На противоположном от Спасо-Евфимиевой обители берегу реки Каменки находится Покровский женский монастырь.
На противоположном от Спасо-Евфимиевой обители берегу реки Каменки находится Покровский женский монастырь.
Его часто называют «обителью опальных жён», поскольку он вошёл в историю как место заточения представительниц знатных родов, насильно постриженных в монахини.
Монастырь был основан в 1364 году при суздальско-нижегородском князе Андрее Константиновиче, однако своего расцвета он достиг в XVI — XVII веках. В 1923 году большевики его закрыли. В 1950-е годы в монастыре началась реставрация, по окончании которой в его помещениях расположили музейные экспозиции. Планы по развитию музея в бывшем монастыре были весьма обширными. В 1980-е годы в нём появился гостиничный комплекс, в Покровском соборе бывшего монастыря работал концертный зал. Но после развала СССР настали новые времена, и в 1992 году обитель вернули Церкви.
Центральным памятником монастырского ансамбля является Покровский собор, построенный в 1510 — 1518 годах. Четырёхстолпный храм окружён с трёх сторон двухэтажной открытой галереей. К реке обращена алтарная часть с тремя апсидами.
В 1515 году в обители появились Святые врата с Благовещенской надвратной церковью. Они служили одновременно и крепостной башней, и храмом. С течением времени врата неоднократно перестраивались. В ходе реставрации 1958 года им вернули первоначальный вид.
Одновременно со Святыми вратами к северо-западу от Покровского собора воздвигли колокольню с храмом Происхождения Древ Креста господня.
В 1551 году к северу от Покровского собора поднялась трапезная церковь, освящённая в честь Зачатия Праведной Анной Пресвятой Богородицы.
В советское время в монастыре долгое время размещалась гостиница «Покровская», устроенная в стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов. Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт.
В одном их домиков сейчас находится монастырская трапезная.
В юго-западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец XVII века), в которой сейчас открыт филиал музея. В подземелье расположенного рядом каменного здания находится каменный мешок, где содержались узницы.
Территория и практически все монастырские постройки сейчас приведены в надлежащий вид, повсюду растут красивые цветы. Чувствуется, что монастырь женский, и в нём монахини поддерживают чистоту и порядок. Находиться в монастыре очень приятно и душевно.
Как я уже упомянул в начале публикации, Покровский монастырь в XVI — XVII веках был местом ссылки впавших в немилость жён царей, князей, бояр, воевод. Начало этой традиции положила супруга великого князя Московского Василия III Соломония Сабурова, не сумевшая родить своему мужу наследника. Решив жениться на Елене Глинской (будущей матери Иоанна Грозного), Василий III приказал насильно постричь Соломонию в монахини и отправить её в Суздаль, где она в последствие прославилась под именем старицы Софии. Во времена Елены Глинской Софию высылали в Каргополь, а потом вновь вернули в Покровскую обитель, где она и окончила свой земной путь. В 1995 году состоялось обретение её мощей, которые ныне покоятся в Покровском соборе монастыря.
Среди других известных обитательниц монастыря были: дочь Ивана III Александра; шестая супруга Иоанна Грозного Анна Васильчикова; жена князя Владимира Старицкого Евпраксия; Евдокия Богдановна Сабурова и Прасковья Михайловна Соловая — жёны царевича Ивана, сына Иоанна Грозного; вторая жена царя Василия Шуйского Мария Петровна Буйносова-Шуйская; жена Петра I Евдокия Фёдоровна Лопухина.
О былом предназначении обители напоминает расположенная под зданием Покровского собора усыпальница ссыльных жён.
В северной стороне монастыря сохранились шатровые башни XVII века, почти без декора; эта часть отгорожена от остального монастыря стеной и представляет собой небольшой дворик.
Восьмигранные башни XVIII века наряднее, возможно, что первоначально они тоже имели шатровые завершения, позднее замененные на полусферы со шпилями. Стены их украшены рядом окошек с наличниками, декоративными бойницами и горизонтальными тягами, делящими грани на части.