо.
Этот Тарусский музей семьи Цветаевых называют еще Домом Тьо.
Марина и Анастасия Цветаевы не жили в этом доме, но часто прибегали сюда к деду по материнской линии Мейну Александру Даниловичу (1836–1899). Его дом и стал Музеем семьи Цветаевых, в котором рассказывается (документами, фотографиями, личными вещами) о членах их семьи.
Дача Песочное, в которой жила семья М. И. Цветаевой, не сохранилась, но в музее представлен ее макет. Макет был изготовлен в 1990 году и консультантом была Анастасия Цветаева, у которой, кстати, есть интересные «Воспоминания» и в них она считает свое детство, проведенное в Тарусе, очень счастливым и безмятежным. О нем сестры вспоминали в эмиграции (Марина) и в лагерях (Анастасия).
Родителями Марины и Анастасии были Иван Владимирович (1847–1913) и Мария Александровна (1868–1906): их фотографии представлены в музее. Отец был образованным человеком, ученым, историком, археологом, искусствоведом, профессором МГУ.
Благодаря ему был создан Музей изящных искусств имени Александра 3 (сейчас это Музей изобразительныхз искуств имени Пушкина А.С.). Иван Владимирович был и первым директором музея. Проходя по Волхонке в Москве, всегда об этом вспоминаю.
Первой женой Ивана Цветаева была оперная певица Варвара Иловайская, которая родила мужу дочь Валерию, но после рождения сына Андрея в 1890 году умерла.
В 1891 году И.Цветаев женился на Марии Мейн, которая была единственной дочерью в дворянской польско-немецкой семье. Ее отец Александр Данилович Мейн был редактором «Московских губернских новостей», сотрудничал с «Русскими ведомостями», был знаком с Львом Толстым. Матери Мария лишилась почти сразу после рождения и воспитывала ее швейцарская бонна Сусанна Давыдовна.
В 1902 году у Марии Александровны был обнаружен туберкулез и началось лечение за границей. В 1906 году семья возвратилась в Тарусу и вскоре девочки остались без матери.
Прибегая к деду в этот дом, где сейчас музей и где жила Сусанна Давыдовна, они называли ее тетя. А поскольку бонна плохо говорила по-русски, так и возникло искаженное тьо — тетя.
По дому Тьо хожу не в первый раз. В музее кроме меня и одной сотрудницы музея — никого.
Неспешно хожу по залам и вспоминаю, что прочитано, что знакомо об этой удивительной семье.
Глядя на рояль, вспоминаю «Мать и музыку» Марины Ивановны Цветаевой (название прозы говорит само за себя, ведь мать была гениальной пианисткой, хотя и никогда не играла на публике). Когда родилась дочь, мать сказала: «По крайней мере будет музыкантшей». Они ждали сына. Когда родилась Анастасия (опять ждали сына), была произнесена та же фраза. Способности к музыке и слух у Марины были и, возможно, она стала бы музыкантшей, а не поэтом, но мать умерла.
Впервые Цветаевы приехали в Тарусу в 1891 году (за год до рождения Марины). С ними были дети от первого брака: Валерия (ей было 8 лет) и Андрей (1 год). Дачу в Песочном они арендовали до 1910 года, но этот дом тоже считали родным.
Тарусские просторы: так они выглядели в конце 20 века, но думаю, что такими они были и в начале того уже далекого века, когда здесь жили Цветаевы, которые были первыми московскими дачниками. А потом мода пошла дальше.
Знаменитое фото М.Цветаевой с С.Эфроном, их встреча состоялась в Коктебеле в 1911 году, в 1912 поженились. Их венчание состоялось в церкви Рождества Христова в Палашах (сейчас храма нет, он был расположен недалеко от Тверской).
О трагичной судьбе семьи Эфрон можно писать бесконечно много: смерть дочери Ирины, эмиграция, 1941 год — год смерти Сергея и Марины.
Но иду по залам музея дальше. Кабинет дедушки — Мейна Александра Даниловича, воссоздана обстановка кабинетов конца 19-начала 20 веков.
В кабинете есть мемориальные предметы: между окнами фотография Александра Даниловича и Сусанны Давыдовны (они обвенчались, когда Марии исполнилось 20 лет).
Всю свою жизнь швейцарская бонна, посвятила семье Цветаевых.
Шкатулка из бересты на столе — принадлежала троюродной сестре М.Цветаевой — Л.Добротворской. Кстати, дом земских врачей Добротворских сохранился в Тарусе (улица Ленина, дом 29). Не знаю как сейчас, но пару лет назад он был в аварийном состоянии.
Добротворским принадлежали несколько музейных экспонатов.
Сохранились книги, принадлежащие семье Цветаевых.
Скромная столовая с латунным самоваром. Самовар — предмет эпохи, а вот стол мемориальный, из дома Цветаевой М.И. в Трехпрудном переулке в Москве, как и поднос, принадлежащий Сусанне Давыдовне.
«Темнеет….Готовятся к чаю.
Дремлет Ася под маминой шубой.
Я страшную книжку читаю
О старой колдунье беззубой». У Марины Ивановны есть несколько стихотворений на эту чайную тему.
В гостиной (кроме рояля уже показанного в начале) диван, который принадлежал Василию Дмитриевичу Поленову, усадьба которого расположена недалеко — за Окой. Профессор живописи Поленов В.Д. и профессор МГУ Цветаев В.И. лето проводили на берегах Оки: Поленов — на правом, Цветаев — на левом. Они сотрудничали, когда создавали Музей изяшных искусств. У них была общая тема — искусство античного мира и переписку они вели на протяжении двух десятилетий.
На столе и в витринах личные вещи, принадлежащие Анастасии Ивановне Цветаевой.
«Королевские размышления. 1914 " изданы в 1915 году. Всего 80 страниц, посмотрела у приятеля по имени Интернет, есть такая книга, но пока не читала. Это была первая книга Анастасии. Была и другая проза.
Анастасия — не просто сестра знаменитой поэтессы, ее биография — это история страны (она прожила 98 лет), история ее жизни, в которой было все: революция, гражданская война, сталинские репрессии, распад СССР. О многом написано в воспоминаниях, которые читались с большим интересом.
Благодаря ей был создан Музей М. И. Цветаевой в Борисоглебском переулке в Москве, где в 2021 году открылся проект " Театр чтеца». Раньше проводили конкурсы на чтение стихов, в котором мог принять участие любой желающий.
Знаю несколько музеев, посвященных М.Цветаевой и ее семье: в Москве, в Тарусе, в Елагубе (в этих побывала), в Феодосии, в Александрове, в Ивановской области (село Ново-Талицы), в Королеве Московской области, в Башкортостане (село Усень-Ивановское) и в Павлодаре (Анастасии Цветаевой). Так что впереди еще много путей и дорог.