Начала писать рассказ о колоколах Спасо-Евфимиевского монастыря, что в Суздале, но задержалась на истории князя Дмитрия Пожарского, ведь в этом монастыре находилась родовая усыпальница Пожарских. Здесь был похоронен и сам Дмитрий Михайлович — знаменитый воевода, участник событий Смутного времени — фигура значительная. Как известно, он вошел в историю Отечества как участник первого ополчения против польско-литовских захватчиков в 1611 году, в Москве. Он же был и одним из руководителей второго ополчения. Разработал и осуществил план освобождения Москвы в 1612 году.
Первый раз ощутила дыхание того времени в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Меня провели в древние подвалы, где начинались подкопы. Ведь до сих пор камни обожжены теми пожарами. Тогда триста монахов держали оборону против 30000 польского войска (1608–1610 годы). Это невозможно представить, но ведь выстояли!
Туристов туда не водят. А мне не забыть.
Поскольку сама не люблю читать длинные рассказы, решила выделить эту важную тему. Князь Пожарский был тем лидером, который объединил тогда героический русский народ, а Спасо-Евфимиевский монастырь тесно связан с воспоминанием об этом герое прошлых времен.
4
Достопримечательность, о которой я хотела бы рассказать находится на территории монастыря и носит название… Впрочем, в интернете сейчас это место как только не именуют! Кто-то называет Мемориалом. Однако Мемориалы князя Пожарского есть и в Москве, и в Ярославле. Конечно, можно конкретизировать запрос и указать Суздаль — интернет непременно ответит. В то же время кто-то готов называть это место иначе — могила князя Пожарского, а еще Усыпальница Пожарского и даже Мавзолей Пожарского. Все эти названия обозначают одно и то же место.
3
Впрочем, поговорим не только о нем. В музее монастыря имеется хорошая экспозиция, связанная с именем Дмитрия Михайловича Пожарского.
Копии документов. Даже предметы, сохранившиеся с тех древних времен.
4
(Шапка — вклад в монастырь вдовы Дмитрия Михайловича Пожарского за поминание мужа).
Итак, вначале обратим взор на Проездную башню (часто ее называют Входной). Именно эта башня видится отовсюду и обращает на себя внимание. Почему? И оттого, что «рост» ее немалый — 22 метра, и оттого, что она не белокаменная, как остальные, а сложена из красного кирпича. У башни две проездных арки, над которыми находятся киоты (места для размещения икон). Верхняя часть украшена карнизами, наличниками, поясками — этот стиль называется «русским узорочьем» и сформировался он в 17 веке. Все, что действительно красиво — Богу угодно.
4
Перед Проездной башней, перед входом в монастырь находится бюст Дмитрия Пожарского. Такое значимое место не может быть случайным выбором для размещения памятного бюста. Значит князь был тесно связан с монастырем! Так задумывается каждый турист, который собирается посетить монастырь. И это верно.
5
Когда-то монастырь и строился благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати, в том числе и князей Пожарских. Когда Дмитрий Михайлович перешел в иной мир, 20 апреля 1642 года, его, согласно завещанию похоронили в родовой усыпальнице как раз на территории монастыря.
Что ж! Достаточно оснований для того, чтобы могила Пожарского в монастыре стала местом чтимым. Вначале так и было. Но к концу 17 века, когда род Пожарских иссяк, усыпальница оказалась заброшенной. Странно, что на территории монастыря, где монахи должны были бы и молиться об усопших, и соответственно следить за состоянием захоронений, усыпальница постепенно пришла в плачевное состояние. В 1765 году (всего 123 года прошло со дня кончины князя), некий архимандрит Ефрем, приказал (не хочется употреблять здесь слово «благословил») усыпальницу сломать, а надгробные плиты использовать в монастырском строительстве.
Невольно вспоминаются богоборческие годы, когда подобные решения принимались повсеместно и не были редкостью. Но как такое могло произойти на территории святой обители!
2
(Знамя Второго народного ополчения. Копия, которая находится в Суздале. Оригинал был передан в Оружейную палату Московского Кремля в 1827 году))
Прошло немало времени — чуть более ста лет, пока в 1850 году великие князья Михаил и Николай Романовы посетили монастырь.
По их желанию им показали приблизительно то место, во дворе монастыря, где когда-то находилась усыпальница. Кажется, удивлению и огорчению высоких особ не было предела.
Князья пожертвовали большую сумму на новый памятник, который предполагалось расположить на старом месте уничтоженного захоронения, но в монастыре никто не смог точно указать это утраченное место.
Пришлось приступить к археологическим раскопкам, под руководством графа А. С. Уварова.
Работы начались и вскоре были обнаружены стены усыпальницы с каменными гробницами. Одна, согласно надписям принадлежала Никите Андреевичу Хованскому (Пожарские повели свою родословную от Хованских). А другая гробница принадлежала Федору Дмитриевичу Пожарскому. Обнаружили и еще три гробницы — самых близких родственников князя, а вслед за этими находками открылось и искомое — гробница самого Дмитрия Михайловича. В отличие от других она была в кирпичном чехле и находилась под сводом. Однако вначале принадлежность гробницы именно Дмитрию Пожарскому, все же была предположением. Нужны были доказательства.
Исследования продолжились. В описи указано, что при вскрытии гробницы обнаружили следующее: тело погребенного было укрыто шелковым саваном, одежда была с золотыми узорами, не было сомнения, что это остатки богатого одеяния. Конечно, были и другие детали, которые могли свидетельствовать.
Вердикт гласил: «Нет никакого повода сомневаться, чтобы гробница не заключала в себе праха Дмитрия Михайловича Пожарского»
Наконец в феврале 1852 года состоялась торжественная панихида. На которую пришли едва ли не все суздальцы.
На могиле был поставлен скромный столбик с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский». Начался сбор денег на памятник, который бы установили над могилой героя нашего Отечества.
И как когда-то Пожарский и Минин собирали деньги на снаряжение ополчения, так теперь народ откликнулся со всей сердечностью, и необходимая сумма была собрана.
3
(Артефакт Суздальской экспозиции. Монеты 17 века)
В ноябре 1858 года по приказу императора Александра II возвели каменную усыпальницу, и был объявлен конкурс на создание технического проекта будущего памятника. В конкурсе победу одержал академик А. М. Горностаев.
Он предложил строить белый мраморный мавзолей. Проект был великолепен, но строительство растянулось на долгое время — почти 25 лет.
Горностаев до окончания работ не дожил, а после его кончины, проект был несколько изменен, но изменен самим императором и в лучшую сторону.
Решили сотворить не деревянный, а мраморный киот, икону Божией Матери и Спаса во Славе выполнить из мозаики.
К счастью мозаичный Спас во Славе сохранился.
5
5
То есть решили прибегнуть к белее надежным материалам, так как хотели, чтобы могила полководца больше не была бы порушена.
Мавзолей был открыт 2 июня 1885 в торжественной обстановке.
Однако его трудная судьба имела еще немало трагических продолжений. Он был вновь утрачен.
3
(Артефакт Суздальской экспозиции).
К счастью сохранились фотографии с изображением того Мавзолея — впоследствии это пригодилось.
Белый итальянский мрамор, кружевная резьба по камню, прямо над могилой была установлена плита с надписью: «Надгробие пристнопамятному вождю князю Дм. Пожарскому, отвратившему конечную гибель отечества от поляков в 1611 году».
Мозаичная икона Казанской Божией Матери находилась на западной стене и перед ней в красивом бронзовом подсвечнике горела неугасимая лампада.
Однако неугасимой она была только до революции 1917 года.
С 1923 года началось новое разорение монастыря, который был превращен в лагерь для политических заключенных.
Церковная утварь была конфискована, уникальные колокола отправлены на переплавку, кладбище разорено.
Не сразу, со временем, уже в 30-е годы была разобрана и усыпальница Пожарского — белый итальянский мрамор мог пригодиться при строительстве Дома Советов в Москве и его увезли.
Чудом уцелели рельефы с бронзовой двери, которые вместе с мозаичным образом Спасителя удалось перенести в музей. Сегодня мы сможем их видеть.
Великая Отечественная война вновь заставила вспомнить историю России, и ее славных героев. Отношение к Пожарскому изменилось после речи Сталина и его упоминании имени Пожарского среди других героев-воинов. Их подвиги и несгибаемый дух должны были объединить и вдохновить русский народ на борьбу с фашистской нечестью уже в новое лихолетье.
И только через пять лет после нашей Великой Победы, в 1955 году у въезда в монастырь был установлен бюст Пожарскому работы скульптора З. И. Азгура.
4
В 1963 году вновь решили возродить Усыпальницу, хотя бы в очень скромном варианте. А в 1974 году был открыт белокаменный монумент, выполненный скульптором Н. А. Щербаковым и архитектором И. А. Гунстом.
И вновь Усыпальнице не было покоя — вскоре монумент перенесли в город Радужный Владимирской области.
Наконец, уже в 2007 году возникла счастливая мысль все же восстановить утраченный мемориал.
Вновь начался сбор народных средств. Первый большой взнос сделал Патриарх всея Руси Алексий II, который и благословил благое дело.
Вновь начались археологические раскопки, под водительством специалистов института Археологии РАН.
В результате доктор исторических наук Л. А. Беляев подтвердил все то, что было зафиксировано в ходе исследований графа Уварова в 19 веке.
Вновь была отслужена панихида, а раскоп засыпан.
Началась работа над строительством мемориала, который должен был воссоздать облик утраченной святыни.
4
Наконец в 2009 году была освящена Часовня-усыпальница.
7
3
4
5
Постепенно, с благоустройством территории мемориал обрел окончательный вид. Сегодня это памятник-часовня, воссозданная по документам и фотографиям.
5
Памятный Крест.
3
3
И чудом сохранившийся фрагмент плиты на месте захоронения.
3
3
Недалеко от Мемориала я увидела могучее дерево, старое и потому срубленное. Какие корни! Наверное, это был дуб… Такие корни нельзя выкорчевать!
6
Символ могучей воли и отваги, которые уже много веков объединяют наш народ во времена тяжелых испытаний.
А Звонница совсем рядом — вон там — за деревьями. И звон колокольный плывет над Россией. И в следующем рассказе я приглашу вас именно туда…