На следующий день, 6 августа 2023 года, мы уехали из Вязьмы и её окрестностей, где провели два предыдущих дня, и направились в Смоленск. По пути у нас были запланированы две остановки, первая в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре, расположенном в 86 километрах от Вязьмы и примерно в 20 километрах от Дорогобужа, а вторая — в древнем русском городе Дорогобуже, где мы намеривались посмотреть на самый большой Глобус в Европе, а также достопримечательности парка «Вал Победы», расположенного на территории древнего детинца с остатками крепостного земляного вала над крутым берегом Днепра.
В данной публикации я расскажу только о посещении Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в селе Болдино Дорогобужского района Смоленской области.
Путь из Вязьмы до Герасимо-Болдинского монастыря мы специально проделали по Старой Смоленской дороге. Очень уж нам хотелось воочию увидеть этот древний тракт из Москвы до Смоленска, о котором много слышали и читали в исторических хрониках. Надо сказать, что современное состояние этой дороги местами оставляет желать лучшего. Сейчас, по большей части, дорога проходит через лесную местность. Начинался путь от Вязьмы по весьма приличной асфальтированной дороге, которая через несколько десятков километров перешла в грунтовую, но ровно укатанную полосу. А вот потом мы въехали на участок грунтовки с очень разбитым покрытием, с многочисленными ямами и довольно глубокими лужами. Ехать по этому участку было не очень комфортно, к тому же здесь напрочь пропали и интернет, и мобильная связь. Было безлюдно, за всё время пути нам навстречу попался только один автомобиль и один пешеход. Но наш Дастер подтвердил репутацию бездорожника и справился со всеми путевыми трудностями в этой глуши. Потом, правда, Старая Смоленская дорога опять перешла в асфальтированную, но это произошло лишь за несколько километров до подъезда к Герасимо-Болдинскому монастырю.
Для наглядности покажу несколько кадров, сделанных последовательно по мере проезда по Старой Смоленской дороге от Вязьмы до монастыря в Болдине, находящегося в полукилометре в стороне от древнего тракта:
Монастырь этот является старейшим в Смоленской области. Он был основан преподобным Герасимом Болдинским в 1530 году. Но нужно, наверное, сказать, что современное состояние монастырских построек — это результат сравнительно недавно проведенных восстановительных работ, поскольку во время Великой Отечественной войны покидавшие монастырь фашистские оккупанты его взорвали, уничтожив все значимые монастырские сооружения. Об этом я ещё расскажу далее. А начать, наверное, нужно с рассказа о том, кто такой Герасим Болдинский, основавший помимо Болдинского ещё три монастыря: Иоанно-Предтечев монастырь в Вязьме (о его посещении нами я уже рассказывал в одной из предыдущих публикаций), Троице-Введенский монастырь в Брынском (Брянском) лесу на реке Жиздра и Сверколуцкий монастырь в сорока километрах от Болдинской обители. В двух последних из названных мы не были.
Существует довольно обширная иконография святого преподобного Герасима Болдинского. Я выбрал для показа в публикации вот эту икону конца XVIII века:
Неутомимый создатель монастырей родился в 1489 году в Переславле-Залесском и в крещении получил имя Григорий. Родителей его звали Михаил и Мария, стало быть, в миру он был Григорием Михайловичем. Никакие другие сведения о родителях неизвестны. Но Житие святого рассказывает о том, что маленький Григорий любил уединение и церковную службу. Постепенно храм стал его истинным домом. Особенно привлекал отрока Горицкий Успенский монастырь в Переславле-Залесском, где подвизался в то время преподобный Даниил Переславский. Известность этого святого простиралась далеко за пределы Переславля-Залесского, он часто бывал в Москве. Известно, что великий князь Московский Василий III, севший на великое княжение в 1505 году, весьма уважал старца. Существует даже предание, что именно Даниила Переславского государь просил быть воспреемником своего первенца — будущего Иоанна Грозного.
Но вернёмся к отроку Григорию. Ещё в тринадцатилетнем возрасте он пришёл к отцу Даниилу и умолил того принять его к себе. Даниил постриг его в монашество с именем Герасим (в честь преподобного Герасима Иорданского, жившего в V веке), взяв на себя руководство юным иноком.
Когда преподобный Даниил основал в окрестностях Переславля-Залесского Троицкий монастырь, то Герасим по благословению своего духовного отца перешёл туда. Известно, что специфический род его деятельности в монастыре заключался в изготовлении обуви, но, конечно, он не чурался и другой работы — рубил дрова, молол муку, чинил ветхую одежду.
В 1526 году стремившийся к пустынножительству преподобный Герасим, получив благословение учителя, отправился в странствие и спустя два года поселился в смоленских землях недалеко от Дорогобужа, близ Смоленской дороги. Но тут, в лесной чаще, его настигли трудные испытания. В тех местах промышляли разбойники, которые, как сказано в Житии святого, однажды даже побили его. Да и мирные жители по отношению к нему были не такими уж «мирными». Они боялись, что Герасим присвоит себе их земли, на которых он поселился, а потому то и дело покушались на его жизнь.
Однажды, молясь в глубокой ночи, преподобный Герасим услышал звон множества колоколов, который потом повторился в следующие две ночи. Герасим отправился на звон колоколов и обнаружил неподалёку поляну близ речки, поразившую его своей красотой. Здесь, под ветвями могучего дуба, подвижник и приютился, а назавтра, поставив крест, стал обустраивать «келейцу малу». Так было положено основание Болдину монастырю.
Вскоре к преподобному потянулись другие люди, жаждавшие наставления и иноческой жизни. Тех, кто желал этого, Герасим оставлял у себя, снабжая «шалашами» для житья. Собралась довольно многочисленная братия. В 1530 году преподобный Герасим сходил в Москву, где получил разрешение великого князя Василия III на устройство обители. И не только разрешение, но и, что не менее существенно, необходимые средства. После возвращения Герасима здесь быстро поднялась Троицкая церковь с приделом в честь преподобного Сергия Радонежского.
Именно с Болдинской обители, которую преподобный Герасим назвал «Большой монастырь Болдин», начались его миссионерские маршруты, которые неизменно оканчивались основанием новых монастырей. И в Вязьму он ушёл именно отсюда и основал там Иоанно-Предтеченский монастырь.
Преставился великий подвижник в Болдине 1 мая 1554 года. Незадолго до кончины он призвал к себе иноков всех созданных им монастырей и продиктовал им завещание, в котором ещё раз формулировал правила общежительства. Похоронен преподобный Герасим был в созданной им Болдинской обители. Не позднее 1586 года игумен Антоний (Алексеев) составил Житие преподобного Герасима Болдинского. А недавно была раскопана могила преподобного, в которой полностью сохранились его мощи. Их торжественно разместили в раке в восстановленном в монастыре Троицком соборе.
Теперь расскажу вкратце о самом монастыре. В 1580-е — 1590-е годы в Свято-Троицкой Болдинской обители развернулось каменное строительство. Но в 1617 году Дорогобужский край вошёл в состав Польского королевства. Монастырь в это время опустел, его территорию заняли иезуиты. Так продолжалось до 1654 года, когда Россия возвратила себе Дорогобужский край. В Болдинском монастыре вновь возродилась иноческая жизнь.
В 1764 году в результате секуляризационной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь был лишён всех своих владений. Богатейшая в прошлом обитель была отнесена к монастырям III класса.
Новые испытания пришлось вынести монастырю в 1812 году, когда Наполеон замыслил добавить Россию к своим европейским владениям. При приближении неприятеля братия с игуменом Дорофеем покинула монастырские стены. В нём остался только один монах по имени Алексей (Зубрицкий). Он оказался очень мужественным человеком. Когда, увидев его, один французский офицер обратился к нему со словами: «Виват Наполеон!», монах ответил ему: «Виват Александр!». И так повторилось дважды, после чего Алексей получил от француза удар по шее саблей. Потом французы нагнали в монастырь пленных русских воинов, заперли их в соборной церкви. Сами церкви они осквернили тем, что вынимали из иконостаса иконы для сооружения шалашей, рубили на них мясо. В некоторых церквях устроили стоила для лошадей. Вот так «замечательные» французские христиане несли «дикому» русскому народу свет цивилизации. Но в итоге французы всё-таки «обрели по полной» и бежали из России. 25 октября 1812 года передовой отряд преследовавшей оккупантов армии под командованием Михаила Андреевича Милорадовича вышел к Болдинскому монастырю. Тот был уже пуст, поскольку французы успели убежать.
Братия вернулась в монастырь, и в нём на сто с лишним лет воцарилась мирная жизнь. Последняя четверть XIX века отмечена подлинным расцветом, который связан с деятельностью архимандрита Андрея (Васильева), управлявшего монастырём с 1875 года до самой своей кончины в 1900 году.
А через 17 лет, в 1917 году в России произошла революция, в октябре к власти пришли большевики, которые в 1920 году официально закрыли монастырь. Троицкий собор на некоторое время стал приходским храмом.
В 1919 — 1927 годах выдающийся русский архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский, пытаясь сохранить монастырские постройки от разрушения, добился разрешения организовать на монастырской территории историко-художественный музей. В бывшей обители под его руководством начались реставрационные работы. Небольшое число оставшихся монахов трудились в это время в монастыре, но в 1929 году их изгнали и отправили в ссылку в Казахстан, а в Троицком соборе прекратились богослужения. Музей перевели в Дорогобуж, а монастырскую территорию со всеми постройками передали колхозу «Гарант». Тот действовал по сценарию, отработанному в масштабе всей страны, то есть в соборном храме устроили клуб, зернохранилище и склад, во Введенской церкви — сыроваренный завод, в часовне, возведённой на месте кельи преподобного Герасима Болдинского, установили сепаратор. В общем, началась «новая жизнь».
Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, фашисты при отступлении взорвали Троицкий собор, Введенский храм и колокольню. Бывшая обитель превратилась в руины.
К их разбору приступили только в 1963 году, когда по инициативе того же Петра Дмитриевича Барановского начались консервационно-реставрационные работы. Благо, сохранились все выполненные в 1910-х — 1920-х годах под его руководством фотографии, рисунки и чертежи, а также результаты сделанных им обмеров строений.
В итоге монастырь был восстановлен из руин и сейчас предстаёт во всей красе. Иноческая жизнь вернулась сюда в январе 1991 года, когда Священный Синод Русской Православной Церкви постановил возобновить Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь. Его настоятелем назначили игумена (ныне архимандрита) Антония (Мезенцева). В немалой степени восстановлению монастыря способствовал нынешний Патриарх Московсий и Всея Руси Кирилл, бывший до вступления в эту должность епископом Смоленским.
К настоящему времени на территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Зодонского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М. И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавшее смоленские земли.
Хотя фотографировать на территории монастыря официально запрещено, о чём предупреждает соответствующая табличка на входе, увидев ослепительную красоту восстановленных храмов и монастырских построек, мало у кого не тянутся руки к телефонам с камерами. Снимки делают практически все приезжающие в монастырь туристы, братия этому не препятствует. Там и мы сделали несколько фотографий на память. Часть из них я прикрепляютниже к этой публикации.
Вот несколько фотографий Собора Троицы Живоначальной с разных ракурсов. Он был заново возведён в 2009 году на руинах взорванного фашистами храма в 1943 году.
По сохранившимся описаниям Петра Дмитриевича Барановского первоначальный Троицкий собор четырехстолпный и крестовокупольный, с пятью главами, был сложен из кирпича в конце XVI века. Архитектура этого здания была очень близка храму «годуновского типа» в селе Большие Вязёмы под Москвой, возведённому также в конце XVI века. Собор имел позакомарное покрытие. С юга и с севера к нему симметрично примыкали два придела, увенчанные тремя ярусами кокошников и главами. Фасады собора членились тонко профилированными лопатками. Декоративные килевидные нишки украшали постаменты барабанов и сплошной лентой охватывали четверик храма под карнизом в основании закомар, повторяясь на апсидах приделов. С трёх сторон здание окружала крытая галерея.
При сопоставлении нынешнего вида Троицкого собора с приведенным описанием, можно отметить, что он в основном соответствует описанию.
Колокольня. Восстановлена в 1988 году в виде крупного трёхъярусного шестигранного столпа по оси собора. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Цоколь отделён от первого яруса валиком, а второй ярус от первого яруса — валиком между двумя полочками. Средний ярус завершен широким поясом. В северо-восточной грани были установлены часы. Парапеты под арками звона украшены ширинками. Рёбра колокольни во всех ярусах закрыты широкими огибающими лопатками. Завершают колокольню три ряда кокошников вперебежку и шлемовидная главка. Внутри все три яруса перекрыты сомкнутыми сводами и связаны внутристенной лестницей.
Вот как описывал этот храм знаменитый архитектор-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский: «Храм, находящийся во втором этаже, или стоящий „на подклетях“… представляет из себя в плане квадрат, переходящий в восьмигранник, на котором возвышается каменный шатёр на восьмигранном барабане. С восточной стороны к основному четверику примыкает одноапсидный полукруглый алтарь, с западной обширный корпус старой трапезной с папертью, а с южной помещение бывшего придела преподобного Митрофана… Вход в трапезную и церковь был с северной стороны через паперть, к которой примыкало громадное крыльцо…»
Почему не всё удалось восстановить в соответствии с описанием, написано в журнале «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск № 109, ООО «Де Агостини», 2011: «Приступая в 1995 году к восстановлению Введенского храма, строители ориентировались на прежний его вид. Средств тогда не хватило лишь на сам шатёр, и барабан со шлемовидной главкой поставили прямо на восьмерик. В 1997 году работы были завершены, и 4 декабря митрополит Смоленский и Калининградский (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл освятил храм. Внутри Введенская церковь и бывшая трапезная палата сейчас выглядят куда лучше, нежели в те времена, когда молодой П. Д. Барановский готовил свою диссертацию. Тогда храм был практически заброшен за ненадобностью — росписей не имелось, даже иконостаса не было… В наши дни здешние интерьеры впечатляют гостей и паломников — в 1999–2001 годах в церкви и трапезной работала бригада иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Они-то и создали эти прекрасные интерьеры».
Мы внутрь Введенского храма не заходили, так как он был закрыт, поэтому про интерьеры приходится верить словам журнала.
Церковь преподобного Тихона Задонского была возведена в 1890-х годах, при архимандрите Андрее (Васильеве), на том месте, где преподобный Герасим, пришедший на берега Болдинки, устроил себе первую келью под дубом. Церковь, возведённая в русском стиле с двумя полуциркульными окнами, с шатровым завершением и рядами кокошников по фасадам, расположена в восточной части монастырского комплекса. Позже к ней добавили апсиду. При страшном взрыве 1943 года кирпичный объём уцелел, и в советское время в этом здании располагался Музей партизанской славы. В 1990 году помещение отремонтировали, и осенью в крохотном храме, освящённом во имя святителя Тихона Задонского, состоялось первое богослужение. В 1991 году для увеличения внутреннего пространства к храму пристроили деревянный притвор.