Первым памятником, который я повстречал в Сочи вр время своей вылазки 1 декабря 2022 года, стал памятник «Сочинскому учителю».
Первым памятником, который я повстречал в Сочи вр время своей вылазки 1 декабря 2022 года, стал памятник «Сочинскому учителю».
И хотя памятник представляет собой многофигурную композицию из скульптур женщины и нескольких маленьких детей, носит именно такое название.
Часто подобные памятники являются обезличенными, но в данном случае есть прототип главной фигуры — это Мария Арсеньевна Быкова-Богданова (1841 — 1907).
Когда я прочитал, что в 1856 году Павловский женский сиротский институт с золотой медалью, то сначала подумал, что это опечатка. Но оказывается, не всё так просто. Учебное заведение существовало с 1798 по 1918 год и фактически было женским педагогическим училищем, что отражалось в названии до тех пор, пока в 1829 году Николай Первый не переименовал Девичье училище в Павловский женский институт. Общий курс в институте имел семилетний срок, выпускницы окончившие полный курс института с отличием получали звание — домашних наставниц-воспитательниц. Мария Арсентьева училась затем в Санкт-Петербурге и Цюрихе.
Всю жизнь она посвятила преподавательской деятельности, жила во многих местах, создавала школы, их закрывали, её ссылали. Так Быкова-Богданова попала в Даховский Посад, который в 1896 году получил новое имя -Сочи.
Сразу после приезда в мае 1882 года ей разрешили создать первую в Сочи школу, которая просуществовала около года. Затем школу закрыли, Марии Арсентьевне запретили заниматься преподавательской деятельностью и отдали под надзор полиции на три года.
Хорошо, что еще в 1877 году вышла её первая книга «Первые рассказы из естественной истории», которая выдержала несколько изданий, в Сочи Быковой было написано еще несколько книг. Вот только заниматься писательской деятельностью в захолустье было трудно.
Лишь через несколько лет она смогла приобрести участок земли в окрестностях Сочи, основать небольшой хутор и организовать там небольшую коммуну.
Быкова преподавала, а студенты физически трудились на земле.
Ну, а я посидел на своеобразной литературной скамейке возле памятника и отправился дальше.