Памятников, воспевающих подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны, в нашей стране великое множество. Один из них мы увидели в июне 2010 году в городе Старый Оскол, когда съездили в него на собачью выставку с нашей эрделькой Ветой.
Памятников, воспевающих подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны, в нашей стране великое множество. Один из них мы увидели в июне 2010 году в городе Старый Оскол, когда съездили в него на собачью выставку с нашей эрделькой Ветой.
Этот памятник весьма нетривиальный. Установлен он был возле Парка железнодорожников в 1979 году по решению сотрудников Старооскольского железнодорожного узла как памятник трудовой славы железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. Автором проекта была В. Р. Скрябова. Представляет собой трёхступенчатую платформу, на которую установлена носовая часть паровоза «СУ-211-75», выезжающего по рельсам из стилизованного туннеля.
Паровозы этой серии изготавливались в 1924–1951 годах на заводе «Красное Сормово», расположенном в районе Нижнего Новгорода. Серия «СУ» означает «Сормовский усиленный». Это был принципиально новый паровоз, удобный в эксплуатации, быстроходный и экономичный. Во время Великой Отечественной войны на таких паровозах обеспечивался подвоз вооружения и снаряжения войскам Центрального и Воронежского фронтов. Использовался он также для пассажирских перевозок.
Военное лихолетие не прошло мимо людей, связанных с железной дорогой Старого Оскола. Многие старооскольские железнодорожники узнали о начале войны во время субботника, проводившегося 22 июня 1941 года. Они сразу же пришли в локомотивное депо, во всех сменах и цехах состоялись митинги. Многие ушли на фронт добровольцами. Около сотни железнодорожников работали в специальных военно-железнодорожных формированиях. На узле во всех службах были организованы фронтовые цеха, бригады и паровозные колонны. В конце июня на станцию Старый Оскол стали прибывать первые поезда с эвакуированными из прифронтовой полосы народными ценностями и людьми. Многие железнодорожники работали сутками, падая от усталости, но не оставляя своих рабочих мест. В паровозном депо был организован ремонт техники для Красной Армии, ремонтировалось боевое оружие, изготавливались бомбодержатели.
С июля 1942 по февраль 1943 года Старый Оскол был оккупирован фашистами, а освободили его в ходе Воронежско-Касторненской операции (январь — февраль 1943 года).
После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов. В это время в кратчайшие сроки, всего за 32 дня с 15 июня по 17 июля 1943 года, была построена новая железнодорожная линия Старый Оскол — Ржава, протяжённостью 95 км, которая сократила путь до линии Курск — Белгород на 150 — 200 километров по сравнению с автомобильными перевозками. Строили её, помимо бригад железнодорожников и красноармейцев, около 20 тысяч местного населения, из которых около 8 тысяч человек составляли старооскольские женщины и подростки. Эту дорогу назвали «Дорогой Мужества». Она обслуживала пять армий Центрального и три армии Воронежского фронтов. Ввод дороги ускорил доставку грузов к линии фронта на 24 — 48 часов, что сыграло немаловажную роль в победах Красной Армии на Курской дуге и освобождении Белгорода и Харькова…