Существуют бойцы двух типов. Одни обдумывают стратегии, а другие не могут преодолеть в себе детской наклонности ломать все вокруг. (Альберт Пиньоль).
Пара десятков мужиков в кольчугах, вооруженных копьями и мечами выстроилась в две шеренги. Их противник — 5-летняя девчушка, одетая в льняной сарафан и с щитом наперевес. Без предупреждения, она бросается в атаку, попадает в самый центр, и бойцы валятся во все стороны веером а-ля костяшки домино. Малолетняя Валькирия становится ногой на тело поверженного воина, и оглядывается на манер главной героини из сериала «Маша и Медведь»:
— И куда они все подевались?
Так начинаются игры ратоборцев, или исторических реконструкторов.
Дело происходит в Старой Ладоге — древней столице Северной Руси. Городу, на минуточку, 1264 года (!!!), Москва и Питер скромно стоят в углу. В Староладожской крепости, которая была построена во времена Вещего Олега на рубеже IX–X веков, проходили показательные бои в рамках фестиваля исторической реконструкции «Ладогафест».
1
Это наиболее зрелищная часть фестиваля, состоящая из серии командных состязаний «Вызов дружины». Все ратоборцы используют только то оружие, которое было доступно в то время. Это же касается и материалов их одежды и доспехов. Ранения воинов во время состязаний — обычное дело, мочилово происходит на полном серьезе.
Вообще, историческая реконструкция — довольно молодой вид хобби. Движение получило распространение в кругу людей, увлекающихся историей (в частности, романтическим духом средневековья) и искусством. Как правило, им интересно создание внешнего антуража — исторического комплекса, состоящего из костюма, доспеха, оружия и бытовых принадлежностей на выбранный регион и исторический период. Каждый элемент комплекса должен быть подтвержден какими-либо научными источниками (археологическими, изобразительными, письменными).
Важной частью реконструкции являются турниры, или бугурты — полевые сражения. Суть этого направления в изучении и применении на практике военного искусства определенной эпохи. Многое берется из источников того времени, кое-что додумывается людьми исходя из здравого смысла.
В результате получается зрелищное представление, посмотреть которое будет интересно каждому, ведь вблизи все воспринимается особенно остро. Турниры могут разделяться на постановочные (для зрителей или же просто для эстетики), и спортивные, на которых люди хотят объективно оценить свои силы и умения.
В большинстве случаев, реконструкторы объединяются в клубы, располагающие собственным помещением для тренировок, хранения снаряжения и одежды, мастерской и т. д. Численность клуба составляет, как правило, от 10 до 50 человек. Крупные клубы могут иметь филиалы в других городах.
Внутри клубов может существовать иерархия, в той или иной степени повторяющая иерархическую структуру реконструируемого периода (скажем, структура раннесредневековой славянской дружины или пехотного полка Наполеоновской армии). Члены одного клуба в большинстве случаев имеют отличительные признаки, позволяющие идентифицировать их на крупных мероприятиях: щиты «своего» цвета или с определённым узором, оттенок мундира, нашивки, особые погоны.
Помимо «клубных» реконструкторов, существуют также такие, которые не принадлежат к какому-либо конкретному клубу, а занимаются реконструкцией самостоятельно. В среде реконструкторов таких людей иногда называют эсэсэрами (ССР — «Сам Себе Реконструктор»).
Мероприятие «Ладогафест» было посвящено исторической реконструкции эпохи Викингов и Руси Изначальной. Роль викингов исполняли финны, такие же увлеченные и очень артистичные люди, приехавшие на правах гостей фестиваля.
В перерывах между массовыми битвами, они показывали «игры варягов», те нехитрые развлечения, которые воины практиковали во время отдыха и стоянок. Игра «отбери шкуру», вытолкни противника за пределы белой простыни, всадники друг на друге, игра «Шлем» — один с грузом на длинной веревке защищает шлем, другие должны по нему стукнуть, и т. д.
Были и несколько фривольные игрища, времена-то простые, незатейливые. Например, зажав палку повыше между ног, нужно было подпрыгивать и сбивать ею вешки с длинного вертикального столба. Кто собьет верхнюю, у того самый мощный … кгхм, прыжок. :)
Кроме военных баталий и состязаний, можно было посмотреть на гонки на ладьях и драккарах, на воссозданные ремесленные мастерские, отчеканить древнюю монету, попробовать шедевры древнерусской кулинарии, посмотреть на шоу исторических костюмов, побывать на средневековой ярмарке. Т. е. фестиваль не ограничен одним лишь «мочиловом» (хотя это наиболее эффектная его часть), а позволяет узнать разные грани военной и мирной жизни тех далеких времен.
Каждый год организаторы добавляют в программу фестиваля что-то новое, так что скучно точно не будет.