Гурий Никитин, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, немецкий генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, Андрей Тарковский и итальянец Тонино Гуэрра: все эти имена на века оказались связаны со Спасо-Евфимиевым монастырем.
К знакомству с Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем я подбиралась, исподволь, постепенно, не спеша. Я словно заведомо знала, чувствовала, какое ошеломляющее впечатление он на меня произведет. Так случилось там, в осеннем хмуром Суздале и спустя пару месяцев это случилось дома, с совершенно неожиданной стороны. Я вновь с особым чувством вспоминала Спасо-Евфимиев монастырь, его великолепное осеннее убранство, звон колоколов на звоннице, заставивший трепетать от восторга и волнения.
6
Время рассказать об этой осенней поездке в Суздаль, наверное, еще не пришло, как вдруг конкурс и его условия всколыхнули совсем недавние эмоции, и я с удовольствием погрузилась в приятное прошлое.
9
Имея особое влечение к очаровательной осенней палитре, к багряно-желтым картинкам, я и поездку в Суздаль решила совершить именно в октябре. Ну как же — неповторимые в своем историческом возрасте архитектурные шедевры, да в обрамлении потрясающих красок чаровницы — осени, разве можно сопротивляться этому, созданному в воображении полотну? Вот и я не стала сопротивляться.
12
7
Первая встреча с монастырем, массивным, не приступным оплотом, буквально врезавшимся в вершину холма, произошла с борта прогулочного кораблика.
10
Вы сразу же так и представите — небольшой кораблик рассекает воды узенькой речки Каменки, чудесные панорамы на суздальские храмы, монастыри, домики местных жителей, лодки, причалы, одним словом — красота, для знакомства с городом приятное времяпровождение! Но не в тот раз, когда холодная, противная морось, перешедшая затем в дождь, буквально загнала меня на это кораблик.
Вторая встреча состоялась в этот же день, но уже ближе к вечеру, когда я, порядком уставшая, подошла к высокой, мощной крепостной стене с противоположной стороны монастыря, обошла его по периметру
1 из 2
8
и оказалась у входа. Каменные стены с двенадцатью мощными башнями были возведены в 1670–1680 годах вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 метров.
14
Представляя весь масштаб огромной территории, засомневалась — надо ли мне заходить внутрь сегодня, могу не успеть, а спешить не хочется.
Сомнения победили, и я отправилась восвояси, чтобы назавтра с новыми силами вернуться в монастырь. Пройдя через 22-метровую Проездную (Входную) башню, единственную такой формы,
1 из 2
5
Входная башня сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты.
купила билет и спеша оторваться от многоголосья детской группы, устремилась в Аптекарский огород.
11
Разведением и сбором целебных растений на Руси издавна занимались монастыри.
Использование лекарственных трав на Руси приняло особо широкий размах
в середине 17 века, царь Алексей Михайлович издал Аптекарский приказ, ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и войска. Были созданы «аптекарские огороды» — сады, где разводили отечественные и заморские лекарственные растения. При Петре I аптекарские огороды появились во всех крупных городах при военных госпиталях, монастырях.
Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря уже в 18 веке имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаёв.
Силами сотрудников музея-заповедника этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка, а делянки ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.
6
Сад это красиво и полезно, но без более конкретного погружения в историю монастыря обойтись никак нельзя.
В 1352 году по инициативе князя Суздальского и Нижегородского Бориса Константиновича был основан монастырь-крепость, призванный защищать город от врагов. Место было выбрано стратегически выгодное: к северу от Суздаля, а высокий и извилистый берег реки Каменки стал для города дополнительной защитой.
6
Первым игуменом обители стал преподобный Евфимий.
Постройки монастыря изначально были деревянными, а назвался он по построенной тут же крошечной церквушке Спаса Преображения.
Суздальские князья и особенно Борис Константинович, стали покровителями и благотворителями новосозданной обители. Около устья реки Клязьмы и по реке Оке, а также близи города монастырь получил вотчинные владения.
Время шло, преподобный Евфимий покинул этот суетный мир и был похоронен на территории монастыря.
В 1507 году во время строительных работ были обретены нетленные мощи святого Евфимия и над могилой с 1507 по 1511 годы возведена маленькая бесстолпная Спасская церковь — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений монастыря. В церкви был устроен придел в память святого Евфимия, куда и поместили раку с его мощами.
На Московском соборе 1547 года высшей церковной властью преподобный Евфимий Суздальский причислен к лику общерусских святых,
5
а монастырь в его честь стал называться Спасо-Евфимиевым монастырем.
В 1594 году к Спасскойцеркви было пристроено здание большого четырёхстолпного каменного Спасо-Преображенского собора, а церковка переименована в Евфимиевский придел, вот она, на фото в слайде справа.
1 из 2
11
В 18 веке вокруг стен собора была выстроена галерея, а во второй половине 19 века с севера пристроен придел Сергия Радонежского.
В 16 веке наиболее крупными жертвователями для монастыря стали князья Пожарские,
5
но и Московские Государи имели благосклонное отношение и к концу 16 века Спасо-Евфимиев монастырь стал одним из богатейших в округе.
7
В начале 17 веке во время польско-литовского нашествия все деревянные монастырские постройки сгорели. В 1644-м году в монастыре стали возводиться новые крепостные стены по всем правилам фортификации
с мощными оборонительными башнями, которые были видны издали над высоким берегом реки.
10
О материальном благосостоянии и экономическом расцвете монастыря свидетельствуют грандиозные и дошедшие до наших дней монастырские постройки и это не только крепостные стены с 12 башнями,
11
10
а четыре каменных храма,
7
Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.
1 из 2
10
Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти 16 века. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. К Успенской церкви примыкает памятник гражданской архитектуры 17 века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами.
звонница.
1 из 2
7
Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала 16 века и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов 16-17 веков.
Все храмы, а особенно Спасо-Преображенский собор, были богато украшены святыми иконами в дорогих окладах, имелась драгоценная утварь и богатая ризница.
При монастыре была и ценная по тому времени библиотека из рукописных и печатных книг. В монастырской каменной палате хранилось много серебряной посуды. Кроме храмов и почти все другие монастырские строения в 17 веке были тоже каменные: мучная палата, поварня, погреб, палата для старцев, жилые палаты,
11
архимандричья и гостиная кельи.
12
В стенах монастыря был житейный двор, каменный овин и солодовня, 2 кузницы. Около монастыря находился конюшенный двор, в котором имелось более 100 рабочих лошадей, был и большой деревянный амбар.
4
Обладая большими средствами, обильными запасами, монастырь щедро питал свою братию, а также делился и с бедными монастырями города Суздаля, посылая им продуктовые запасы к дням их праздников.
В начале 18 века началась грандиозная реформаторская деятельность императора Петра I, для которой требовались значительные средства и повинности с монастырей увеличились.
6
Ввиду этой материальной нагрузки внешнее благоустройство монастыря стало падать. К тому же по распоряжению правительства монастырь стал принимать на содержание отставных офицеров и нижних чинов. Но не на полное обеспечение, а за охрану территории и объектов. Дальше — больше: власти стали присылать на содержание и «колодников».
В 1764 году по указу императрицы Екатерины II все вотчины Спасо-Евфимиева монастыря вновь были переданы государству, монастырю определено штатное содержание по 2 классу: т.е позволялось содержать всего 17 человек иноков! И как с таким количеством содержать огромные территории и вести обширное хозяйство?
7
И тут новая напасть, впрочем, вполне ожидаемая: в 1766 году по указу императрицы Екатерины II в. монастыре учреждена тюрьма, а на настоятеля монастыря возложены обязанности по её управлению и по духовному исправлению узников. Тюрьма просуществовала вплоть до 1905 года, но закрыта была совсем ненадолго.
1 из 2
2
В 18–19 веках Спасо-Евфимиев монастырь выполняет для города и образовательную функцию: некоторые настоятели становятся ректорами, надзирателями Суздальской семинарии.
В 1900 года в монастыре открыто епархиальное училище, затем прямо в трапезной открыта одноклассная церковноприходская школа имени князя Д. М. Пожарского, в 1902 году преобразованная в 2-классную.
10
Двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря- Братский корпус, допетровская постройка, возведённая между 1628 и 1660 годами, предназначена для монашеских келий. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.
Закрытый в 1923 году, монастырь поступил в ведение ОГПУ и превратился в политизолятор.
1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской армий. Именно в Суздальском Спасо-Ефимьеве монастыре с марта 1943-го года находился бывший командующий 6-й немецкой армией генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, сдавшийся в плен Российской армии после поражения в битве под Сталинградом.
5
После войны в монастыре открылась детская колония — сначала мужская, затем женская.
В 1967 году начались крупные реставрационные работы, а в 1968-м году монастырь вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
15
Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря -это редкий пример согласованной реставрации и музеефикации памятников древнерусского зодчества, отмеченный в 1977 году Государственной премией РСФСР. В 1992 году архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
12
А теперь, когда насыщенная история монастыря, полная взлетов и падений, процветания и трагизма рассказана, идемте, неспешно пройдемся по его большой и очень красивой, ухоженной территории, словно в золотое ожерелье ограненный в осеннюю палитру.
8
Туристическая группа с громкоголосым гидом устремилась к главному собору монастыря, а это значит, что я пойду туда попозже, а пока зайду в музей.
При покупке билета, в кассе поинтересовались, чтобы еще я хотела увидеть в Суздале и услышав ответ посоветовали приобрести Единый комплект билетов, в который кроме Спасо-Евфимиева монастыря входят Музей деревянного зодчества, и посещение Кремля. В билет, охватывающий музейный комплекс монастыря, в свою очередь входит посещение двух музеев. Первый, размещенный в Братском корпусе весьма необычный и интересный: «Сплетение судеб».
6
Тема эта не может не интересовать, потому как в жизни порой случаются совершенно неординарные встречи, словно что-то свыше направляет людей навстречу друг другу, а мы потом говорим: А, ведь мир-то тесен!
Выше я уже говорила, что в разные годы монастырь использовался как тюрьма. В Великую Отечественную войну среди военнопленных, находящихся за высокими стенами больше всех было итальянцев.
1 из 2
2
Те, кто выжил, как бы это не казалось странным, вспоминали время, прожитое в Суздале, с теплом, а кто-то даже спустя много лет навещал монастырь.
1 из 4
2
В середине 70-х режиссер Андрей Тарковский снимал фильм «Андрей Рублев», используя для съемок натуру Владимира, Боголюбова и Суздаля. Одна из ключевых новелл фильма «Колокол» снималась у стен Спасо-Евфимиева монастыря.
4
Позднее режиссер эмигрирует в Италию, где знакомится и работает с выдающимся итальянским поэтом, киносценаристом и художником Тонино Гуэрра. Проходят годы и в начале 2000-х, Тонино Гуэрра со своей русской женой Лорой при посещении России приезжают в Суздаль. До самой смерти в 2012-м году продолжалась дружба Тонино Гуэрра с музеем и благодаря ей в экспозиции теперь имеется множество его работ, высказываний.
1 из 3
5
Покинув экспозицию, я совершенно размагнитилась, если так можно охарактеризовать состояние души и сойдя с тротуара, медленно брела прямо по газону, шурша обильной осенней листвой. Казалось, что именно она в состоянии перенаправить в другое русло мой эмоциональный настрой. Слева увидела двери во двор тюрьмы, о, только не это, а справа стенд заманивал на экспозицию «Золотая кладовая» открытую в 1977 году в здании Никольской больничной церкви с примыкающими к ней больничными кельями.
2
Произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от 11 века и до начала 20 расположенные на двух этажах конечно заинтересовали. Но не сложилось: низкие потолки буквально давили, многочисленные пустые стенды с пояснением, что экспонаты где-то в другом месте находятся не принесли радости и понимания. Но довершило ситуацию невозможность пройти на второй этаж, там срочно потребовалось производство каких-то работ. И не желая тратить время на ожидание, я спешно покинула бывшие больничные кельи.
1 из 4
3
Вот теперь и пришло время посетить главный храм монастыряСпасо-Преображенский собор, вход в который бесплатен. Для начала обошла его по кругу и когда убедилась, что его внутренние помещения покинул последний участник групповой экскурсии, зашла внутрь.
10
Главный храм монастыря Спасо-Преображенский собор (возведен в 1550 —1560-е годы) монументален и строг, выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля 12-13 веков.
Первое впечатление – божественное таинство от многочисленных фресок сплошным ковром покрывающих стены. Приглушенный свет и несмелые солнечные лучики, проникающие сквозь небольшие и редкие оконные проемы, выхватывали сюжеты древних библейских сюжетов. Подняв голову, я любовалась гордостью собора –фресками, выполненными в 1689-м году знаменитыми мастерами Силой Савиным и артелью художников под руководством Гурия Никитина.
10
Костромич Гурий Никитин один из выдающихся иконописцев своего времени, талантливейший изограф, художник «Божьей милостию», занявший достойное место в искусстве свой эпохи. Исключительно благодаря таланту и труду он занял достойное место в ряду самых почитаемых иконописцев.
3
Во второй половине 19 века фрески Никитина были поновлены, а с конца 1970-х годов велась работа по раскрытию первоначальной росписи.
1 из 3
12
Вдруг я услышала колокольный звон и покинув храм, побыстрее вышла на улицу. Боже мой, как же повезло, что для полной картины восприятия пребывания в монастыре, мне посчастливилось и наслаждаться этими удивительно чистыми, проникновенными звуками. И не мне одной, множество посетителей собрались перед Звонницей и стояли зачарованные, погрузившись в мелодичные переливы.
7
А мастер колокольного звона все тянул и тянул за веревки, 17 колоколов под его умелыми движениями изливали на окрестности свою душу.
Но вот все затихло, замерло и в неестественной тишине раздались бурные аплодисменты мастеру-звонарю Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
А я вновь не могла собрать воедино свою душу, и чтобы не расплескать полученные эмоции, вернулась в храм и уселась в сторонке, чтобы в созерцании фресок тихонько так помедитировать.
10
Но что это, что происходит? В центр храма вышли три мужчины в монашеском одеянии и…зазвучали древние духовные песнопения!
Мужской хор Спасо-Евфимиева монастыря — уникальный коллектив обладает разнообразным репертуаром и высокой исполнительской манерой. Участники хора являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов, областных и всероссийских мероприятий. Непродолжительное выступление возможно было связано с рекламой, но и что из этого? Для меня оно стало сюрпризом, еще одним подарком.
Ну что ж, получив огромнейший эмоциональный заряд, вышла на крыльцо и прицелилась взглядом: с чем знакомиться далее? Справа от входа в собор находится родовая усыпальница рода князей Пожарских.
10
Пожарские-древнейший русских род, ведет свое начало от правителей средневекового Стародубского княжества, от ветви Владимиро-Суздальских князей, Рюриковичей, Мономаховичей.
Дмитрий Михайлович Пожарский в Смутное время вместе с Кузьмой Мининым возглавил народное ополчение и освободил Москву от польско-литовской интервенции, национальный герой умер в 1642-м году и его прах покоится у стен Спасо-Преображенского собора. В усыпальнице покоятся и родители Дмитрия Михайловича: Михаил Фёдорович и Мария Федоровна.
В 1682 году древний род Пожарских по мужской линии прекратил свое существование со смертью внука Дмитрия Пожарского - Юрия Ивановича, умершего бездетным.
В 1885 году на месте усыпальницы на народные средства и по проекту Алексея Горностаева был сооружён мраморный мавзолей рода Пожарских.
1 из 4
9
В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. 1 ноября 2008 года над местом погребения Дмитрия Пожарского в день его рождения установлены плита и памятный крест.
7
4 ноября 2009 года открыт восстановленный мраморный склеп рода Пожарских.
Я очень много слушаю аудиокниг, постоянно слушаю и так получается, что меня интересуют самые разнообразные темы. После поездки в Суздаль прослушала исторический роман Валерия Шамшурина «Кузьма Минин», в котором конечно же рассказывалось не только о нижегородском старосте, но и о Дмитрии Пожарском, об их совместном подвиге.
9
У входа в Спасо-Евфимиев монастырь в 1912 году в честь 300-летия князя Дмитрия Михайловича Пожарского оформлен сквер, посвященный памяти выдающегося русского деятеля и национального героя и установлен памятник воину-освободителю.
А буквально неделю назад в момент прослушивания исторических записок, написанных переводчиком Александром Бланком «Вторая жизнь фельдмаршала Паулюса» я вновь мысленно вернулась в Спасо-Ефимиев монастырь. Александр Бланк работал в суздальской тюрьме непосредственно с Паулюсом, проводил с ним много времени, вел не только правильные, если так можно выразиться беседы, но и общался с пленным на самые разные темы.
Перед тем как покинуть так понравившийся мне Спасо-Евфимиев монастырь, я вновь покружила по его территории, а выйдя за высокие стены, вышла к реке Каменке. Идти далее и смотреть другие объекты 1000-летнего Суздаля пока не хотелось, надо было как-то отвлечься от всего, только что увиденного. Вернее попытаться уложить по полочкам эмоции, освободив места для новых впечатлений.