В Симферополе я побывал в праздничный день 4 ноября. Собор в честь Александра Невского стал первым храмом, увиденном мною в столице Крыма.
Не всегда задумки человеческие претворяются в жизнь. Русская пословица гласит: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Пословица прямо-таки отражает историю появления православного собора в честь Александра Невского в Симферополе.
2 (13) февраля 1784 года по указу русской императрицы Екатерины II на территории бывшего Крымского ханства была создана Таврическая область с центром в городе Карасубазар (с 1944 года — город Белогорск), правда в том же году столица области была переведена в Симферополь. Структура административного деления и управления постоянно менялась, в 1884 по 1796 год область входила в состав Екатеринославского наместничества, коим руководил Григорий Александрович Потёмкин-Таврический. Если быть точнее, он был военным генерал-губернатором наместничества, помимо этого существовала должность гражданского правителя наместничества.
Со 2 января по 11 июля 1787 года Екатерина II совершила турне по Новороссии. Кстати по итогам этой поездки Потёмкин превратился в князя Потёмкина-Таврического. Императорская свита составляла около 3000 человек, в том числе вместе с императрицей путешествовали послы Англии, Австрии и Франции. Основным видом транспорта были кареты и сани. 26 мая императрица побывала в Симферополе. Управляющим Таврической области в это время был граф Михаил Васильевич Каховский. На весь город была только одна православная церковь во имя святых равноапостольных Константина и Елены, обустроенная в 1785 году из небольшого татарского дома, купленного командиром Владимирского бомбардирского полка Борисом Алексеевичем Тищевым Первая церковь столицы Таврической области . Церковь произвела на Екатерину удручающее впечатление и она пожелала видеть в городе «приличный храм соборный». Императорское слово необходимо исполнять. Но в 1789 году сменился правитель Таврической области, им стал генерал -майор Семен Семенович Жегулин, в 1791 году умер князь Г. А. Потёмкин-Таврический, в 1796 году императрица Екатерина Вторая. Таврическая область в 1796 году указом нового российского императора Павла была упразднена и включена в состав Новороссийской губернии. Симферополь статус областного центра утратил, став уездным городком. Строительство в целом затихло и дело со строительством храма потихоньку забылось.
В 1801 году почил в Бозе император Павел, а в 1802 году на карте России появилась Таврическая губерния с центром в Симферополе. Люди вспомнили о необходимости соборного храма, ведь даже Екатерина Великая говорила об этом.
Продвигать идею о строительстве храма стал протоиерей Никита Петровский. Служил он в той церкви, что так не понравилась Екатерине Второй. Священник имел сердце льва, еще до принятия сана Никита Петровский прославился ратными подвигами во время штурма Измаила, когда он одним из первых взобрался на стены турецкой крепости с зажатым в руке православным крестом. Турецкий ятаган изуродовал его руку, но креста он не выронил. За храбрость герой был награждён золотым наперсным крестом на георгиевской ленте.
Попытки собрать деньги на строительство храма Петровским не увенчались успехом и тогда он обратился вместе со своим соратником священником Кириллом Забуженко с просьбой о строительстве храма к гражданскому губернатору Таврической губернии Дмитрию Борисовичу Мертваго. Третий губернатор, появившийся в нашей истории, был гораздо активнее предыдущих. В результате его ходатайства на имя императора Александра Первого, поддержанного министром внутренний дел Российской империи Виктором Павловичем Кочубеем, было получено разрешение на строительство храма.
Но сказка и не думала заканчиваться…
Проект храма, разработанный губернским архитектором 12-го класса Карасевым был забракован Кочубеем. Был утверждён проект петербургского архитектора 8 класса Луиза (Луиджи, Алоизий) Ивановича Руска (1758 — 1822), швейцарца по происхождению, жившего в России с 1767 по 1818 года. Среди его работ — театр Таврического дворца и церковь Всех скорбящих в Санкт-Петербурге, а Кочубею он был известен лично, т. к. занимался строительством в его имении. Снова швейцарец и православный храм в Крыму… А место для строительства храма на берегу Салгира якобы было выбрано академиком Петером Симоном Палласом — немецким и российским учёным и путешественником.
Храм начали строить? Не угадали…
Проходит пять лет, в 1809 году новый губернатор Таврии Андрей Михайлович Бороздин докладывает генерал-губернатору Новороссии и Бессарабии Арману Эммануэлю София-Септимани де Виньеро дю Плесси, графу де Шинон, 5-му герцогу Ришельё, что к строительству храма так и не приступили из-за отсутствия подрядчиков. Видимо в угоду французу Ришелье Бороздин находит троицу французов П.Никола, И.Ферри и Б.Латти для строительства православного храма. В мае 1810 года состоялось освящение места будущего строительства и закладка храма. Наконец то началось строительство подумает уставший читатель, но опять ошибётся. Вот 30 икон в Петербургском иконописном цехе К. Бенедиктова были изготовлены и отправлены в Симферополь за 2 месяца.
Дела у строителей французов шли ни шатко, ни валко, но окончания строительства всё не было и не было. Как это часто бывает, строители пеняли на отсутствие денежных средств и за два года возвели часть стен, а в 1812 году исчезли в неизвестном направлении, бросив недостроенный храм. Может на встречу с Наполеоном поехали и заблудились… Дальше — больше. Недостроенный храм и запасы строительных материалов начали растаскивать потихоньку, благо можно было попенять на ураган, пронесшийся над Крымом в 1813 году…
В 1816 году меняется губернатор, теперь к власти в губернии пришёл Александр Степанович Лавинский. То ли с его подачи, то ли вспомнив о том, что более 10 лет назад самолично подписывал разрешение на строительство храма — но император Александр Первый создал следственную комиссию, которая, осмотрев долгострой и почесав головы, пришла к выводу, что достраивать это безобразие невозможно и надо ломать и строить. Лучше на новом месте, как посчитал приехавший для осмотра места губернский архитектор Полтавы М. Парадисов. . Имущество бывшего губернатора Бороздина были арестовано, всех членов Симферопольской строительной экспедиции отдали под суд.
Новый проект храма был разработан петербургским архитектором Иосифом Ивановичем Шарлеманем и в 1821 году был утверждён лично императором. Также была утверждена смета на строительство храма, которая выросла в 2,5 раза по сравнению с предыдущей. В смете было учтено, что часть строительного материала будет использовано из долгостроя предыдущей версии храма.
12 марта 1823, в годовщину коронации Александра I, храм был заложен. Строительство осуществлял Иван Фёдорович Колодин. К этому времени сменилось еще парочка губернаторов: Баранов Александр Николаевич и Перовский Николай Иванович. Последний из них присутствовал при закладке храма и, кроме того, был дедушкой знаменитой Софьи Перовской.
Когда я подошёл к храму, то застал его в строительных лесах.
Не пугайтесь — строительство, начатое в 1823 году, благополучно завершилось в 1829 года. За это время сменилось еще два губернатора: Дмитрий Васильевич Нарышкин и Александр Иванович Казначеев. Эпопея в несколько десятилетий и 11 губернаторов закончилась. Правда храм регулярно достраивали, украшали, но главное — он действовал, а в 1860 году стал кафедральным.
Здание храма сильно пострадало в 1918 году, когда моряки-черноморцы артиллерийским огнём подавили огневое сопротивление врагов революции, засевших в храме и установивших на колокольне пулемёты. В 1922 году храм был закрыт, в 1929 году сняли колокола, а в ночь на 27 сентября 1930 года многострадальная церковь была взорвана. Так выглядел когда-то храм.
Вообще соборам в честь Александра Невского не везло на территории послереволюционной страны. В моём родном городе Уральске храм был взорван и остался от него только макет в музее. На территории России из 20 храмов были взорваны 9.
В Симферополе на месте храма был разбит сквер, после войны захоронены в братской могиле воины и установлен памятник в виде танка Т-34, о нём я рассказывал в материале Память о Великой Отечественной войне в столице Крыма. Часть 1. Памятники и мемориалы.
Надо быть благодарными светским и церковным властям, которые не стали считать старые обиды и полюбовно договорились. Памятник сдвинут на сотню метров,
останки павших захоронены на кладбище.
И начато восстановление, а фактически строительство нового храма, о котором когда-то мечтала Екатерина Великая. Так выглядел храм в ноябре 2014 года.