Музей скульптуры Коненкова посвящен работам скульптора, чье имя известно как в России, так и за рубежом. Сергей Тимофеевич Коненков — уроженец Смоленщины.
Он был знаком с Маяковским, и потому нет ничего удивительного, что его музей расположился на ул. Маяковского, напротив филармонии.
2
Рядом с храмом музыки три скульптурные композиции в стиле советского реализма.
1 из 3
1
Я сперва подумал, что это и есть музей. Увы, нет, он напротив, в бывшем здании банка. После Революции здесь много чего успело побывать, в том числе коммуналки, но для работ знаменитого земляка смоляне место освободили.
1 из 2
3
Музей открыт 30 апреля 1973 года по инициативе самого скульптора, но уже после его кончины.
Из мастерской художника в Москве было передано 41 произведение, что положило начало экспозиции будущего музея. «Дорогим землякам дарю свое искусство» — написал по этому поводу Сергей Тимофеевич. В настоящем собрание насчитывает свыше 90 работ.
Не могу сказать, что музей перевернул моё сознание и потряс, но рассказать о нём хочется.
В фойе посетителя встречает бюст Сергея Тимофеевича. Это автопортрет за который Конёнков в 1951 г. получил Сталинскую премию третьей степени.
1
Читатель подобному может удивиться, но мы не станем забегать вперёд. Чтобы понять ситуацию, нужно знать биографию.
1
Одев маски и дождавшись экскурсовода, заходим в первый зал.
1
Сразу у входа внимание привлекает гипсовая копия работы «Весь мир насилья мы разрушим». Самсон. 1957 год.
1 из 3
1
Через всё творчество художника проходит образ библейского Самсона. Его фигура в центре композиции символизирует русский народ, который борется за свободу. Название взято из пролетарского гимна Интернационал.
Сергей Тимофеевич Конёнков родился 28 июня (10 июля) 1874 года в селе Караковичи (ныне Рославльского района Смоленской области) в зажиточной крестьянской семье, представители которой после войны 1812 года сумели выкупить себя из крепостной зависимости.
В 1892–1899 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (ныне Московский художественный институт имени В. И. Сурикова) у С. И. Иванова и С. М. Волнухина. Окончил курс со званием неклассного художника.
«Читающий татарин» — дипломная работа Коненкова.
1
В 1897 году вместе с К. А. Клодтом командирован училищем за границу «за счёт процентов с премии имени С. М. Третьякова». Посетил Германию, Францию, Италию.
Принимал участие в Декабрьском восстания 1905 года в Москве. В 1906 году под впечатлением событий создал цикл портретов участников боёв на Пресне («Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин»).
Оформил кафе Филиппова на Тверской (1905). В 1907 году выставил так называемую «Лесную серию» — ряд деревянных изваяний славянских языческих богов. В них автор сочетал архаические мотивы, приёмы примитивной скульптуры и модернистскую экспрессию.
В 1909 году принят в члены Союза русских художников. В 1910 году участвовал в конкурсе проектов памятника Александру ll в Санкт-Петербурге. В 1912 году путешествовал по Греции и Египту.
В 1916 г. мастер создаёт один из первых шедевров — «Дядя Григорий». Моделью стал Г. А. Карасёв — дворник из дома на Пресне, отвечавший за участок, где располагалась мастерская Коненкова.
После революции 1917 года принимал участие в плане монументальной пропаганды, однако чиновники от власти настороженно приняли его модернистские, экспрессивные работы.
В 1917–1919 годы — организатор и председатель Московского профессионального союза скульпторов-художников.
В конце 1923 года вместе с женой, по предложению А. В. Луначарского, уехал сначала в Ригу, а затем в США для участия в выставке русского и советского искусства. Предполагалось, что поездка продлится несколько месяцев, однако возвращение на Родину состоялось только через 22 года.
Основным местом жительства и работы в этот период стал Нью-Йорк. В 1928–1929 годах художник посетил Италию, где встретился с А. М. Горьким.
1
В годы Революции Конёнков неоднократно пересекался с Маяковским. В музее сразу два Маяковских (1947, 1956 гг). В первом случае это бюст.
3
Во втором варианте, огромный Владимир Владимирович, сжимая в руках кепку и расправив плечи, движется вперёд, и кажется, что его ничто не может остановить.
1 из 2
1
В конце 20-х Конёнков, по инициативе М. Горького, создал галерею портретов деятелей искусства и науки — бюсты М. Горького, А. Довженко, Ф. Шаляпина, И. Павлова.
В молодые годы скульптор трижды встречался со Львом Николаевичем Толстым. Его впечатлило духовное величие писателя. Своего Толстого Сергей Тимофеевич создал в 1954 г.
1
По оценке специалистов, Пушкин (1937 г.) у Коненкова особенно хорош.
1
Ф. М. Достоевский самое значимое произведение удостоенное Гран-при в Брюсселе в 1958 г. Работа отдаёт некой грустью. Руки писателя беспомощно сложены впереди, взор потуплен. Кажется, что человек чего-то страстно желал, но не смог исполнить…
1 из 2
1
Вот таким увидел художник Чарльза Дарвина. Работа выполнена в 1954 г. по заказу Академии Наук.
1
Скульптура И. Репина в музейной коллекции одна из самых необычных. Репин в длинном плаще неспешно движется. Волосы слегка растрёпаны, взор устремлён вверх. На левом плече на ремне ящик с мольбертом и красками, правая отведена назад, держит шляпу.
1 из 2
1
На первом этаже целая серия работ, однако я, дабы не утомлять, кратко поведаю о трёх.
1 из 5
1
Скульптура «Пророк» создана в 1928 г. в Италии, она предвестник чего-то нового и трагического. Как мы все знаем, к власти рвался фашизм, и автор в своём творчестве не мог обойти тему.
Скрещенные руки Пророка, словно напрочь отрицая что-то надвигающееся, подняты вверх.
1
Посмотрите, как Коненков изобразил ноги своего героя. Левая в движении отталкивается, тогда как правая, наоборот, всеми силами старается вцепиться в родную землю.
1
«Сын человеческий» (1933 г.)!!! Здесь Коненков изобразил Иисуса Христа. Христианская философия привлекала его как человека и как художника. Лицо Христа выходит из камня и кажется идеальным по своим формам, тогда как по бокам оставлены насечки, создающие впечатление незавершённости.
1 из 2
3
Познакомившись с первым этажом, поднимаемся на второй. На лестничном пролёте посетителя гипсовая копия эскиза горельефа для здания института геохимии им. Вернадского (1953 г.).
1 из 3
1
Далее нельзя не удивиться на ещё один автопортрет Конёнкова.
2
Тема сказки, создание фантастических образов, переплетённые с национальным своеобразием — одна из любимейших тем творчества.
1
Для создания образов мастер использовал дерево. Он как никто чувствовал и знал его богатейшие пластические возможности. Эта работа называется «Пан, играющий на дуде».
1 из 2
3
Вот такие сказочные стулья и кресла Конёнков создал из пней и коряг в США и позже перевёз в Россию.
1
По словам экскурсовода, за деревом ухаживать сложнее, нежели за бронзовыми или медными скульптурами. Реставраторы постоянно что-то подчищают и обновляют.
1
В 1935 году администрация Принстонского университета заказала скульптору бюст учёного А. Эйнштейна. Великий физик с уважением относился к творчеству русского скульптора, но с ещё большим вниманием — к жене Конёнкова, Маргарите.
Маргарита была также знакома с Р. Оппенгеймером, «отцом американской атомной бомбы».
Вот тут по всей видимости кроется главное! По мнению целого ряда историков — жена Конёнкова была связана с советской разведкой. Супруги в Америке выполняли особое задание, в качестве благодарности получив по приезду поблажки от властей.
1
По личному приказанию И. В. Сталина в 1945 году был зафрахтован пароход «Смольный», на котором скульптор и все его работы перевезли в СССР.
1 из 3
1
Многие авторские гипсы были затем переведены в материал. Скульптор получил мастерскую на улице Горького в Москве.
1
В одной из работ Сергей Тимофеевич изобразил супругу в образе русалки.
1 из 2
2
Каждая из скульптур Коненкова — часть жизни мастера, его представление о красоте мира и людей.
1
Многие произведения возникли как раздумья о природе творчества и смысле искусства.
1
Тема музыки возникала на протяжении всей жизни.
1
Она будила фантазию и вдохновила на создание портретов выдающихся композиторов и исполнителей, таких как композитор М. П. Мусорский (1954 г.).
1
Источает тепло человеческого тела дивный торс Айседоры Дункан.
1
Красотой и гармонией веет от образа А. В. Неждановой (1955 г.). Певица Нежданова супруга дирижёра Н. С. Голованова. Очень советую посетить в Москве их квартиру, превращённую в музей.
1
Скульптор выполнил обещание, данное М. Горькому во время их встречи в Италии, создав портрет внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери — Надежды Алексеевны Пешковой и объединив их в цикл «Три возраста» (скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка»).
1 из 3
1
В любом случае, я хотя и старался, рассказал о музее и о Сергее Тимофеевиче лишь малую часть.
1
Да, не скрою, музей своеобразный.
1
И тем не менее, если вы посетите его с экскурсией, возможно вас что-то здесь зацепит и останется в памяти надолго.
1
Коненков скончался 9 декабря 1971 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На могиле установлен известный автопортрет скульптора, за который он был удостоен Ленинской премии.
Немного порассуждаем: если Коненков родился на Смоленщине, у него так или иначе должны остаться здесь родственники?!
Выйдя из музея, я лоб столкнулся с колоритным молодым человеком. Как знать, возможно он потомок Сергея Тимофеевича или его реинкарнация?
1
Вот таким мне запомнился музей скульптур С. Т. Коненкова.