Строительство железно-дорожной ветки от Москвы к Смоленску и далее в Варшаву началось во второй половине 60-х годов позапрошлого века.
В 1968 г. в Смоленске была открыта первая станция. Через 4 года появился проложенный параллельно участок Московско-Брестской железной дороги.
Таким образом до 1917 года в городе было два пассажирских вокзала — Орловско-Витебской (Риго-Орловской) и Московско-Брестской (Александровской) железных дорог, оба вокзальных здания стояли параллельно друг другу между железнодорожными путями, и были соединены между собой аркой с часами.
По известным причинам поездов через Смоленск проходит куда меньше, нежели в советские годы.
В наши дни железнодорожная станция Смоленск-Центральный состоит из двух вокзальных зданий (вокзала для пригородных поездов и вокзала для поездов дальнего следования) и платформ, соединенных пешеходным мостом.
ВОВ в истории Смоленска оставили сильную рану. Как память о прошлом на привокзальной площади гранитный обелиск.
Во время войны вокзал оказался разрушен и восстановлен в стиле сталинского ампира.
Как обязательный атрибут времени — на входе рамки металоискателя.
Зато есть информационные стенды с плазмеными панелями. Изучая их, можно узнать интересные факты из истории города.
Имеется часовня, где верующие получили возможность поставить свечку и помолиться перед дорогой.
Есть продуктовый магазин и сувенирный ларёк.
Но что мне особенно понравилось, так это картины. Их увидишь не на каждом вокзале.
И. И. Шишкин «Рубка леса» (копия).
Это копия А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях»
Юрий Михайлович Непринцев с июля 1941 по октябрь 1942 года был командиром взвода морской пехоты, который охранял дивизион дальнобойной артиллерии. Писать картитны начал с 1928 года. Эта работа называется «Отдых после боя» 1951 г. (оригинал в Третьяковке).
Зал ожидания украшают два авторских полотна А. М. Булдакова. Так по мнению художника выглядел «Смоленск великокняжеский».
Чтобы создать картины, художнику пришлось потратить время, изучая историю города. Вот что сказал на открытии своих картин А. М. Булдаков:
«Моя мать родом со Смоленской земли и в детстве, когда я приезжал сюда еще ребенком, то часто рассматривал картины в этом зале. Я не мог даже подумать, что через 60 лет случится так, что я стану художником и моя картина будет висеть на этом замечательном вокзале.
Мне хотелось бы в этой картине передать мою любовь к Смоленску и показать город таким, которым быть может мы не видим в привычной жизни — тот простор, который открывается в городе.
В моем понимании вокзал — совершенно удивительное место, некоторые художники не очень любят выставлять свои картины на вокзалах, но это ведь место, где люди оказываются в совершенно необычном состоянии — они уезжают из одного места, где они распрощались со своими близкими, закончили какие-то свои дела и еще не приехали в то место куда они стремятся.
Здесь рождаются наиболее серьезные и глубокие мысли о жизни. Если в этой картине я передал хотя бы сотую часть своей любви к моей малой Родине — Смоленщине, то я буду счастлив»