Завершая публикации о нашей воскресной поездке 10 марта 2024 года по местам, связанным с именем Сергия Радонежского, расскажу о третьем пункте нашего маршрута, а именно: о достопримечательностях села Стромынь Ногинского района Московской области.
Название села, известное с ХIV столетия под первоначальным названием Коровицыно, связывают со словом «стромить», то есть крепить, огораживать заболоченный участок местности.
Село Стромынь знаменито тем, что в этом месте на реке Дубёнке в благодарность Богу и Пресвятой Богородице за помощь в одержанной победе над Мамаем на Куликовом поле великий князь Московский Дмитрий Иванович, прозванный после этой победы Донским, и преподобный Сергий Радонежский в 1381 году основали Успенский мужской монастырь. Монастырь строился на низменном месте, которое пришлось стромить, то есть возвышать насыпью.
Сам преподобный Сергий по просьбе князя выбрал это место для святой обители и благословил первого игумена монастыря Кипрской иконой Божией Матери, являющейся сейчас главной святыней построенного в XIX веке в Стромыни Успенского храма.
1
Храм этот не имеет отношения к монастырю, но в нём сохраняются некоторые связанные с монастырём святыни. Но об этом чуть позже.
А начну я свой рассказ с упоминания о том, что в «Лицевом летописном своде», созданном по заказу царя Иоанна Васильевича Грозного, присутствует иллюстрированная глава, рассказывающая о взаимоотношениях великого князя Московского Дмитрия Ивановича и игумена Троицкого монастыря преподобного Сергия Радонежского перед Куликовской битвой и после её окончания.
Глава эта называется «О победе над Мамаем и о монастыре на Дубёнке». Она настолько интересна, что я не удержался и хочу показать здесь все страницы «Лицевого свода», в которых об этом говорится.
»Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идёт на русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены. Князем же великим, скипетр русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий. Он пришёл к святому Сергию»
1
»потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает. Святой же, когда услышал об этом от великого князя, благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернёшься». Великий же князь ответил: «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь Пречистой Богоматери». И, сказав это и получив благословение, ушёл из монастыря, и быстро отправился в путь».
1
»Собрав всех воинов своих, выступил он против безбожных татар; увидев же войско татарское весьма многочисленное, они остановились в сомнении, страхом многие из них охвачены были, размышляя, что делать».
1
»И вот внезапно в это время появился гонец с посланием от святого, гласившим: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог». Тогда князь великий Дмитрий и всё войско его, от этого послания великой решимости исполнившись, пошли против поганых, и промолвил князь: «Боже великий, сотворивший небо и землю! Помощником мне будь на противников святого твоего имени»».
1
»Так началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: ведь видели окаянные против себя посланный Богом гнев и Божье негодование, и все обратились в бегство. Крестоносная хоругвь долго гнала врагов, множество бесчисленное из убивая; и одни ранеными убежали, других же живыми в плен захватили».
1
»И было чудесное зрелище и удивительная победа; те, кто прежде блистали оружием, тогда все были окровавлены кровью иноплеменников, и все трофеи победные носили. И тут сбылось пророческое слово: «Один преследовал тысячу, а двое тьму». Святой же, как было сказано, пророческим обладая даром, знал обо всём, словно находился поблизости. Он видел издалека, с расстояния во много дней ходьбы,»
1
»на молитве с братией к Богу обращаясь о даровании победы над погаными. Когда немного времени прошло, так что окончательно побеждены были безбожные, всё предсказал братьям святой: победу и храбрость великого князя Дмитрия Ивановича, славную победу одержавшего над погаными, и из русского войска убитых по имени назвал»
1
»и службу за них всемилостивому Богу совершил. Достохвальный же и победоносный великий князь Дмитрий, славную победу над враждебными варварами одержав, возвращается весело в радости большой в своё отечество. И незамедлительно оны пришёл к старцу святому Сергию, благодарность принеся ему за добрый совет, и всесильного Бога славил, и за молитвы благодарил старца и братию, в веселье сердца о случившемся всё рассказывал, — как показал Господь милость свою к нему; и вклад большой в монастырь дал. Тогда напоминает о своём желании великий князь старцу и то, что он обещал, хочет быстро в жизнь воплотить, — в честь Пречистой Богоматери монастырь построить на месте, подходящем для этого».
1
»Старец Сергий пошёл и, поискав, нашёл место подходящее на речке, называемой Дубёнка; и с соизволения великого князя на том месте святой Сергий церковь поставил Успения владычицы нашей Богородицы. В скором времени, благодаря помощи необходимой великого князя, возник монастырь чудесный, всем необходимым наполненный».
1
»Поручил святой игуменство ученику своему, по имени Савва, мужу очень добродетельному; он устроил общежительство на удивление хорошо, как подобает для славы Божьей. И многочисленное братство собралось, а необходимое они достаточно по милости Пречистой Богородицы и до сих пор имеют. Об этом всё».
1
Из настоятелей Успенского монастыря на Стромыни известны первые игумены: Леонтий, Савва и Иаков — ученики преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Леонтий управлял обителью недолго. Его преемником стал Савва Стромынский.
Из рукописи Епифания Премудрого (ученика Сергия Радонежского) известно, что монастырь был «чудом во всём исполнен». Здесь располагался главный деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы. Справа от него находилась деревянная часовня над гробницей игумена Саввы (он скончался в 1392 году, в один год со своим учителем и наставником преподобным Сергием Радонежским). В описи 1616 года приписных к Троице-Сергиевой Лавре монастырей сказано, что был придел во имя святых мучеников Флора и Лавра. В 1642 году в рукописях упоминается ещё о двух приделах — Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла, а также особой трапезной церкви преподобного Сергия. На монастырском дворе было шесть келий, здесь же находились амбары, погреб, ледник и поварня.
Монастырь был окружён деревянным бревенчатым забором с двумя воротами: «красными» и задними — для выхода на речку и на монастырскую мельницу, которая располагалась тут же, на Дубёнке.
Успенский Дубёнский монастырь просуществовал около 400 лет. К сожалению, сохранилось немного исторических документов, проливающих свет на его судьбу. Известно, что более двух веков он был самостоятельным и считался дворцовым особняком, Государевым богомольем. А в XV веке в Стромынской обители принял монашеский постриг святой Серапион, ставший впоследствии архиепископом Новгородским.
В 1603 году монастырь сильно пострадал от пожара. В 1616 году преподобный Дионисий принял обитель в своё ведение. При его содействии она окрепла, умножилось число братии, были восстановлены постройки, Главный Успенский храм отстроился в 1680 году.
А потом, в 1764 году, случилось то, что случилось со многими другими монастырями на Руси, по распоряжению императрицы Екатерины II, проведшей секуляризационную реформу, Успенский монастырь на Стромыни был упразднён. Монастырский храм обратили в приходской, но в 1783 году из-за ветхости его и вовсе разобрали. Всё монастырское имущество, в том числе и Кипрская икона Богородицы, было перенесено в Никольский храм, на месте которого сейчас в Стромыни стоит церковь Успения Божией Матери.
Успенский Дубёнский мужской монастырь, некогда бывший великокняжеским особняком и богомольем, вошёл в историю, как свидетельство о былом величии русского народа и его ратных подвигах. Это место, пропитанное слезами и молитвами подвижников благочестия, остаётся святым по прошествии многих веков.
Спустя продолжительное время с момента упразднения монастыря на его месте было устроено сельское Стромынское кладбище, существующее по сей день.
Хранителем покоя святой земли осталась Часовня преподобного Саввы Стромынского, чудотворца, построенная на месте его погребения. Местные жители сохранили память о заботливом и добром игумене Стромынского монастыря.
В 1870 году при настоятеле Успенского храма Павле Ивановиче Фаворском прихожане храма построили кирпичную часовню вместо существовавшей до этого и изрядно обветшавшей деревянной часовни. Часовня была построена по проекту архитектора А. С. Яковлева. В поездке 10 марта 2024 года мы не заезжали на Стромынское кладбище, но побывали там летом 2020 года, когда в первый раз приезжали в село Стромынь. Приведу сделанную тогда фотографию Часовни Саввы Стромынского:
1
Эта часовня привлекательна гармоничным сочетанием форм классицизма и древнего зодчества.
4 сентября 1996 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Епархиальной комиссией были обретены мощи преподобного Саввы Стромынского. Более 600 лет мощи святого угодника почивали под спудом часовни. При раскопках под украшенной орнаментом известковой надгробной плитой была обнаружена деревянная колода с останками святого и фрагментами его одежды.
Переложение святых мощей в раку и перенесение их крестным ходом в Успенскую церковь сопровождалось пением величания преподобному, колокольным звоном и завершилось Благодарственным молебном в храме.
29 сентября 1996 года в Успенском храме села Стромынь при большом стечении народа состоялось торжественное архиерейское богослужение в честь обретения мощей преподобного Саввы Стромынского, которое возглавил митрополит Ювеналий.
Вернусь теперь к рассказу о существующей сейчас Успенской церкви в селе Стромынь. Она расположена в середине села, рядом с проходящей через село автодорогой. 200 лет назад здесь стояла деревянная церковь святителя Николая Чудотворца.
17 мая 1821 года священник Порфирий Васильевич Флёров и прихожане храма обратились с прошением к митрополиту Московскому и Коломенскому Свято-Троицкой Лавры архимандриту Серафиму о постройке каменной церкви во имя Успения Божией Матери взамен Николаевской деревянной церкви, пришедшей в ветхость. Два года продолжалась подготовка к строительству. 24 августа 1823 года была получена из Московской Духовной Консистории храмозданная грамота, дающая право на строительство новой церкви.
В 1827 году состоялось освящение нового каменного храма с тремя приделами — главным в честь Успения Божией Матери и двумя боковыми — в честь святителя Николая Чудотворца и в честь преподобного Сергия Радонежского. В дальнейшем продолжилась работа над созданием храмового комплекса. В 1831 году возвели колокольню, которая сначала стояла отдельно. В 1830-х годах была сооружена кирпичная церковная ограда с башенками на углах, воротами с боковыми калитками и часовней в честь великомученика Георгия Победоносца.
1
1
1
1
В 1877 году увеличилось внутреннее пространство за счет постройки трапезной части. Тогда же к западному входу было пристроено небольшое крыльцо. Сейчас Успенская церковь сбоку выглядит следующим образом (фотография была сделана мною летом 2020 года):
1
Храм поражает паломников своим внутренним убранством:
1
К сожалению, во время нашего посещения проход к алтарной части Успенской церкви с великолепным иконостасом первой трети XIX века был закрыт. Поэтому покажу фотографию из буклета: «Храм Успения Божией Матери, село Стромынь»:
1
В истории Успенского храма были периоды благополучия и нелёгких испытаний. В 30-е годы ХХ века церковь закрыли, священнослужители и прихожане подверглись притеснениям и репрессиям. В 1940-х годах богослужения возобновились, но в 1961 году храм опять закрыли почти на 30 лет. Под его сводами пытались устроить склады и машинно-тракторную станцию. Но прихожане, уповая на Бога, отстаивали церковь от посягательств властей.
Главную святыню, чудотворную Кипрскую икону Божией Матери, сохранили две девицы: бывшая староста храма Евдокия Николаевна Мартынова и Анна Семёновна Юдкина. Почти 30 лет люди ждали, когда вновь откроется храм. И дождались, 30 мая 1988 года, в день Святого Духа, епископ Можайский Григорий освятил храм и благословил начало совершения богослужений в нём.
И в заключение несколько слов о главной святыне Успенской церкви в Стромыни — чудотворной Кипрской иконе Божией Матери. Фотографировать её при посещении храма я не стал, поэтому покажу фотографию, взятую из интернета:
1
Икона является одним из списков с более древней чудотворной иконы, прославившейся в 392 году на месте погребения праведного Лазаря. Богоматерь изображена в короне, сидящей на троне с Богомладенцем. Около Неё стоят по сторонам по одному ангелу с ветвью в руках. Икона обложена позолоченной по серебру ризою, украшенной жемчугом и камнями.
Долгое время Кипрская икона Божией Матери являлась местночтимой, но в XIX веке прославилась при следующих обстоятельствах:
18-летняя жительница села девица Мавра Фаёва с детства страдала тяжёлой болезнью. В начале 1841 года она впала в совершенное расслабление. Но вскоре Мавра объявила своим домашним, что во сне ей представилась Кипрская икона Богоматери. От иконы Мавра услышала голос: «Возьми меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением, и будешь здорова». 16 февраля 1841 года священник совершил просимое, после чего девушка почувствовала облегчение болезни и вскоре совершенно выздоровела.
На этом, пожалуй, я завершу свой рассказ о нашей поездке 10 марта 2024 года по местам, связанным с именем Сергия Радонежского. В ходе этой поездки мы посетили комплекс «Гремячий ключ», источники которого появились благодаря молитвам преподобного Сергия, Свято-Благовещенский монастырь в Киржаче, основанный Сергием Радонежским, и церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Стромынь, в котором Сергием Радонежским и Дмитрием Донским был основан Успенский мужской монастырь на реке Дубёнке.
Цикл материалов "ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УВИДЕННОМ В НАШИХ ПУТЕШЕСТВИЯХ"