Бывают в наших путешествиях страницы особенно теплые. Именно такие воспоминания пробуждаются в памяти, когда я слышу название — Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале.
Что вспоминается? Сказочный городок, разбросанный по неровным холмистым берегам узкой речушки Каменки. Майская благоухающая сирень, первый спорый ливень с грозой и ураганом, что пронесся, как бесшабашный удалец, постучал в окна деревянных домов, с кружевными деревянными наличниками — радуйтесь люди! Скоро лето!
Все это и еще многое другое — доброе, вспоминается, конечно. Однако над чередой легких, как невесомые облака ассоциаций, главенствует все же одно — древняя звонница и колокола. Именно они, как мажорное трезвучие настраивают на повествование о незабываемом.
Признаться и не помню — что было раньше концерт колокольного звона, что традиционно случается на звоннице для собравшихся внизу многочисленных посетителей монастыря ежечасно, или все же знакомство с самой обителью, которая нынче превращена в музей. Все это слилось в единую юбиляцию радости и восторга такой силы, что и время не погасило. Впрочем, время сейчас не идет, а стремительно катится, как с горки, так что и мое посещение было, как вчера, и древняя история монастыря начинает казаться недальней, чуть ли, не тобою прожитой, только в какой-то другой жизни. Просыпается историческая память, оживает то, что было не со мной или… со мной!
10
Монастырь был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, который сам копал место под фундамент. Как всегда в древности, монастырь вначале выполнял, в том числе и функцию крепости, должен был защищать город от врагов.
Конечно, от тех деревянных построек ничего не сохранилось, только летописные страницы повествуют. Вначале монастырь был Спасо-Преображенским, потом его стали называть Спасо-Евфимиевым, в честь игумена монастыря Евфимия Суздальского.
Тропарь преподобному Евфимию на глас 3 звучит так:
Я́ко светоза́рная звезда́,/ прише́л еси́ от восто́ка на за́пад,/ оста́вив оте́чество твое́, Ни́жний, Но́вград,/ и, доше́д Богоспаса́емаго гра́да Су́ждаля,/ в нем оби́тель сотвори́л еси́,/ и собра́л еси́ мона́хов мно́жества,/ и, прие́м дар чуде́с от Бо́га, о́тче Евфи́мие,/ был еси́ о Христе́ собесе́дник/ и спо́стник преподо́бному Се́ргию./ С ни́м же у Христа́ Бо́га испроси́ нам здра́вие, и спасе́ние,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
7
Да, св. Евфимий был Родом из Нижнего Новгорода, откуда и пришел в Суздаль, где основал великую обитель. Родился преподобный в 1316 году. Рано осознал свое предназначение и еще, будучи юношей, принял постриг.
Когда князь Борис Константинович решил строить монастырь и обратился в Нижегородскую Печерскую обитель, с просьбой прислать монаха для создания монастырской общины, выбрали Евфимия.
Очень скоро в монастыре собралось братии до 300 человек и коль были трудности в управлении, преподобный Евфимий ходил за духовным наставлением и советом к преподобному Сергию Радонежскому в Троице-Сергиеву обитель. Да! Раньше в церковь не ездили, а ходили, потому и были прихожане! И не только в 14 веке, но в 20-м прихожанами, в частности деревенских храмов, были жители близлежащих деревень, так что на службу порою шли километров за 15–18… А посещали храмы не только молодые и здоровые, но «немощные» старушки и старики. Такой народ у нас был — крепкий — 30 километров в день, туда да обратно. На том и стояла Русская земля.
Без фундамента здание не устоит. Так что начинать рассказ о старом монастыре нужно не с оценки архитектуры, а вот с этого подвижничества, с такой истории. Иначе ничего мы не услышим в колокольном звоне, а в Спасо-Евфимиевом колокольный звон знатный!
Сначала я залюбовалась звонницей с балкончика Архимандритского корпуса.
5
Народ внизу ждал концерт (а я и не знала, что в монастыре есть такая традиция). Множество птиц сидело по крышам и как, оказалось, тоже ждали колокольный звон. Но вот часы пробили время и первый колокол, как головщик в церковном хоре, дал тон, ему ответил другой, третий и постепенно множество колоколов запело, заиграло на разные голоса стройно, складно, мелодично. Птицы сорвались и взлетели в небо. Было поразительно, но они не просто летали! Они словно купались в звуках. Я такое видела впервые. Не могла оторвать глаз от птиц, потому что они пели своими движениями в воздухе в лад с колоколами. Было жаль, что люди внизу задрав головы, взирают только на звонницу с колоколами, а на птиц не обращают внимания. Как часто мы проходим мимо чудесного. Оно с нами, а нам не разглядеть. Как жаль.
Я тоже не засняла птиц.
Когда в воздухе растаял последний аккорд. Люди внизу зааплодировали. Да и как можно было не захлопать в ладоши от радости!
В этом видео тот самый колокольный концерт. Кто готов уделить внимание этому прослушиванию — это займет чуть больше 7 минут.
Концерт колоколов. Спасо-Евфимиев Монастырь. Суздаль
Тогда я еще не знала, что через короткое время сама окажусь на колокольне и даже получу разрешение несколькими ударами в «свой» колокол, поучаствовать в следующем концерте (!) Разве такое можно забыть!
4
Ну, а пока, имея тайное желание подняться на звонницу, поспешила осматривать территорию монастыря, хотя правильнее называть эту территорию, огороженную мощной крепостной стеной с двенадцатью башнями, бойницами, амбразурами, протяженностью 1200 метров, Архитектурно-музейным комплексом. Впрочем, правильное и точное название здесь, на стенде, как и план.
1
Не могу сказать — какие выставки комплекса стационарные, а какие временные. В любом случае, все двигается во времени. Даже в наших главных музеях время от времени экспозиции меняются — что-то достается из запасных фондов.
О некоторых выставках скажу мимоходом — не хочу утяжелять рассказ уходом в побочные темы. Каждая выставка — это отдельный рассказ, несомненно.
3
Вот выставка «Книги шести столетий». Всего лишь название, а хочется поставить восклицательный знак. Для примера лишь пара экспонатов: Страницы Азбуки с исправлениями ПетраI.
3
А такое Евангелие видели когда-нибудь? Самое большое Евангелие, какое только бывало.
7
Когда-то монастырь обладал обширной библиотекой, которая, к сожалению, в разные времена подвергалась разграблению. Сейчас выставка предлагает вниманию уникальные экземпляры, в том числе и древние рукописные книги.
Известно, что монастырь стал в свое время съемочной площадкой для фильма А.Тарковского «Андрей Рублев». Стационарная экспозиция повествует о том времени и особенностях съемки фильма, в том числе и новеллы «Колокол».
3
Однако, еще раз повторюсь, мне не хотелось бы уходить от темы и рассказывать обо всех интересных экспозициях и выставках. Хочется сосредоточиться на теме монастырской, а не светской.
Поскольку монастырь — древняя обитель, она не перестала быть монастырем. Так что сегодня у монастыря есть и настоятель — иеромонах Арсений (Смирнов), и литургии служат ежедневно, но в разных храмах города.
Сегодня под попечительством монастыря находится шесть храмов: Спасо-Преображенский собор, Богородице-Рождественский собор, Успенская церковь на княжем дворе, Казанская и Воскресенская соборные церкви, Входоиерусалимская и Пятницкая церкви, Богоявленская и Иоанно-Предтеченская церкви. Все они находятся в Суздале, но по разным адресам.
Однако вернемся именно в монастырский, музейный комплекс. Пока есть время до следующего колокольного концерта, где я оказалась уже на звоннице, пройдем по территории!
О Въездной башне я рассказывала, в связи с Мемориалом Дмитрия Пожарского
Кроме того, не выходя за могучую крепостную стену, мы можем познакомиться со следующими строениями:
Доминирует в ансамбле Спасо-Преображенский собор (1594 год).
9
Впрочем, первая деревянная церковь на этом месте была построена намного раньше, затем она сгорела и на том же месте построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь (1507–1511 годы). Как пишут источники, она была построена над могилой первого игумена и основателя монастыря св. Евфимия. В 1594 году к церковке, которая стала Евфимиевским приделом, пристроили большой четырехстолпный собор, который и сегодня радует глаз.
9
Хотя ныне храм выполняет функцию музея, но в нем очень благодатно и в первую очередь оттого, что он расписан артелью под руководством знаменитого иконописца Гурия Никитина.
8
Фрески настолько великолепны, что о них хочется рассказать особо, и видимо в другом рассказе — там, где можно будет более подробно рассказать и об основателе обители, иначе посещение этого монастыря теряет всякий смысл — о великом не хочется упоминать всуе.
5
Отмечу только, что в монастырь, о том не ведая, мы попали в знаменательный год — перенесения мощей преподобного на место их первого упокоения. Сейчас они находятся в Спасо-Преображенском соборе, а это значит, что монастырь стал притягательным не только для туристов, но и для паломников.
6
При выходе из собора по левую руку мы видим Звонницу (16–17 века), но поскольку она главная героиня этого очерка, остановим взгляд пока не на ней, а на Успенской трапезной церкви (16 век), которая находится справа, напротив Звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», с шатровым покрытием и двумя ярусами, так называемых «кокошников». С восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида — небольшая столпообразная церковь с тремя ярусами кокошников и небольшой главкой. С другой стороны к Успенской церкви пристроена двухъярусная трапезная палата. Таким образом, церковь звучит очень нарядно и радостно.
7
Дом Архимандрита — это памятник гражданской архитектуры 17 века, что тоже очень интересно.
5
С балкона этого дома я и снимала колокольный концерт, что было очень удобно.
Туристов обычно знакомят и с Тюремным комплексом (17 век), но я его не посетила, так как невозможно объять необъятное.
Никольская больничная церковь много раз реставрировалась и последний раз в 2008 году. Церковь внешне скромна, это постройка 1669 года.
4
3
Нельзя обойти вниманием и Благовещенскую надвратную церковь. Когда-то на рубеже 16–17 веков она была построена над святыми воротами, которые вели в обитель, но после того, как вокруг монастыря возвели крепостные стены, эти ворота стали уже не въездными, ибо оказались внутри монастырских стен.
7
Но вернемся к Звоннице. Скорее всего, ее история начинается в начале 16 века. Был построен девятигранный столп «церкви под колоколы». Мне же больше нравится иное бытующее название «храм под звоны». Такой тип храма был распространен только в Древней Руси и не имеет аналогов на Западе. Храмы эти получили наибольшее распространение в 15–16 веках, хотя считается, что первые подобные архитектурные сооружения появились еще в 14 веке.
Данная церковь была освящена в честь Рождества Иоанна Предтечи. Она состояла из трех отделов — верхний — колокольня с колоколом, ниже, на втором ярусе сама церковь, а внизу — ледник, который выполнял хозяйственную функцию (очевидно хранение рыбы).
На рубеже 16–17 веков к церкви была пристроена галерея — три арки звонов на граненых столбах.
Соединили церковь и галерею звонницы башенкой с часами, под шатром. Украшения были в стиле «суздальского узорочья».
На Руси было принято в дар храму, монастырю как благодарность за Божью милость, случавшуюся по молитвам, или просто из желания пожертвовать, состоятельные люди дарили колокола. Чем больше колокол — тем «весомее жертва». Перевозить такие колокола-великаны было трудно, поэтому их отливали прямо «на месте». Главное, чтобы рядом была река.
Под новые колокола пристраивались и новые их «жилища» и Звонница постепенно разрасталась.
4
(Звонница в центре. Фото ин-та)
Так первый, ближайший к самой церкви пролет был построен в 1599 году для колокола в 355 пудов, что был отлит по заказу Демида Черемисинова. К несчастью тот колокол «расшибся», как пишут источники. Во время пожара в 1610 году. Однако из его осколков по приказу Дмитрия Пожарского в 1618 году был отлит новый колокол.
По мере того, как отливали новые колокола, пристраивались и новые проемы — галерея удлинялась. Самый большой колокол был отлит в 1691 году и весил он 566 пудов (9 тонн).
Колокола были главным украшением монастыря. «На Звоннице монастыря имеется богатый и красный звон» — писал автор в путеводителе 1913 года, который назывался «Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии».
Сейчас можно только догадываться — как звучали те колокола и как звонили те мастера-звонари.
5
В 1922 году монастырь был закрыт, а колокола сброшены со Звонницы и отправлены в металлолом. Сегодня в музее монастырского комплекса есть фрагменты колокола 1561 года — чудом сохранившиеся, но естественно этот колокол-страдалец ничего не может рассказать.
Когда в 80-е годы начали заниматься восстановлением колокольной традиции, колокола искали по всей Владимирской области, а иногда и далеко за ее пределами. Так на свалке металлолома в Кишиневе (!), обнаружили два колокола весом в 69 и 31 пуд. Это было большой удачей.
3
В наше время на Звоннице, во время моего посещения, было размещено 19 колоколов (возможно сейчас и больше). Это колокола литья 19-начала 20 веков. Отливали их и в Суздале, и в Нижнем Новгороде, и в Ярославле.
Местные звонари — талантливые люди, увлеченные искусством колокольного звона. По традиции этому искусству, старые опытные мастера учили своих молодых учеников, передавая свой опыт и свои секреты. Так было до последнего времени.
Итак, как же это было — мое посещение Звонницы.
В принципе в перерывах между концертами, которые длятся недолго — минут 8–10, посещение возможно, но нужно купить билет в кассе (касса неблизко) и собрать группу не менее 15 человек.
У нас с мужем вначале все не клеилось. Не было разменных денег у кассира и поэтому нам не могли продать билет, потом не собиралась группа — лишь одна женщина с внуками хотела бы попасть на такую экскурсию. Наконец третье обстоятельство нас совсем смутило. Какая-то смелая туристка пошла на Звонницу, но вернулась огорченная: звонарь меня прогнал. Он такой суровый…
Наконец я все же решилась, не имея билета, подняться по древним ступеням, по которым мог подниматься и сам Дмитрий Михайлович Пожарский.
3
Вдали, наверху звучал голос — это пел звонарь, отчасти для души, отчасти настраиваясь перед очередным концертом. Я поняла, почему той туристке не удалось договориться со звонарем — она ворвалась и прервала музыку! Это невозможная грубость. Я же шла медленно, и древний духовный стих какого-нибудь 14 века, постепенно приближался, становился громче. И вот, по мере того, как я поднималась вверх, я словно нисходила в глубь далеких веков, которые уже звучали вокруг меня и этим чистым голосом, и этими повидавшими многое стенами и выщербленными ступенями, на которых дрожали тени от шагов многих поколений людей, канувших в Лету.
Рядом с чуть-чуть приоткрытой дверью я задержалась, дослушала до конца пение и только тогда робко вошла к гусляру-звонарю.
Мы разговорились. Александр поведал много нового для меня, и про Звонницу и про колокола, и про традиции. Я слушала затаив дыхание — так много интересного! Пошли на Звонницу и я оказалась среди многочисленных нитей, связывающих колокола в единый инструмент, которым может управлять один человек! Не пожалейте времени! Посмотрите видео до конца! Вы будете свидетелями чуда, увидите, как все нити двигаются и поют!
И среди них, среди этой музыки Вселенной, была одна моя…
«Это не со слухом связано, а с восприятием звука» — было его последнее мне наставление…
Часы пробили время (не случайно эту Звонницу часто называют Часозвоня) и звонарь неторопливо вышел на свое место. Это был уже не мой доброжелательный собеседник. Это была значительная личность, способная выполнить неведомое мне великое дело. Несколько мгновений он настраивался, как дирижер перед выходом на сцену, где его ждал огромный симфонический оркестр. Здесь его ждали колокола, которые должны были запеть по его воле, скорее по воле его сердца. И началось!
Говорят, что когда говорят Музы — пушки молчат. Когда говорят колокола — сердце поет!
Существуют партитуры колокольного звона, но здесь была импровизация, уникальная, потому что единственная и неповторимая. Приемы, конечно же могли быть повторены (и повторялись раз за разом). Но единственная песнь сиюминутного состояния души была неповторима.
Но давайте же дадим слово колоколам! И попробуем прикоснуться к звучанию того дня. Для меня незабываемого.
Мы вместе поднимемся по ступеням и услышим приближающееся пение под гусли.
Я очень желала, чтобы мои друзья все же нашли еще 8 минут и побывали со мною во время концерта на Звоннице.