Воспоминания о наших Гриновских днях в Крыму я завершу публикацией о посещении нами «Мемориального дома-музея Александра Степановича Грина» в Старом Крыму летом 2021 года. Он находится там на улице Карла Либкнехта, 52. Мы приехали сюда после того, как накануне побывали в Музее Грина в Феодосии, о чём я уже рассказал в предыдущей публикации.
Надо сказать, что «Феодосийский Литературно-мемориальный музей Александра Грина» относительно молод, хотя и ему уже более полувека. А вот самый первый мемориальный музей писателя был открыт именно в городе Старый Крым в доме, в котором прошёл последний месяц его жизни. Музей появился здесь благодаря стараниям вдовы Александра Степановича Нины Николаевны Грин.
История создания дома-музея Александра Грина в Старом Крыму была сопряжена с преодолением многочисленных трудностей. Супруги Грин переехали в Старый Крым из Феодосии в ноябре 1930 года. Можно сказать, что сделать это их заставили материальные трудности, которые писатель стал испытывать в конце 1920-х годов. Дело в том, что романтические романы и рассказы Александра Грина перестали к тому времени издавать, поскольку во главу угла руководством страны были поставлены произведения соцреализма, а Грин такого не писал. Это вынудило писателя в апреле 1929 года покинуть большой дом на Галерейной улице в Феодосии (в котором с 1970 года находится «Феодосийский музей Грина»), потом непродолжительное время скитаться по более дешёвым съёмным квартирам в Феодосии. А когда жизнь в приморском курортном городе стала вообще затруднительной, Александр Степанович с женой Ниной Николаевной уехали подальше от моря в Старый Крым. Но и здесь они поначалу жили на съёмных квартирах.
Уже изрядно больного к этому времени Грина тяготило это положение. Он всю жизнь скитался по разным городам и мечтал обрести собственный дом. Но как это сделать при отсутствии денег в должном количестве? Всё сделала мудрая и заботливая жена Нина Николаевна. Когда Грины только поженились, Александр Степанович сделал жене подарок — золотые часы, взяв с неё слово, чтобы она ни под каким предлогом с ними не расставалась. На одной из сохранившихся фотографий, находящейся сейчас в доме-музее в Старом Крыму, на руке Нины Николаевны можно увидеть эти часы.
И вот в июне 1932 года Нина Николаевна обменяла свои золотые часы на дом в Старом Крыму, где сейчас находится музей.
В приобретённом таким образом доме Александр Грин успел пожить всего чуть более месяца. Позже вдова вспоминала: «А часики дали мне возможность сделать последний подарок Александру Степановичу — дать ему умереть в своём доме, о чём он так долго и бесплодно мечтал и чем так недолго наслаждался».
Нина Николаевна осталась жить в доме. Её хлопотами в 1934 году в этом домике удалось открыть мемориальную комнату Александра Грина, но Нине Николаевне мечталось о государственном музее. В 1940 году из Наркомпроса пришло письмо, в котором было дано согласие на создание музея, и даже назначалась дата его открытия — к 10-летию со дня смерти писателя. Но начавшаяся война не позволила это сделать, осенью 1941 года Старый Крым оккупировали немцы.
А после войны уже на долю Нины Николаевны выпали тяжёлые испытания. В 1945 году её арестовали, якобы за пособничество захватчикам, и сослали из Старого Крыма в лагеря. Домик остался без присмотра. Вернулась она в Старый Крым после отбытия срока только в 1956 году и застала там дом во владении других хозяев и страшную разруху. Нина Николаевна начала борьбу за возвращение дома и создание в нём мемориального музея Александра Грина. В этой борьбе её поддерживали многие писатели России и Украины. Очень много для спасения последнего приюта писателя-романтика сделал тогда советский писатель Константин Георгиевич Паустовский, проживавший летом в Старом Крыму на одной улице с Гринами в доме, в котором сейчас находится мемориальный дом-музей К. Г. Паустовского.
В марте 1960 года Нина Николаевна написала в письме своей подруге: «…Ключ и ордер на домик у меня в руках… Теперь буду делать уголок Александра Степановича для себя, для людей, для будущего».
В мае 1960 года в Старом Крыму открылась мемориальная комната писателя, а в 1964 году домик стал филиалом Феодосийского краеведческого музея. После открытия музея Грина в Феодосии домик в Старом Крыму в 1971 году стал его филиалом, а затем был включён в состав заповедника «Старый Крым», став филиалом Историко-литературного музея в Старом Крыму. И, наконец, с 2001 года «Мемориальный дом-музей А. С. Грина» в Старом Крыму вошёл в состав образованного заповедника «Киммерия М. А. Волошина», в котором находится по сей день.
Экспозицию музея составляют две небольшие комнаты. Расскажу о них чуть подробнее.
В одной из комнат полностью воссоздана мемориальная обстановка. В ней стоит железная кровать у окна, кушетка, на которой у постели больного мужа дежурила Нина Николаевна Грин. Рядом ломберный столик, привезенный из Феодосии, служивший писателю рабочим столом и подаривший ему около пятидесяти запечатлённых сюжетов. А ещё барсучья шкура в роли прикроватного коврика и часы, «не возвращающие прожитых мгновений».
В этой комнате в последние дни жизни в творческом воображении Александра Грина продолжали выстраиваться сюжетные линии «Недотроги», последнего, незаконченного романа о чистых и светлых людях. Здесь А. С. Грин увидел и вышедшую из печати последнюю свою книгу — скромный томик «Автобиографической повести». Александр Степанович умер тихим и светлым вечером 8 июля 1932 года, прожив в своём домике чуть более месяца.
Похоронили его на старом городском кладбище. После кончины в 1968 году здесь же была похоронена и Нина Николаевна Грин. Мы побывали на могиле писателя на кладбище Старого Крыма. Там на его надгробии поставлен памятник в виде фигуры «Бегущей по волнам». Её изваяла замечательный скульптор Татьяна Алексеевна Гагарина.
В экспозиции второй музейной комнаты размещены книги, публикации, копии рукописей, старые фотографии, рассказывающие о знакомстве супругов Грин со Старым Крымом в 1928 — 1929 годах, о жизни семьи после переезда сюда. Здесь также представлены некоторые предметы, принадлежавшие писателю: мебель, личные вещи, книги и фотографии.
Экскурсовод в музее обязательно рассказывает про ястреба, которого Александр Грин купил ещё птенцом у какого-то мальчишки, затем вырастил, назвав Гулем, а однажды спас, выходил и вылечил, после того как Гуль побывал в зубах у кошки. Об удивительных взаимоотношениях человека и хищной птицы, о настоящей дружбе и преданности между ними Грин написал рассказ под названием «История одного ястреба»:
Литературно-мемориальная экспозиция, как и в Феодосийском музее Александра Грина, в Старом Крыму тоже была оформлена заслуженным деятелем искусств РСФСР, художником-архитектором Саввой Григорьевичем Бродским и открыта в 1971 году. В 2005 — 2006 годах экспозиция была дополнена при содействии известного московского фотографа Александра Николаевича Гусева.
В небольшой прихожей при входе в дом, где разместились кассир и экскурсоводы, развешаны фотографии окрестных мест и фотографии с эпизодами проводившихся здесь Гриновских фестивалей:
На территории в саду перед домом установлен бюст писателя работы Татьяны Алексеевны Гагариной, а на самом доме помещена памятная доска с текстом: «Здесь в июне—июле 1932 года жил русский советский писатель Александр Степанович Грин»:
В заключение, я покажу ещё несколько фотографий, сделанных в саду во время нашего посещения Музея Александра Грина в Старом Крыму:
И несколько фотографий, сделанных на память о посещении этого музея: