Жила-была пара...

39 62

Национальный музей Республики Коми — одно из первых научных и культурно-просветительских учреждений Коми края. Он основан в октябре 1911 г. на базе небольшого собрания предметов этнографии, археологии, палеонтологии.

В наши дни Национальный музей Республики Коми занимает три здания, где размещаются: Отдел истории, Отдел природы и Отдел этнографии, а также два здания Литературного музея И. А. Куратова и Дома-музея И. П. Морозова.

Мы решили сходить в Этнографический отдел музея, где с 2002 года открыта экспозиция — «Традиционная культура народа коми в обрядах жизненного цикла».

6
Жила-была пара...

Здание, в котором располагается отдел этнографии Национального музея Республики Коми — памятник истории и культуры. Центральная, двухэтажная часть здания построена в 1899–1900 годах для магазина галантерейных и мануфактурных товаров устюжского купца второй гильдии Ф. И. Охлопокова. В 1906 году владельцами здания стали устюжские купцы, братья Михаил, Григорий и Иван Дербеневы, при них после расширения и реконструкции в нем открылся крупнейший в городе магазин — «Торговый дом Бр. М., Г. и И. Дербеневых».

В 1918 году здание магазина национализировали и разместили в нем клуб коммунистов «Заря». После 1922 года что здесь только не находилось: типография, магазины, первый универмаг города… В 1991 году здание передали Национальному музею республики Коми, после выполненных реставрационных работ в 1998 году ему возвращен исторический облик.

2
Жила-была пара...

Экспозиция начинается с раздела «Коми в семье финно-угорских народов».

Коренные жители Республики Коми — коми-зыряне. Они входят в большую семью финно-угорских народов, к которой, кроме коми, относятся коми-пермяки, удмурты, финны, эстонцы, карелы, вепсы, ливы, водь, ижора, марийцы, мордва, венгры, ханты, манси, саамы. Несмотря на то, что эти народы расселены по огромной территории и разделены государственными границами, они осознают общность своего происхождения, в традиционной культуре этих этносов прослеживается много общих черт.

По итогам переписи 2020 года численность коми-зырян, проживающих в республике Коми, составляет 127 089 человек. проживает, порядка половины коми-зырян страны. Самоназвание народа: коми морт (коми человек), коми войтыр (коми народ). В языке коми-зырян выделяется 10 диалектов.

1 из 2

Культура коми-зырян уходит корнями в глубокую древность. Впервые древние коми упоминаются в древнерусских письменных источниках под именем перми вычегодской (XI—XIV вв.). В витринах можно видеть материалы археологических раскопок, обнаруженные предметы относятся к X–XV векам.

Материалы раскопок говорят о том, что древние коми были искусными охотниками и рыболовами, земледельцами и скотоводами. Были развиты металлургия и металлообработка, косторезное дело, деревообработка, плетение из лыка и берест, прядение, ткачество и пр. Древние коми поддерживали торговые связи с окружающим миром. В обмен на меха на Север поступали каменные и стеклянные бусы, серебряные и бронзовые украшения.

1 из 2

В конце XIV века коми были христианизированы, а коми край вошел в состав Московского государства. В XV–XIX веках в ходе расселения на верхнюю Вычегду, в бассейн реки Печоры шел активный процесс формирования этнической территории коми-зырян.

2
Жила-была пара...

В этом зале есть уникальное скульптурное изображение идолов — Мужчины и Женщины, привезенное в 1975 году с берега Торасовейского залива Карского моря. Ученые считают, что, судя по изъеденности и замшелости, деревьям сотни лет. Фигуры сделаны из цельных деревьев, следовательно, к месту установки их везли порядка трехсот километров. В экспозиции идолы символизируют священный мир предков. До христианизации коми были язычниками.

Жила была пара…

В следующем зале можно проследить круг «земного бытия» людей коми, послушать рассказы о традициях, обрядах, образе жизни. Интересно оформлена экспозиция: сценки важных этапов жизни, подлинные предметы быта и наряды. Необычно выполнены фигуры участников — лица, руки из дерева.

Выбор пары в традициях коми. Любовная «охота» молодежи коми

В прошлом в жизни деревни коми отводилось особое место и время обрядовым играм и развлечениям молодежи. Парни и девушки знакомились друг с другом на зимних посиделках и во время летних гуляний, которые устраивались в дни православных праздников. Летом гуляния проводились в день Святой Троицы, в день празднования Рождества Иоанна Предтечи, дни святых апостолов Петра и Павла, пророка Илии. Для гуляний обычно выбирали самый красивый луг на берегу реки или озера поблизости от деревни, где водили хороводы, играли в разные игры. Смена пар в хороводе, игры, шуточные забавы подготавливали молодых людей к серьезному выбору своей «половины».

5
Жила-была пара...

Первая сценка показывает парней и девушек, играющих в «Кыйом-вийом» — «Охоту». В эту игру играли после Ильина дня, когда хлеба вызревали, и уже разрешалось веселиться, шуметь, дудеть в дудки и свистульки, не боясь вызвать непогоду и неурожай. Под веселые трели девушки становились парами и брали в руки шесты, на которых обычно переносили копны сена. По живому коридору убегала девушка с белым платком — «дичью» в руках, за ней гнался парень — «охотник». Девушки, пропуская подругу, старались всячески мешать парню, преграждая ему дорогу шестами, а он должен был проявить ловкость и сноровку. Если парень догонял девушку и выхватывал у нее платок, то возвращал его только за поцелуй, а, если девушка убегала, парня осыпали градом насмешек. Но он мог снова принять участие в игре.

9
Жила-была пара...

Интересно рассматривать одежду и предметы быта. Вот одежда коми-ижемцев — самой северной группы коми, все предметы подлинные. Мужчина — охотник и оленевод. Он одет в одежду закрытого типа с капюшоном — малицу и зимнюю обувь — пимы, сшитые из меха оленя. Кожаный пояс с бронзовыми украшениями и амулетами был обязательным атрибутом мужчины. Традиционные костюмы ижемок-невест шились из шелка, бархата, парчи. Головными свадебными уборами были налобная повязка из меха, а также свадебный венец невесты из красной парчи, вышитый бисером, стеклярусом, блестками, жемчугом.

Ижемский сарафан — это прямая длинная юбка с лямками, собранная в талии в складки. Подол сарафана мог доходить до 8 метров, чем больше ткани ушло на него — тем богаче невеста. Сарафан «девушки» справа принадлежал Ануфриевой Марии Николаевне, его сшила ее бабушка Анастасия Тимофеевна 1880 года рождения. У нее было пять дочерей, и каждой она сшила в приданое по 5 сарафанов.

Свадьба народа коми

Свадьба — важнейшее событие в жизни мужчины и женщины. У коми, как и у других народов, свадебный обряд включал в себя множество ритуалов. В прошлом свадьба у коми длилась 2–3 недели: сватовство, рукобитье, девичник, венчанье в церкви, пир в доме невесты и в доме жениха в день венчанья, укладывание молодых спать, послесвадебное испытание молодых, посещение молодыми родителей невесты.

6
Жила-была пара...

Самой распространенной была свадьба с приданым, когда невесте ее родители выделяли некоторое имущество, но существовали еще два вида свадеб: с калымом и с убёгом. При свадьбе с калымом жених или его родители передавали родителям невесты какое-то имущество или выкуп за будущую жену. Свадьба с убёгом практиковалась, когда родители молодых были против свадьбы. Тогда влюбленные бежали в соседнее село, там венчались, возвращались обратно уже законными мужем и женой и ставили родителей перед свершившимся фактом.

5
Жила-была пара...

Вот эта сценка показывает отъезд молодых в церковь к венцу. Перед отъездом родители благословляли молодых иконой и караваем хлеба, а затем все отправлялись в церковь.

Зимой составлялся свадебный поезд из саней, на которых ехали жених с крестной матерью, невеста с крестным отцом, родители молодых, дружки, подруги, родственники. У коми зырян на свадьбу обязательно приглашали колдунов для предохранения молодых от порчи или, того хуже, от превращения всего свадебного поезда в волков.

6
В расписных сундучках -  приданое невесты.
В расписных сундучках - приданое невесты.

Дружка жениха оберегал свадебный поезд от нечистой силы и колдовства, разбрасывая соль на людей и лошадей. А во время свадьбы он должен был носить солоницу в форме утки, которую ставили на каравай хлеба и обвязывали узорным полотенцем. Солонку-утку дарили дочери-невесте во время свадебного обряда как символ продолжения материнского рода.

Сказка о трех горшках

Многие путешественники и исследователи, побывавшие в этих Коми крае в XIX веке, отмечали, женщины в этих суровых местах работают наравне с мужчинами. Они самостоятельны и, как правило, имеют сильный характер. Поскольку их мужья до полугода находятся в лесах, все заботы о семье лежат на плечах женщины-хозяйки, женщины-матери.

В экспозиции изображена женщина в традиционном костюме прилузских коми, жителей южных районов республики. Обратите внимание на головной убор, это «сорока». Женщина лепит горшки. Лепка глиняной посуды с древнейших времен считалась женским занятием, причем горшки изготавливались без гончарного круга, методом жгутового налепа. Перед женщиной много горшков самой разной формы, каждый вид для определенных целей: для каши, для приготовления рыбы или мяса и др. Например, горшок с множеством отверстий — для приготовления творога или сыра.

5
Жила-была пара...
4
Жила-была пара...

У коми есть «Сказка о трех горшках», ее сюжет был записан этнографом Василием Налимовым в 1920 году в селе Лозым. Итак, жила бездетная вдова. Как-то она слепила три горшка, а они ожили, и стали на заработки отпрашиваться. Первый принес какие-то красивые ткани, второй перепугал в лесу разбойников, деливших золото, и прикатился домой, полный монет. Третий поступил еще умнее: нашел в лесу неженатого охотника и, прищемив его за подол, привел в дом. Так, своими руками женщина всё свое счастье слепила — любовь, красоту и богатство.

Баня

Баня у коми — больше чем баня! Она использовалась помимо обычной, гигиенической функции, в качестве родильного отделения, процедурного и лечебного кабинета. Баню строили поближе к источнику воды из сосновых или еловых деревьев размерами примерно 3 на 3,5 метра, иногда с предбанником, около 2 метров. Часто рядом на берегу стояли бани нескольких хозяев.

Баня по поверьям коми находилась на границе мира живых и мира предков, поэтому служила своего рода домашним святилищем. Она считалась лучшим местом и для рождения ребенка, который также воспринимался как посланец мира предков. Ребенка подхватывала на руки повитуха со словами: «Благослови, Христос, долголетия и счастья, выживет пусть…». Через некоторое время детей крестили в церкви, а на сороковой день после крещения причащали. Грудных детей и детей постарше часто парили в бане.

5
Жила-была пара...

Семьи крестьян коми в старину были большими, нормой считалось иметь 5–8 детей. Родители, конечно, хотели, чтобы дети росли здоровыми. Здоровью могло повредить грубое слово, опасным считались «сглаз» и «порча», поэтому малышей не показывали чужим людям. Если ребенок болел, приглашали опытную многодетную женщину, а в тяжелых случаях — знахаря. Знахарь лечил младенца магическими способами: лил на него заговоренную воду через сито, рассекая поток серпом, или протягивал ребенка через отверстие хомута, что символизировало рождение заново.

Коми-зыряне верили в банных духов, как писали об этом в XIX веке: «Банные злее всех нечистых. Людей, которые решаются мыться в бане одни, особенно вечером или ночью, или отправляются в нее не благословясь, они запаривают до смерти, запихивают в каменки или под полки, а иногда обдирают с них кожу».

Материнская любовь в культуре коми

В музейной экспозиции есть колыбели конца XIX — начала XX века. На стене висит колыбель, изготовленная в семье коми. Такую колыбель делал отец для своего первенца. По представлениям коми она имела магические свойства. Если первый ребенок рос здоровым, то в этой колыбели росли и остальные дети. Если же ребенок болел, то колыбель сжигали. Если женщина долгое время была бездетной, то она могла попросить колыбель у многодетной матери. Считалось, что с колыбелью часть плодородных сил перейдет к женщине и ребенок появится.

3
Жила-была пара...

Дневные сидячие колыбели предназначались для перевозки ребенка с места на место. такие колыбели были характерны для ненцев, хантов, коми-ижемцев. У коми они появились в смешанных семьях.

1 из 2

Как и все матери, коми женщины самоотверженно боролись за жизнь своих детей, обращались за помощью к почитаемым христианским святыням и иконам. Возле многих деревень на особо почитаемых местах ставили обетные кресты, куда люди приходили молиться и давали обеты. Были и кресты, установленные для молитвы о больных детях.

Пивоварение в традиционной культуре народа коми

Традиции пивоварения имеют глубокие исторические корни, оно было распространено среди всех групп коми, за исключением коми-ижемцев. Пиво — сур варили из размолотой пророщенной ржи с добавлением хмеля. Варили двумя способами: либо в корчаге в печи, либо в чане. Сур, любимый напиток коми, считался сакральным, магическим. Варился по особым случаям: рождение ребенка, похороны, свадьба, строительство дома. Существовали обычаи варки пива, посвященные началу и окончанию полевых работ, приуроченные обычно к церковным праздникам, так называемые «кануны», когда варили общественное пиво.

4
Жила-была пара...

На свадьбе невеста обходила гостей по кругу, обнося их пивом из ковшей-братин в форме уток. Свадьба заканчивалась словами крестных матерей: «Все пиво выпито, весь хлеб съеден». С этого момента начиналась жизнь молодой семьи.

6
Ритуальный ковш
Ритуальный ковш

Мужчина коми в своих охотничьих угодьях

Коми мужчина был хозяином дома, главой семьи, но в первую очередь он был охотником. По представлениям коми, мужская судьба традиционно связана с охотничьей удачей, способностью владеть топором, ножом. Ему Богом предназначено заниматься охотой, он должен нести в дом добычу, содержать коня и собаку.

Промысловые угодья в лесу, ближние и дальние, имела каждая семья. Мужчины в дальних угодьях обязательно строили охотничью избушку с глинобитной печью или печью-каменкой, нарами, на которых спали, и небольшим столом. В избушке должна была быть хотя бы одна икона, а в щелях стен и за косяком двери прятали челюсти щуки, которые, по поверьям, оберегали хозяев от болезней и неудач. Топилась избушка, как и бани, по-черному.

8
Жила-была пара...

Добычу хранили в небольших амбарах рядом с избушкой, а вывозили ее на охотничьих санках. У избушки стоят подлинные предметы, связанные с охотничьим промыслом: широкие охотничьи лыжи, подбитые камусом, охотничий посох, имеющий с одного конца железный наконечник в виде копья, с другого — изогнутую лопаточку. Посох использовался как лыжная палка, для установки капканов, в качестве опоры при стрельбе из ружья, мог заменить копье и пр.

3
Жила-была пара...

В экспозиции представлен охотник в охотничьем костюме. На нем прямоугольная накидка с вырезом для головы. Это «лузан», который защищает охотника от дождя и ветра. Накидка обшивалась кожей, спереди и сзади нашиты карманы для припасов и добычи, сзади в петле висит топор. К охотничьему поясу прикреплено все необходимое: нож, сумочка для кресала, портупея с пороховницей, дробницей и мерками для дроби и пороха. Перед охотником — ловушки нескольких видов.

Существовал своеобразный неписаный моральный кодекс, определяющий все стороны взаимоотношений между охотниками, а также охотника с природой. Ребенка с детства учили охоте и нормам промысловой морали: уважению чужой собственности, бережному отношению к лесу и его обитателям, достойному поведению в промысловом коллективе, честности при разделе добычи.

Рыболовный промысел у коми

Одновременно с охотой мужчины коми занимались и рыболовством. Рыбу, как и мясо, использовали в пищу. Обрядовой едой были рыбный пирог и мясо утки. Рыбу ценных пород, такую как семга, сиг, хариус, нельма, язь, продавали.

Лодка была также необходима, чтобы добраться до лесных избушек, дорог в Коми крае не было. Лодки были двух типов: лодки-долбленки, такие выдалбливали из цельного ствола осины, и дощаники. В экспозиции представлены различные виды снастей: сети, ловушки, острога и пр. Рыболовный промысел у коми отличался большим разнообразием орудий и приемов лова.

4
Жила-была пара...

Дом — полная чаша

Дом — первая частица Родины, место, где рождается и растет человек. Каждая пара родителей стремится создать пространство любви для себя и своих детей. У коми крестьян в конце XIX — начале XX веков таким пространством был большой деревянный дом, с двумя, а то и тремя жилыми избами и хозяйственным двором под одной крышей.

8
Жила-была пара...

Главным местом в избе был «красный угол», где находились иконы, Псалтырь, молитвослов, зажигались лампады и свечи. Красный угол — это домашний алтарь, место встречи и соединения семьи и Бога.

6
Жила-была пара...

Красивый, уютный и надежный дом, где жили добрые, трудолюбивые люди, называли «дом — полная чаша». В таком доме могло вырасти не одно поколение.

5
Жила-была пара...

В повети хранился хозяйственный инвентарь. Справа — орудия земледелия: борона, грабли, вилы. Подвешены — колокольчики (ботала) для коз и коров.

6
Жила-была пара...

Празднование Рождества Христова у коми в конце XIX — начале XX века

В этом разделе экспозиции рассказывают о похоронных обрядах коми. По верованиям зырян смерть — прямое продолжение земной жизни.

Интересна, на первый взгляд необычная сценка — «Святочные гаданья». Гадали на святках в основном девушки и парни — о суженом, о судьбе, о своем предназначении. Люди постарше желали узнать, какой урожай будет в новом году, удачна ли будет охота, не ожидает ли семью пожар или смерть. Гадать полагалось на перекрестках дорог, в банях, овинах, нежилых домах, у колодцев. Самыми верными и опасными считались гадания «с покойником».

3
Жила-была пара...

По представлениям коми-зырян покойники считались вещими, в таких гаданиях участвовали только мужчины, они проходили испытание силы своего духа. Один из гадающих изображал покойника, его обмывали, обряжали как покойника и укладывали в передний угол, в руки зеркало. Остальные проходили, отражаясь в зеркале, а мнимый покойник смотрел на отражение и должен был расказывать, что он видит: кто-то должен был выходить с гробом, кто-то с ребенком, кто-то с венцом. Как бы ни было страшно, запрещалось говорить слова: «Прости, благослови», от таких слов мог умереть тот, кто гадал.

3
Жила-была пара...

Последнее помещение — светлая, просторная изба, подготовленная к встрече Рождества Христова. Этот великий праздник коми встречали радостно и весело. После 2–3 месяцев отсутствия из дальних угодий возвращались к Рождеству охотники с добычей. Женщины наводили порядок в доме, варили пиво, готовили угощенье. Перед праздником соблюдался пост. В ночь с 24 на 25 декабря все, кроме маленьких детей и немощных стариков, собирались в храмы на торжественную всенощную службу. Поутру появлялись группы детей и подростков с зажженными свечами в руках, с яркой бумажной звездой, «вертепами» — фонариками с вставленными в них картинками из Священного писания. Они переходили от дома к дому и пели молитвы, прославляя Иисуса Христа. Детей благодарили и угощали выпечкой.

Круг замкнулся, мы вернулись к началу цикла жизни. Рождество — еще один из тех дней, когда парень и девушка могли встретиться, познакомиться и полюбить друг друга.

3
Жила-была пара...

Музей небольшой, но интересный. Смотреть экспозицию стоит в сопровождении аудиогида, иначе не все будет понятно, упустишь интересные и важные детали.

Музей работает с 10–00 до 17–00 ежедневно, кроме понедельника. Понедельник — выходной.

1
Жила-была пара...

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Национальный музей Республики Коми