Сказать по правде, Смоленская художественная галерея для меня стала открытием. Нет, я конечно понимал, что здесь наверняка есть что посмотреть, но совершенно не думал, что замечательного много и в таких количествах.
Галерея в здании 1877 г. постройки, являющемся памятником архитектуры XIX века. Более двух десятилетий здесь размещалось первое реальное училище в городе, в 1880 г. ставшее Александровским в честь 25-летия царствования Александра II. Среди выпускников писатель И. С. Соколов-Микитов, исследователь Центральной Азии П. К. Козлов и другие известные люди.
После 1917 г. в особняке расположилась губернская советско-партийная школа. Во время ВОВ строение сильно пострадало и было восстановлено. Открытие художественной галереи состоялось в Международный день музеев — 18 мая 2011 года.
Галерея прилегает к городскому саду Блонье. Когда в тёмное время суток музей включает иллюминацию, кажется, что в нарядном особняке начался бал: приехали князья, графини и множество знатных персон, одетых по моде позапрошлого века…
5
Посетителей встречает бронзовый Марк Матвеевич Антокольский (1843–1903). Известного российского скульптора изваял другой скульптор — Н. И. Панин (1878).
М. М. Антокольский тяжёлый, музейщики по лестнице решили его не поднимать, оставив у входа.
1 из 2
5
Подняться на верхние этажи предлагает ажурная лестница — шедевр кузнечно-литейного мастерства!
1 из 3
6
Между вторым и третьим можно примерить родное личико к дорогому антуражу средневековой баронессы.
1
Как далее выяснилось, в разделе зарубежного искусства есть «Женский портрет» неизвестного испанского художника XVII века. Фотографичная копия без лица сделана с этой картины.
1 из 2
2
Впрочем, не будем забегать вперёд. На момент нашего визита в музее действовали антиковидные ограничения. Предъявляем сертификаты, одеваем маски, слушаем экскурсию.
Первый зал, куда повела экскурсовод, назывался Древнерусское искусство.
1
Его основу составляет коллекция историко-этнографического музея княгини Тенишевой, сформированная на рубеже XIX–XX веков.
1
Раздел небольшой, но представительный. Экспозиция включает иконы XV — начала XX вв. Псковской, Новгородской, Московской и других школ.
1 из 4
2
Среди них особо выделяются икона XV века «Спас нерукотворный» псковской школы,
3
и так называемые «северные письма», в том числе «Огненное восхождение пророка Илии»,
2
а также «Святой Василий с Житиём» (XVII век).
4
Следующий раздел — Русское искусство XVIII–XIX века.
1
В основу коллекции легли картины, поступившие после Революции из национализированных поместий Смоленской губернии, а также фондов Государственной Третьяковской галереи, Румянцевского музея, Цветковской галереи, Талашкинского художественного центра.
1 из 3
2
В формировании последнего важную роль сыграла меценатка Мария Клавдиевна Тенишева (1858–1928) — основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.
Тенишева открывала школы для крестьянских детей, покровительствовала художникам.
1 из 3
5
В 1905 году из-за революционных событий покинула Россию. Постепенно в Париж вывозилась и ее коллекция. В Париже, совместно с Сергеем Дягилевым, была проведена выставка, на которой были представлены предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Тенишевой. Париж захлестнула мода на русские мотивы.
Мария Клавдиевна помогала в снабжению фронта во время Первой мировой войны, в частности выращиванием и доставкой капусты (1916 год). Прочувствовав на себе две революции, в 1919 г. из Крыма эмигрировала в Париж. Мужа пережила на 25 лет.
В галерее два портрета и один бюст Тенишевой. Автор первой картины Репин (1896), вторая кисти Серова (1898), бюст работа А. Г. Сергеева (1891).
1 из 3
5
Для Смоленска Тенишева фигура культовая. Одна из улиц названа в честь М. К. Тенишевой. Ради справедливости отмечу, собранная коллекция заслуга многих людей, благодаря коим мы можем любоваться работами выдающихся мастеров.
6
(И. К. Айвазовский. Зимний обоз в пути 1857)
5
(И. К. Айвазовский. Лунная ночь на берегу моря 1852)
5
(А. И. Куинджи. Исаакиевский собор при луне 1869)
5
(Б. М. Кустодиев. В мастерской художника 1869)
5
(А. Е. Архипов. Балкон на даче 1911)
5
(И. И. Бродский. У озера 1911)
5
(И. И. Бродский. Илюша 1907)
3
(Н. К. Рерих. Псковский погост 1904)
3
(А. И. Мещерский. Перед дождём 1896)
3
(Л. Ф. Лагорио. Золотой рог. Босфор 1883)
Коллекция Западноевропейского искусства включает произведения конца XV — начала XX вв. и отличается многообразием и полнотой охвата различных живописных школ.
Глядя на отдельные картины, невольно думаешь, как они вообще попали в областной музей? Как Москва или Санкт-Петербург не пригрели их в свои руки?
1 из 3
1
Во время войны музей отправился в эвакуацию. Экспонаты загрузили в товарный вагон, который по пути следования загорелся. Останавливаться под бомбёжками было нельзя. Сопровождавшие коллекцию сотрудники на ходу самостоятельно потушили пожар.
1
Повторюсь, тот факт, что смолянам удалось собрать столь значимый комплект картин, иначе как чудом назвать сложно.
5
(Джованни Паоло Паннини. Религиозное шествие в Риме. Середина XVIII века)
5
(Аньоло Бронзино. Портрет Козимо Медичи)
3
(Джованни Антонио Пеллегрини. Юдифь с головой Олоферна)
4
(Клод Жозеф Верне. Кораблекрушение. Середина XVIII века
5
(Жак Гио. Площадь Конституции в Севилье 1861 г.)
4
(Жюль Жак Вейрасса. Купание лошадей)
4
(Якоб Андрианс Баккер. Святой Иоанн Богослов 1630-е)
3
(Ян Ассейлен. Зимний пейзаж 1634)
4
(Голландский художник XVIII века. Натюрморт)
5
(Христиан Моргенштерн. Дом в горах 1843)
4
(Георг Генрих Крола (Крол). Летний пейзаж 1860)
3
Немецкий художник XVII века. Натюрморт с петухом и фруктами)
3
(Иоганн Карл Лот. Отцелюбие римлянки)
3
(Иоганн Генрих Рос. Встреча Иакова с Лаваном 1677)
3
(Мартин Ван Клеве Младший. Обед в крестьянской семье)
3
(Мартин Ван Клеве Старший. Встреча Исава с Иаковом)
2
(Неизвестный художник XVIII века. Поклонение волхвов)
Экспозиция Советского периода, наиболее многочисленная, охватывает как признанных мастеров, так и художников андерграунда.
1 из 6
1
Здесь можно познакомиться с работами смоленских художников, чьё творчество стало заметным явлением в отечественном искусстве XX столетия.
4
(А. А. Рылов. Закат 1917)
3
(И. Т. Сандырев. Воспоминания о художниках древней Руси (Голгофа) 1978)
3
(В. К. Белецкий. Сверстники 1985)
2
(М. Д. Натаревич. Суббота 1976)
2
(Мир Джаваров. Голубой ослик 1976)
В моём понимании Художественная галерея Смоленска собранными экспонатами не уступает столичным и питерским музеям.