А Спасо-Евфимиев монастырь, что в Суздале, все не отпускает меня. Уж и про мемориал Пожарского, что находится на территории древней обители, о его непростой судьбе рассказала. И на звонницу поднялась, да так что весь «колокольный концерт» засняла на видио — получила разрешение звонаря — великого мастера колокольного звона Александра. Уж и всю территорию монастыря обследовала, а вот захотелось еще раз зайти в Спасо-Преображенский собор, потому что там находятся потрясающие фрески великого живописца, а как раньше говорили — богомаза, Гурия Никитина (со товарищи).
7
Со товарищи — это значит не один работал, а с артелью своих учеников.
5
Да и как иначе! Великие по объему работы настенной живописи нужно было выполнять за короткий срок, пока не пошла непогодь, да сырость, ведь краски высохнуть должны. И вообще вся технология создания фресковой живописи, начиная с грунтовки, это очень трудоемкий процесс, который, как и сами изображения, всегда требовал неукоснительного соблюдения канонов, температурных и других погодных условий.
6
Когда-то в фольклорной экспедиции, мы зашли в дом к бабушке, у которой на стене висела старинная икона (как раз 17 век). К ужасу специалистов, икона была довольно неловко подкрашена голубой масляной краской.
— Сама красила! — гордо сказала старушка, приняв наши округлившиеся глаза за признак восхищения.
— Чтоб красивше было!
Этот эпизод можно было бы положить в ларец курьезов, но фрески Гурия Никитина, эти уникальные фрески, пережили то же самое в 19 веке!
К счастью не так давно, были завершены многолетние и многотрудные реставрационные работы, которые открыли первоначальный облик фресок.
7
И дело ведь не только в том, что сняли этот невероятный, вульгарный масляный слой, но реставраторы еще и долго искали идентичные краски.
5
Подбирали охру и ультрамарин. Дело в том, что тонировки, выполненные современными синими красками и недолговечны (светлеют, другие темнеют), и не соответствуют замыслу.
7
«Синька» 17 века была медосодержащая — это совсем другое настроение (даже не хочется говорить про цвет — это нечто большее). Последняя реставрация это все учитывала.
6
И ведь только начав писать этот очерк, поняла, что побывала в Спасо-Преображенском соборе как раз вослед только что закончившейся реставрации! Вот уж повезло!
6
Во время реставрации было немало серьезных открытий. Например, выяснили, что во времена Гурия Никитина нимбы святых не покрывали позолотой (как раньше представляли), но использовали золотистую охру, что в результате давало эффект неземного свечения.
Удалось прочитать некоторые подписи. Например, выяснили, что изображение царя Алексея Михайловича — так думали ранее, на самом деле принадлежит царю Михаилу Федоровичу.
Когда входишь в храм — и это отмечают многие, возникает ощущение необычайной радости, хотя впечатления субъективны. Кто-то говорит о пламени свечи, которая будто освещает храм, кто-то сравнивает вход в храм с погружением в небесную синеву.
Конечно, фрески — дело тонкое. Расположения их на рельефной поверхности дает такую игру свето-теней, что один шаг в сторону и уже совсем другое впечатление.
Ясно одно — никакие фотографии не способны передать живое соучастие, которое возникает при общении с фресками Гурия Никитина, которые были созданы в 1689 году (для церкви очень непростое время — многие уходили в Раскол).
Фрески радостные! Вот уж действительно — этим надо дышать!
Узнала, что у Максима Амелина есть книга (не читала) о Гурии Никитине, которая называется «Живописец Господа Бога». Мне кажется, что уже само название — это маленькая поэма.
4
1
О жизни Гурия Никитина известно немного. Сын небогатого костромского посадского человека. Как он смог вырасти в такого изографа! Это чудо, конечно.
5
Вообще биография Никитина состоит из перечислений его работ.
1
Женат не был. Детей не имел.
1
Свои «тайны творчества» мог передавать не сыновьям, как это было принято в то время, а ученикам.
5
Есть предположение, что фрески в Суздале выполняли его ученики, но под его неукоснительным руководством. Сам мастер был уже стар. Но все же возникает сомнение — согласился ли он доверить первоначальную работу — создание композиции, по которой далее наносились краски, кому-либо. Эту работу он всегда выполнял сам.
7
Почти 600 квадратных метров фресок! Это роспись Спасо-Преображенского собора.
Роспись проводилась сверху вниз — «от мира горнего к миру дольнему». В центральном куполе обычно писали Образ Вседержителя.
Здесь не в центральном куполе.
7
В центральном же куполе костромичи писали Троицу Новозаветную.
4
7
У костромичей всегда был сюжет «О Тебе радуется». Существовала такое апокрифическое поверье, что черед Богородицу мы входим в Рай. Поэтому в храме, на Горнем месте русский человек всегда изображал Богородицу.
4
Роспись в Суздале, это «лебединая песня» Гурия Никитина — вскоре, через два года, он покинул этот мир. Тем более восхищает то состояние радости, которое дарят фрески Гурия Никитина.
3
Однажды прочитала, что в Священном Писании, слово «радуйся» повторяется 365 раз — то есть ровно столько, сколько дней в году. Не считала, но поверила.
Иконопись часто называют Евангелием в красках или безмолвной проповедью. Действительно, даже неграмотный человек, в храме мог через образы и сюжеты «прочитать» Евангелие, вспомнить историю церкви.
7
Фрески в Спасо-Преображенском соборе монастыря — это очень подробная «книга», которая, кстати, читается удобно — по часовой стрелке и сверху вниз. Начинается повествование с южной стены, с момента призвания апостолов. Первые два яруса посвящены притчам и чудесам Христа.
Интересна фреска «Пир в Кане Галилейской». Изограф изображает это событие, как жанровую сценку. Так что рассматривая фреску, мы даже можем представить особенности быта — застолье русской свадьбы 17 века, что особенно интересно историку.
3
Вообще 17 век — это Русское Возрождение. Традиции приближения мира Горнего к миру дольнему затронули и иконопись. Священная история нередко рассказывается, через знакомые образы повседневности, дабы она была понятнее прихожанам — так думали в то время.
У Гурия Никитина эта направленность выражена довольно ярко.
3
Прочитала интересное. Есть мнение, что Никитин — это не фамилия, а отчество: Гурий — сын Никитин, а истинная фамилии был Кинешемцев.
2
Но подобный, как сейчас сказали бы псевдоним уже в веках стал именем великого изографа, и оно стоит в одном ряду с именами Андрея Рублева, Феофана Грека, Диниила Черного, Дионисия, Симона Ушакова.
4
Предполагаю, что в центре фрески — это преподобный Евфимий Суздальский (не все надписи хорошо читаются).
А это рака с мощами преподобного — до их изъятия в богоборческие времена и осквернения.
1
Сегодня мощи преподобного вновь находятся в Спасо-Преображенском соборе и случилось это все в том же году моего посещения святого места.