Храм Святого Духа во Фленово

Сегодня мы снова в имении Талашкино, в поселке Фленово Смоленской области, где на рубеже XIX–XX веков княгиня Мария Клавдиевна Тенишева открыла школу для крестьянских детей. Прекрасно образованная великосветская дама, певица, талантливая художница, она обучала своих воспитанников правильно вести хозяйство и любить землю. Во Фленово она открыла школу, детский театр и оркестр, музей русских древностей, мастерские прикладного искусства, где вместе с детьми работали известные художники того времени: Репин, Врубель, Коровин, Малютин, — Талашкино собрало многих талантливых людей. Не случайно современники называли его «русской Флоренцией».

8
Храм Святого Духа во Фленово
8
Храм Святого Духа во Фленово
11
Храм Святого Духа во Фленово

Но была у Марии Клавдиевны и другая мечта: «Моя школа во Флёнове взяла столько моих сил, симпатий и преданности, что я уже смотрела на нее как на нечто стойкое, прочное, вполне установившееся, и мне захотелось увенчать свое создание храмом Божиим… чтобы десница Господня с вершины этой горы из века в век благословляла создание любви — народную школу».

10
Храм Святого Духа во Фленово

В поисках облика храма Тенишева обращалась к виднейшим специалистам того времени, устроив конкурс на лучший архитектурный проект церкви. Но ни один из предложенных вариантов не удовлетворял ее: «В это время я тяжело страдала мучительной нервной болезнью и едва находила силы утром встать с постели, добрести до моей мастерской, чтобы там, в каком-то духовном самозабвении, умиротворенная, в смирении, целыми днями неустанно работать, живя единственным желанием выразить тот образ, который смутно жил в моей душе».

1 из 2
Эскиз церкви Святого Духа.

В итоге княгине больше всех остальных пришелся по душе проект Сергея Васильевича Малютина, архитектора, графика, живописца, оформителя интерьеров (и автора росписи первой русской матрешки, между прочим). Весной 1900 года он поселился вместе со своей семьёй во Фленово, руководя постройкой храма и деятельностью талашкинских художественных мастерских. «Малютин-самородок, настоящий русский самородок, со всем его хорошим и плохим, свойственным настоящим русским самородкам. Большой темперамент, упрямая воля, необузданная фантазия;в нем удивительно ценно то, что называется художественным нутром» — позднее напишет о нем Тенишева.

1 из 2
Эскиз церкви Святого Духа.

Однако авторство проекта храма принадлежит не одному Малютину, Мария Клавдиевна внесла и свою лепту. Историки считают, что при реализации замысла храма Тенишева использовала и опыт строительства церкви Спаса Нерукотворного Образа в стиле псковско-новгородского зодчества в Абрамцево, автором которой был Виктор Васнецов. Предполагают, что в своем замысле княгиня основывалась и на фотографиях русских храмов, которые сделал основатель российской архитектурной фотографии Иван Барщевский. При строительстве храма Тенишева отошла от канонов современной церковной архитектуры. Она пыталась соединить образы русской старины, впечатления, вынесенные из своих путешествий по Русскому Северу, с силуэтами местной природы.

12
Храм Святого Духа во Фленово

Работы по возведению храма прервала революция 1905 года, и княгиня была вынуждена на некоторое время уехать из Талашкино.

Сюда она вернулась только через два с половиной года: «Затрещало, распалось созданное; жестокая, слепая сила уничтожила всю любовную деятельность… Натешилась, утихла буря, но замолкло все, кругом все умерло, не слыхать смеха и пения, оживления и стука. Там, где была школа, — тишина. А над ней, высоко на горе, стоит одиноко на вершине дело любви — храм. Во время заката уныло смотрю я с балкона на пламенеющий крест, горюю, страдаю и по-прежнему люблю».

9
Храм Святого Духа во Фленово

Заняться внутренним оформлением храма Мария Клавдиевна предложила Николаю Константиновичу Рериху. Художник тут же согласился. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Это слово — храм… Только с ним, если Господь приведет, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого — сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие…».

10
Храм Святого Духа во Фленово

В 1910 году на стены храма были нанесены первые росписи. Через год помочь Рериху во Флёново приехали сыновья Юрий и Святослав. Летом 1912 года он усиленно работал над росписью. Ему помогали художник П. С. Наумов и ученики Школы поощрения художеств. Живопись исполнялась на холсте, наклеенном на штукатурку.

4
Храм Святого Духа во Фленово

В лице Тенишевой Рерих нашел творческого союзника, о чем писал: «Мы решили назвать эту церковь — Храмом Святого Духа. Причем центральное место в нем должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё больше кристаллизовалась на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе иконографических представлений доставляли Марии Клавдиевне живейшую радость. Много чего должно было быть сделано в Храме, о чем знали лишь мы из внутренних бесед».

В алтарной части Храма Рерих поместил Царицу Небесную, или Матерь Мира, то есть женщину, родительницу, символ всего живого, земного, символизирующее святое материнское начало.

6
Храм Святого Духа во Фленово

Увидев на выставке в 1910 году эскизы Рериха к росписям храма, поэт Максимилиан Волошин записал: «Из всех вещей Рериха наиболее заинтересовал меня эскиз запрестольной стенописи для Талашкинской церкви под именем „Царица Небесная на берегу Реки Жизни“.Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развертывающихся над облаками, посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий земной облачный день и студеные воды будничной реки жизни. Что странно поражает и, быть может, привлекает в этой композиции — это то, что, хотя все элементы в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер».

Руки Царицы Небесной сложены в жесте, похожем на традиционное индийское намасте, а ее одежду украшают те же фигуры и символы, что вырезаны на белом камне Дмитровского собора во Владимире. Образ Царицы Небесной, олицетворяющей Любовь-Милосердие-Мудрость, занимал важное место и в более позднем творчестве Рериха.

Рерих не успел расписать весь храм, значительная часть стен осталась белой.

Над главным входом в храм сохранилась мозаика Спаса Нерукотворного, сделанная в 1910 году в мастерской В. А. Фролова в Петербурге по эскизам Рериха. Центральную часть занимает изображение головы Спаса. Композиция слева и справа от Спаса разделена по горизонтали изображением города. В нижней части — трубящие ангелы.

8
Храм Святого Духа во Фленово

Художниками-ювелирами Фаберже в память супруга Марии Клавдиевны, князя Вячеслава Николаевича Тенишева, похороненного в крипте Храма, был подарен семиметровый позолоченный крест.

Для внутреннего убранства храма предполагалось украшенное резьбой дерево, облачение и ковры, шитые силами талашкинских мастеров. Мечтала Тенишева и об эмали, так как хотела внести в убранство церкви и свой труд.

Несмотря на формальное использование византийских канонов композиции, необычность и чужестранность образа, созданного Рерихом на стене храма, была очевидной. Царица Небесная выступала у художника «не смиренной родительницей божественного младенца, а творящим началом мироздания». И до такой степени, что законченный храм церковные власти освящать не разрешили. Это был настоящий скандал. Православная церковь не приняла рериховской росписи. В 1913 году глава Смоленской епархии владыка Алексий был приглашен на освящение, а вместо этого написал донесение в Священный синод. Синод принял решение: «Из-за богомерзости и богохульства росписей отныне и присно не освящать».

Это было не единственной бедой. На внутренних стенах храма, прямо на живописи, стала появляться плесень. Была вызвана комиссия, которая после осмотра храма заключила, что кирпичная кладка была сделана на известковом растворе плохого качества, что способствовало выступлению влаги на внутренних стенах. К тому же, в храме не было ни отопления, ни необходимой вентиляции.

А потом грянула первая мировая. Работы пришлось остановить. Это было последние лето, что Тенишева провела в Талашкино.

10
Храм Святого Духа во Фленово

Мария Клавдиевна навсегда покинула Россию в 1918 году, отплыв из Крыма в эмиграцию на одном из последних пароходов. До конца ее не покидала надежда вернуться в Смоленск, в свое имение, чтобы продолжить строительство храма «в ознаменование Святого Духа». «Этот завершительный завет Марии Клавдиевны в Талашкине еще раз показал, что верною осталась она своему изначальному устремлению строить и верить в будущее и новое», — написал потом Николай Константинович Рерих.

10
Храм Святого Духа во Фленово

Новой властью храм был превращен на долгие десятилетия в зернохранилище, с обязательной ежегодной обработкой стен дезинфицирующими растворами.

5
Храм Святого Духа во Фленово

Сегодня не осталось и следа от рериховской росписи.

2
Храм Святого Духа во Фленово

Как нам сказала сотрудница музея, восстановить ее не планируется.

3
Храм Святого Духа во Фленово

7
Храм Святого Духа во Фленово

Храм Святого Духа входит в состав историко-архитектурного комплекса «Теремок».

Адрес: Смоленская область, поселок Фленово.

Стоимость посещения — 100 руб.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Историко-архитектурный комплекс «Теремок»

Деревня Фленово Подробнее об объекте