Спасо-Преображенский собор — кафедральный собор Тамбовской епархии Русской православной церкви.
Это первый каменный храм Тамбова и старейший православный собор Тамбовской области.
Рядом с храмом обелиск павшим в Великой Отечественной войне и труженникам тыла.
С Вечным огнём.
Перед собором расположен памятник епископу тамбовскому Питириму.
Строительство каменного собора на месте деревянной Спасо-Преображенской церкви началось в 1694 году епископом тамбовским Питиримом, но было окончено только в 1783 году на средства тамбовского купца Матвея Бородина.
В октябре 1809 году епископ Феофил Раев предложил Тамбовской Духовной консистории, чтобы она вменила соборянам в непременную обязанность постройку новой колокольни на месте приходящей в ветхость деревянной.
Начат был сбор средств.
В 1811 году заложена каменная колокольня.
В 1817 году (по другим сведениям — в 1812 г.) в десяти ярусах от собора вместо старой завершено возведение каменной колокольни «о трёх ярусах, с палаткою и фонарём» высотою 42,5 м.
В начале двадцатого века собор посещали император Николай Второй (7 (20) декабря 1914 г.), великая княгиня Елизавета Фёдоровна, святой праведный Иоанн Кронштадский.
С 1929 года в здании собора размещался Тамбовский областной краеведческий музей.
В 1931—1932 гг. разобрана соборная колокольня.
Постановлением Облисполкома № 309 от 14 мая 1974 г. взят под охрану государства, как памятник местного значения.
18 августа 1991 года Тамбовский областной совет народных депутатов принял решение № 196 «О передаче бывшего Спасо-Преображенского собора в пользование верующим». 4 августа 1993 г. поднят крест на главный купол. 6 августа архиепископ Евгений освятил престол нижнего храма.
8 августа 1993 года в собор возвращены мощи небесного покровителя города и земли Тамбовской святого Питирима (в нижнем храме), а также святыни: фелонь святителя, подаренная царём Алексеем Михайловичем.
В 1993 году кафедральный собор возвращён Тамбовской епархии. Передача была окончательно завершена во время первого визита Патриарха Алексия Второго в Тамбов.
Сейчас колокольня воссоздана и действует.
А теперь давайте зайдём внутрь собора.
Поднимемся по лестнице на второй этаж собора.
Мне повезло. Сегодня тут служба в честь православного праздника — Преображения Господня или Яблочного Спаса.
Очень проникновенно звучали голоса певчих.
Я заслушался!
Вошёл внутрь храма на второй этаж где проходила служба.
Старался фотографировать незаметно чтобы не разражать верующих.
На стенах храма фрески описывающие подвижническую деятельность Питирима.
На 21 году жизни Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим.
Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.
Вскоре братия монастыря избрали его игуменом.
Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причём сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов.
Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.
Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор Патриарха Иоакима пал на архимандрита Питирима, которого он знал и ценил.
Однако в Тамбов епископ Питирим отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве епископ Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края.
Тамбовская епархия была образована в 1682 году.
Епархию населяли в основном язычники: мордва, черемисы, мещера.
На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства, а также старообрядцы.
Среди населения было немало ссыльных из центральной России и беглых преступников.
Русское население в основном состояло из казаков и тяглых крестьян, которые в это время начали осваивать тамбовскую землю.
Церковная жизнь в епархии шла вяло. Существовавшие храмы были очень бедны и нуждались в самом необходимом. Даже кафедральный собор поражал своей бедностью. Монастырская жизнь в епархии также находилась в упадке. Монастырей было немного, и они были не благоустроены.
Такова была епархия, вверенная епископу Питириму.
Епископ Питирим особое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей.
На месте ветхого деревянного храма в Тамбове епископ Питирим начал строить двухэтажный каменный данный кафедральный собор с приделом во имя святителя Николая.
Епископ Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Тем не менее, строительство собора не было окончен при жизни епископа Питирима.
За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим. Причём в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счёт благотворителей и своих собственных.
Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте.
На 50-м году жизни епископ Питирим сильно заболел и, чувствуя физическую слабость, уже готовился к отшествию в вечность. В этот момент он обратился с пламенной молитвой к Богу, прося Его не здравия и продления жизни, к которой он никогда не имел привязанности, а об оставлении грехов и даровании вечной жизни в Царстве Небесном.
По молитве преподобного в облаке явился Спаситель, в левой руке державший Евангелие, а правою благословлявший с облака молившегося епископа. Об этом замечательном событии поведал хранитель тайн епископа Питирима, постоянно бывший при нём благочестивый старец Василий. После смерти преосвященного Питирима это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.
Это чудесное событие возвратило к жизни епископа Питирима, тяжёлая болезнь оставила его, и он ещё прожил около трёх лет.
В этот период он усиленно занялся строительством каменного кафедрального собора, но чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая.
В этом соборе он завещал и похоронить себя.
Кончина епископа Питирима последовала 28 июля 1698 года, в день празднования особо чтимой им чудотворной иконы Божией Матери Смоленской.
При вскрытии мощей в 1919–1920 годы было объявлено, что они фальсифицированы.
Мощи святителя Питирима, изъятые после революции, возвращены Церкви в 1988 году и теперь почивают в кафедральном соборе Тамбова.
Если пройти дальше по соборной территории то на берегу Цны можно увидеть вот такую интересную часовню.
Внутри фигура Питирима и святой источник. Святая вода льётся прямо из рук подвижника.
Вид от часовни на реку Цну живописен.
Посмотрите как доставляется святая вода верующим в Тамбове.
Зимой видимо эти чаны с водой из источника тянут как сани.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.
Проболжение о монастырях и храмах Тамбова следует.
Следующая остановка — красивейший Вознесенский тамбовский женский монастырь.