С 23 октября текущего года отправился в свое первое путешествие по России передвижной музей, именуемый «Поезд Победы». Это уникальный исторический проект, приуроченный к юбилею Победы в Великой Отечественной войне, над которым трудилась команда творческой мастерской «Невский баталист» из Санкт-Петербурга.
7
Расписание маршрута составлено так, что «Поезд Победы» захватит всю линию фронта от Архангельска до Крыма и на первой части пути пройдет по городам: Санкт-Петербург, Псков, Мурманск, Смоленск, Курск, Тула, Владикавказ, Новороссийск, Керчь, Севастополь. Финальной точкой маршрута станет город-герой Волгоград.
Вторая часть маршрута продолжится по Транссибирской магистрали на Дальний Восток, но пока расписание остановок на данном участке пути не согласовано.
В преддверии Дня народного единства поезд прибыл в Смоленск, где в течение двух дней жители города могли познакомиться с отдельными вехами Великой Отечественной войны.
11
Я не могла упустить возможность посетить уникальную экспозицию, однако возникли определённые сложности. Вместо предполагаемых трех дней в Смоленске поезд находился только два, усечённое время работы экспозиции (с 10.00 до 18.20, предварительная запись и сокращение времени работы экспозиции 3 ноября (в «Ночь музеев» выставка должна была быть доступна до двух часов ночи и вход не должен был ограничиваться). К тому же, выставка имеет возрастной порог 12+. Однако стоит понимать, что данные ограничения продиктованы исключительно сложившейся обстановкой в условиях пандемии коронавируса.
Не стану описывать, с чем пришлось столкнуться, чтобы в музей попасть, важен результат.
К слову, при посещении экспозиции осуществляют необходимые манипуляции по соблюдению мер безопасности: на входе в первый вагон вмонтированный в стену тепловизор измеряет температуру, волонтеры предлагают продезинфицировать руки и обеспечивают одноразовыми перчатками и масками. И только после надлежащей «экипировки» и дезинфекции выдают наушники и аудиогиды.
9
В составе «Поезда Победы» двенадцать вагонов, экспозиция расположена в восьми. В основу экспозиции легла история девушки Лидии, ныне ветерана-железнодорожника, которая во время войны была машинистом паровозной колонны, перевозила раненых и доставляла оружие и боеприпасы к линии фронта. От её имени ведется повествование в ходе экскурсии.
11
Каждый вагон посвящен отдельному сюжету. Вначале оказываешься на перроне Витебского вокзала северной столицы, с которого отправляется в путь эшелон.
6
Лидия начинает свой рассказ о весёлой довоенной весне и мирной жизни людей, путешествующих в плацкартном вагоне.
10
11
9
Каждый занят своими делами, по вагону разносятся разговоры взрослых и смех ребятни, а за окнами проносятся поля и населенные пункты.
1 из 4
7
5
И ничего не предвещает наступления страшного события, до которого остаются считанные дни…
7
7
11
Во втором вагоне едут на войну спешно мобилизованные солдаты. На их лицах застыли тревога и беспокойство за судьбу Родины и своих родных и близких.
11
1 из 2
13
Экспозиция последующих вагонов погружает в реалии военного времени.
5
6
5
5
Здесь можно увидеть обстановку землянок и окопов на передовой,
6
7
уставших и раненых солдат, готовых поделиться с товарищами последним глотком, и некоторые виды оружия и связи.
6
5
1 из 2
7
3
Душераздирающие эмоции испытала в вагоне, имитирующем лагерь военнопленных. Мощные акценты, расставленные здесь создателями, способствуют тому, чтобы прочувствовать ужасы войны…
7
6
1 из 5
3
Отдельный вагон воссоздает обстановку санитарного.
5
6
В передвижениях по железной дороге спасали жизни в том числе. Большинство медицинских атрибутов, применяемых в походных условиях, представлены в экспозиции.
5
1 из 3
2
Не чужды были в военное время и маленькие бытовые радости. Как баня, например. Существовал специальный банный вагон, обдавший паром, лишь только мы переступили его порог. Конечно, пар не настоящий, иначе капли горячей воды оставили бы следы на одежде, но спецэффекты были весьма натуралистичны.
1 из 2
4
А это ставка маршала К. К. Рокосовского. Великий военачальник примеряет сплетенные из ивовых веток «лыжи», позволившие русским войскам передвигаться по болотистой местности во время кровопролитных боев на территории Беларуси.
8
Поврежденная шальным снарядом крыша вагона с проносящимися по зияющим небесам мессершмиттами указывает на опасность очередной атаки с воздуха.
6
События блокадного Ленинграда организаторы тоже не обошли стороной. Лидия упоминает исторические факты, когда голодные жители употребляли в пищу котов и собак и ситуация в городе была критической. Полчища крыс хозяйничали на улицах Ленинграда и забирались в жилые дома. И тогда одним из составов для борьбы с грызунами в город доставили кошек и котов.
9
1 из 2
5
Счастливые лица возвращающихся с фронта бойцов с радостной вестью о победе встречают в предпоследнем вагоне поезда.
9
8
Задорные улыбки фотографирующихся и профессиональный прищур фотографа, букеты сирени и полевых цветов, летящие на ходу в окна состава от встречающих, настраивают на мирный уклад послевоенной жизни.
8
7
5
Восьмой вагон пустой. Это «вагон-память», созданный в честь тех, кто не вернулся с войны. Здесь можно присесть на скамьи и всмотреться в окна, где вместо пейзажей проплывают портреты погибших и пропавших без вести солдат и офицеров, и мысленно произнести слова благодарности всем тем, кто ценою жизни и здоровья добывал победу для нас с вами.
5
Музей, безусловно, уникальный! Создатели экспозиции потрудились на славу, в мельчайших деталях воссоздав обстановку военных лет. Будь то знаки воинских отличий, эмоции на «лицах» манекенов, элементы одежды или прилипший к шинели песок.
Когда передвигаешься по музею, встречая взгляды людей из прошлого, замечая каждую деталь под стук колёс движущегося состава, создается невероятный эффект присутствия. Главная задача, которую ставили перед собой создатели музея, — погружение в атмосферу военных лет. На мой взгляд, им удалось это в полной мере.